Роль семьи в нравственном воспитании учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание

Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен, и тверд этот фундамент зависит очень многое в судьбе человека. Не мала роль и нравственного воспитания в семье. Многие статьи и труды известных педагогов, историков, философов были посвящены воспитанию. Например, статье Каптерева «История Русской педагогики» автор раскрывает основные проблемы русской педагогики в период Древняя Русь-ХХVII в, характерные черты развития педагогики в этом периоде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания...……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие нравственного воспитания………………………………….6
1.2. Основные задачи нравственного воспитания………………………18
1.3. Содержание нравственного воспитания. Критерии нравственной воспитанности……………………………………………………………………21
ГЛАВА 2. Нравственного воспитания в семье………………......................27
2.1Проблемы нравственного воспитания в семье………………………27
2.2 Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье……………………………………………………………..………………..30
Заключение……………………………………………………………………...35
Литература…………………

Работа состоит из  1 файл

Роль семьи в нравственном воспитании учащихся.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим  примерные перечни основных требований применительно к младшим подросткам. От них требуется:

  1. Знать, что они граждане своей страны.
  2. Уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств.
  3. Любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово.
  4. Дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно.
  5. Быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе.
  6. Бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу.
  7. Беречь свое человеческое достоинство и честь.
  8. Все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры.
  9. Помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок.
  10. Проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни.
  11. Творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству [23].

     В подростковый период в личности ребенка  происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию.

 

      ГЛАВА 2. Нравственного воспитания в семье.

      2.1.Проблемы  нравственного воспитания  в семье.

        Социальному педагогу чаще всего  приходится работать с подростками.  Это очень сложный возраст.  Целые клубки подростковых проблем  приходится распутывать педагогам  и психологам. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Обратимся к реальным ситуациям. Исследователь С. Э. Карклина приводит такой пример. Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..» Далее С. Э. Карклина пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Оно посмотрела на меня поверх очков и чётко произнесла:

– Я сама знаю, что можно и что нет. Он негодяй, и дочь должна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.

        Ни учителя, ни родительская  общественность не могли убедить  Иннину мать, что она неправильно  воспитывает дочь.

– Инна – это  единственное, что у меня есть в  жизни. Я всё отдала ей… Я работаю день и ночь…

      И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для  уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём  не знала отказа. Всё свободное  время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.

      Но  это всё только казалось. Инна росла  вздорной и эгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного  поведения девочки было множество  инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» «Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:

– Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает»[21].

      Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и  театры) воспитания.

      У подростков часто не ладятся отношения  не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец. Вот  отрывок из письма девушки:

      «О  себе: зовут Наташа, мне 16 лет. Учусь  в 11 классе. Надеюсь закончить школу  с 2-3 четвёрками и остальными пятёрками.

      Недавно мои родители в «Комсомолке» прочли в письме 15-летней девчонки: «Я разочарована в жизни». Они посмеялись над этим и сказали что-то вроде: «Ну и молодёжь».

      Мои родители совершенно не знают меня. Я сама не помню, когда потеряла связь  с ними. У меня нет сейчас ни малейшего  желания делиться с ними своими переживаниями. Я болтаю о всякой чепухе, и они  считают, что в нашей семье  всё благополучно. Я не пью, не курю, не гуляю ночами, не стану внаглую хамить. Этого для всех достаточно. Для родителей ещё нужно, чтобы я много читала и готовилась к поступлению в институт. И никого – ни одного человека! – не волнуют мои взаимоотношения со сверстниками. Взрослые во всех нас видят лишь «ребёнка среди взрослого мира»… Пока я могу сказать лишь, что в своей жизни я не вижу ни малейшего смысла…»[58]

      Произошло отчуждение между родителями и ребёнком, которое уходит своими корнями в  детство этой девушки, скорее, в период её отрочества. Родители, конечно, любят дочь. Но, видимо, любовь эта стала незаметной, повседневной, исчезли доверие и искренность в отношениях между членами семьи. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевную драму своей уже взрослой дочери.

      Но  не всегда родители бывают столь педагогически  слепы. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую  ситуацию, обращаются за помощью к  педагогам и прислушиваются к  их советам.

      Чем необходимо руководствоваться учителю? Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов , воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

      В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

    1. неполная семья ;
    2. конфликтная атмосфера в семье;
    3. наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;
    4. при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;
    5. излишняя порочная родительская любовь и т. п.

      Задачи  педагога:

      а) выяснить, как сделать так, чтобы  максимизировать положительное  и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

      б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в  ошибочности и несостоятельности  их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

 

     2.2. Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

     Опираясь  на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим  следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

  1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».  
    При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
  2. Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так:  «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…».
  3. Разъяснение. Воздействие словом.

     В. А. Сухомлинский отмечал, что слово  должно применяться именно к конкретному  человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

     Как правильно говорить с ребёнком? Всё  дело в том, что необходимо знать, чт сказать и кк сказать.

     Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 

     Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний»  и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

     В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

     И содержание, и тон, и место, и время  разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может  существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

     Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют  убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в  слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

  1. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
  2. Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
  3. Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
  4. Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
  5. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании учащихся