Суть
эмоциональной ситуации как средства
воспитания состоит в том, что
в связи с каким-либо событием,
поступком человек ощущает тончайшие
переживания другого и отвечает
на них своими собственными. Чувства не
навязываются, а пробуждаются, и пробудить
их можно не искусственно, а искренними
переживаниями.
- Регулярный
труд в присутствии
ребёнка. Постоянно наблюдая за работой
взрослых, ребёнок начинает, имитировать
это в игре, а затем и сам включается в
процесс труда как помощник, и, наконец,
как самостоятельный исполнитель.
- Необходимо
исключение так называемых прибавочных
раздражителей из жизни ребёнка: роскоши,
нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной
еды, табака, алкоголя.
- Оградить
ребёнка от контакта
с безнравственными
людьми. Важнейшим методом овладения
знаниями и опытом у ребёнка является
имитация. Инстинкт имитации заставляет
ребёнка пытаться воспроизвести все действия
и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл
– значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок
вырабатывает свои собственные нравственные
основания и может оценивать поведение
и поступки окружающих людей. Поэтому
взрослые, которые любят ребёнка и желают
ему добра, должны строго контролировать
каждый свой шаг, чтобы не послужить ему
примером безнравственного поведения.
- Родителям
необходимо обращать
внимание на целомудрие
семейных отношений
и в связи этим:
а)
остерегаться слишком чувственной
«обезьяньей» любви к ребёнку, которого
они то и дело волнуют всевозможными
неумеренными физическими ласками;
б)
контролировать проявление взаимной любви
в присутствии детей. «Супружеская
ложе родителей должно быть прикрыто
для детей целомудренной тайной,
хранимой естественно и неподчеркнуто»,
- писал И. А. Ильин.
Заключение.
Из
всего сказанного можно сделать
вывод, что семейные традиции, моральные
принципы, педагогическое мастерство
родителей являются необходимыми условиями
формирования нравственных убеждений
ребенка, что родители это первая
инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья
воспринимает и передаёт своим воспитанникам
культурные и моральные ценности.
«Семья есть первичное лоно человеческой
духовности; а потому и всей духовной
культуры, и прежде всего – Родины».
Родители
составляют первую общественную среду
ребёнка. Родители являются образцами,
на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека.
Цель
и мотив воспитания ребёнка –
это счастливая, полноценная, творческая,
полезная людям, а значит нравственно
богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание
такой жизни и должно быть направлено
семейное воспитание.
Только
при уверенности ребёнка в
родительской любви возможно правильное
формирование психического мира человека,
возможно воспитание нравственного
поведения.
Нравственность
ребёнка – это необходимое
условие его принципиальных позиций,
последовательности его поведения,
уважения достоинства личности, духовности.
Само
нравственное воспитание осуществляется
путём формирования у ребёнка
нравственных потребностей и убеждений,
нравственных чувств и эмоций, моральных
знаний о добре и зле.
Задачи
педагога – объяснить любящим
родителям, что их педагогическая грамотность
зависит прежде всего от них самих,
от их желания разобраться в сложном
и трудном процессе становления
и развития личности; указать пути и условия
формирования нравственности ребёнка.
Литература.
- Алейникова
Н.В. Этикет: дома и в гостях. – Минск, 1993г.
- Ахматова
А.Ф. Нравственность и одухотворенное
образование. // Педагогика. – 2003г. – №8.
- Бабанский
Ю.К. Педагогика. – М., 1988г.
- Баранов С.П.,
Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика.
– М., 1987г.
- Богданова
О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание
старшеклассников. – М., 1988г.
- Богданова
О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические
беседы с подростками. – М., 1987г.
- Божович Л.И.,
Конникова Т.Е. Нравственное формирование
личности школьника в коллективе. – М.,
1987г.
- Болдырев
Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 1968г.
- Бондаревская
Е.В. Формирование нравственного сознания
старших школьников. – Ростов-на-Дону,
1976г.
- Варюхина
С. И. Истоки Доброты. – Минск., 1987. – С.
- Гарифуллина
Р. Этический идеал как ценностно нормативная
основа духовно-нравственного воспитания.
// Alma mater – 2006г. – №6.
- Гессен С.И.
Основы педагогики. – М., 1995г.
- Григорович
Л.А. Педагогика и психология. – М., 2001г.
- Гурова Р.Г.
Современная молодежь: социальные ценности
и нравственные ориентации. // Педагогика
– 2000г. – №10.
- Гуревич
П.С. Человек – 9 класс: Учебное пособие
для общеобразовательных учебных заведений.
– М., 1995г. – 336с.
- Довгун А.И.
О некоторых условиях успешного использования
методов воспитания. // Нравственное воспитание
школьников. – 1976. – №12. – с.56.
- Жук Л.И. Нравственность
в современном мире. – Минск, 2003г.
- Зарецкая
И.И. Нравственное воспитание учащихся.
– М., 1986г.
- Иванов А.В.
Культурная среда современной школы. //
Педагогика. – 2006г. – №10.
- Ильин И.
А. Душа ребёнка.// Очаг. – 1993. – №9.
- Карклина
С. Э. Проблемы семейного воспитания. –
М., 1983. – С. 10 – 13
- Кабуш В.И.
Программно-методические рекомендации
«Человек». – Минск, 1998г.
- Клементьев
Л.П. Опыт воспитания в процессе самоуправления
учащихся. // Классный руководитель – 1999г.
– №4.
- Климова-Фюгнерова
М. Эмоциональное воспитание в семье. –
Минск, 1981. – С. 38
- Косолапов
Ю.А. Нравственное воспитание учащихся
в процессе перспективной деятельности
коллектива. // Нравственное воспитание
школьников. – 1975г. – №12 – С.52.
- Кочетов
А.И. Организация самовоспитания школьников.
– Минск, 1990г.
- Леднев В.С.
Содержание образования: сущность, структура,
перспективы. – М., 1991г.
- Лихачев
Б.Т. Педагогика «курс лекций». – М., 1996г.
- Макаренко
А.С. Воля, мужество, целеустремленность.
– М., 1987г.
- Марьенко
И.С. Нравственное становление личности.
– М., 1985г.
- Михалков
С.В. Все начинается с детства. – М., 1972г.
- Подласый
И.П. Педагогика. – М., 1999г.
- Попов Л.А.
Этика. – М., 1998г.
- Рожков М.И.,
Байбородова Л.В. Организация воспитательного
процесса в школе. – М., 2001г.
- Розанов
В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990. – С.
219
- Ромашкова
Е.И. Картотека форм нравственного воспитания
учащихся. – М., 2005г.
- Савин Н.В.
Педагогика. – М., 1978г.
- Седова Н.Е.
Педагогика вокруг нас. – П-К., 1995г.
- Средства
воспитания (методический подход). // Классный
руководитель. 2002г. – № 3 – С.26–37.
- Соловейчик
С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987. – С.
92
- Сухомлинский
В.А. Избранные педагогические сочинения.
– М., 1980г.
- Сухомлинский
В.А. Рождение гражданина. – М., 1979г.
- Сычев-Михайлов
М.В. Из истории русской школы и педагогики
XVIII. – M., 1960г.
- Титаренко
В. Семейное воспитание, его специфичность
и необходимость// Культура семейных отношений.
– М., 1985. – С. 101 - 116
- Ушинский
К.Д. Избранные педагогические сочинения
в двух томах. – М., 1974г.
- Харламов
И.Ф. Педагогика. – М., 1998г.
- Шемшурина
А. Основы этической культуры школьников.
// Народное образование. 1998г. – № 6 – с.64-65.
- Шилова М.И.
Учителю о воспитании школьников. – Красноярск,
1991г.
- Широкова
И.Г. Этика. – М., 2002г.
- Штольц Х.,
Рудольф Р. Как воспитывать нравственное
поведение. – М., 1986г.
- Шульц М.П.
К вопросу о методах нравственного воспитания
школьников. // Нравственное воспитание
школьников. 1976г. – №12 – с.104 – 115.
- Щуркова
Н.Е. Программа воспитания школьника. –
М., 1998г.
- Фрадкин
Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе:
взгляд сквозь десятилетия// Воспитание
школьников. – 1993. - №6
- Яновская
М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная
сфера личности // Классный руководитель.
2003г. – № 4 – с.24–29.
- «Не хочу
быть гороховым зерном». Учительская газета.
– 1990.-№9