Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Автор работы: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: роль воспитателя в формировании навыков сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
Раскрыть понятие «сюженто-ролевая игра»
Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Рассмотреть роль воспитателя и значение игровых приемов в обучении сюжетно-ролевым играм детей младшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра, как средство
всестороннего развития ребёнка…………………………………………..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………...9
ГЛАВА II Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
младшего дошкольного возраста
2.1 Психолого-педагогические особенности детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………11
2.2 Игры в младшем дошкольном возрасте……..…………………………..13
2.3 Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Роль воспитателя в младшей группе готовая.docx

— 56.63 Кб (Скачать документ)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I Теоретические основы сюжетно-ролевой игры

    1. Сюжетно-ролевая игра, как средство

   всестороннего развития ребёнка…………………………………………..7

    1. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………...9

ГЛАВА II  Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

            младшего дошкольного  возраста

2.1 Психолого-педагогические особенности детей

   младшего  дошкольного возраста…………………………………………11

2.2 Игры в младшем дошкольном возрасте……..…………………………..13

2.3 Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Современные преобразования в обществе, новые  стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его  быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к  образованию. Системы образования  большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать, цели, содержание и технологии образования на ожидаемых  от него результатах. Основной целью  образования становится не простая  совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально  жить и работать в быстро изменяющемся мире.

     Дошкольное  воспитание и обучение - первый уровень  непрерывного образования, создающий  развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с  учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

     В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

     Игра  - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

     Выдающийся  исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается  в том, что свобода и самостоятельность  играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое  добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

       Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

     Менджерицкая Д. В., в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

     Стремление  современного общества к наиболее полному  раскрытию индивидуальности каждого  ребенка требует изучения не только ее структуры, но путей и особенностей развития. Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью, обладающей системообразующей функцией в структуре личности. В качестве ведущих выступают познавательная активность в младшем школьном возрасте, коммуникативная - в подростковом и социально-нравственная в ранней юности.  
Исследования отечественных психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.А.Волочкова, С.А.Васюры и др. показывают значимую роль игровой активности в деятельности дошкольника. В этой связи особое значение приобретает изучение становления игровой деятельности, которое происходит в младшем дошкольном возрасте.

     Раннее  детство - особый период становления  органов и систем детского организма, и прежде всего - функций головного  мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка. Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Совершенствование обучения развития детей раннего возраста способствует эффективной реализации требований программы воспитания и обучения в детском саду.  
Задачами обучения и развития являются: развитие действий с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий); развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений); формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего).  
Указанные задачи реализуются через следующие педагогические средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; специальное обучение ребенка взрослым на занятиях; самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.  
Особое место занимает игровая деятельность младшего дошкольника. Важной педагогической задачей является трансформация игровых действий ребенка в совместную со сверстниками игровую деятельность.

     Игра  - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

     Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

     Объект  исследования: сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: роль воспитателя в формировании навыков сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

     Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие «сюженто-ролевая игра»
  2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
  3. Рассмотреть роль воспитателя и значение игровых приемов в обучении сюжетно-ролевым играм детей младшего дошкольного возраста

     Методы  исследования: анализ, сравнение, обощение – теоретические методы

 

ГЛАВА I. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры 

     1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка 

     Сюжетно-ролевые  творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

     В играх проявляется творческое воображение  ребенка, который учится оперировать  предметами и игрушками как символами  явления окружающей жизни, придумывает  разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит  из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин).

     В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает  ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

     В игре все стороны личности ребенка  формируются в единстве и взаимодействии.

     Игра  занимает большое место в системе  физического, нравственного, трудового  и эстетического воспитания дошкольников.

     Игра  имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с  обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

     Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

     Нередко игра служит поводом для сообщения  дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей  у детей появляются первые мечты  о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все  это делает игру важным средством  создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в  дошкольном детстве.

     Творческую  игру нельзя подчинить узким дидактическим  целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

     Интересная  игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более  трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных  методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

     Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор  для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется  мобилизация знаний, самостоятельный  выбор решения поставленной задачи.

     Игра - самостоятельная деятельность, в  которой дети вступают в общение  со сверстниками. Их объединяют общая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать  между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

     В игре воспитывается интерес и  уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий  и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к  труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

     Игра  - важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

     Таким образом в дошкольном детстве  игра является важнейшей самостоятельной  деятельностью ребенка и имеет  большое значение для его физического  и психического развития, становления  индивидуальности и формирования детского коллектива.  

     1.2 Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры 

     Взаимосвязь образа, игрового действия и слова  составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.

     Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой  игрой и создаются детьми или  предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

     Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

     Он  формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется  в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу  игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику»  и т.д.); отражающие созидательный  труд (строительство метро, постройку  домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

     Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

     Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.  В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Информация о работе Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшей группе