Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Автор работы: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: роль воспитателя в формировании навыков сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
Раскрыть понятие «сюженто-ролевая игра»
Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Рассмотреть роль воспитателя и значение игровых приемов в обучении сюжетно-ролевым играм детей младшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра, как средство
всестороннего развития ребёнка…………………………………………..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………...9
ГЛАВА II Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
младшего дошкольного возраста
2.1 Психолого-педагогические особенности детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………11
2.2 Игры в младшем дошкольном возрасте……..…………………………..13
2.3 Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Роль воспитателя в младшей группе готовая.docx

— 56.63 Кб (Скачать документ)

     Мухина  В.С. отмечает, что в работе с детьми 2-3 лет одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек.

       Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде всего стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.

     Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать  необходимые умения, воспитывать  устойчивый интерес к конструированию.

     Если  малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая  все чувства своего героя. Поэтому  надо всячески поддерживать его интерес  к определенной роли, обучать в  ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или  иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для  создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к  распаду игры, к отказу от роли. 

     2.3 Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр 

     Для воспитателя руководство игрой  является одним из наиболее сложных  аспектов его работы. Он должен уметь  руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных  методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется.

     Основные  требования к руководству игрой  детей раннего возраста раскрываются и в трудах Н.М. Аскариной, Ф.А. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др., в которых помимо комплексного руководства  игрой рассматривается также  метод создания проблемных ситуаций. Однако в этих исследованиях не отражена последовательность применения усложняющихся  проблемных ситуаций. На практике воспитатели и родители чаще используют метод прямых инструкций, тогда как дети могут в игре решать более сложные и интересные задачи.

     В исследованиях Н.Н. Поддьякова отмечается, что ребенок присваивает себе знания, которые не всегда отчетливы  и вполне правильны, однако именно они  дают тот материал, который является основой активной деятельности. Подсказка  взрослого в виде проблемной ситуации дает детям возможность активного  поиска решения игровых проблем.

     Какие условия необходимы для того, чтобы  дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, чтобы  эти игры были привлекательны?

     Во-первых, необходимо, чтобы содержание игр  соответствовало интересам и  возможностям детей, особенностям детской  субкультуры.

     Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности  и творчества ребенка.

     В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать  участие дети.

     Рассмотрим  особенности педагогического сопровождения  сюжетных игр для младшего дошкольного детства.

     Важнейшим условием появления сюжетных игру детей  третьего года жизни становится насыщение  игрой всей жизни детей в группе. Это можно сделать, превращая  в игровой сюжет реальные события  из жизни группы. Существенную помощь при этом оказывает народная педагогика. Хорошо использовать «параллельное» проигрывание бытовых сюжетов: «медсестра» осматривает  детей и куклу; «Ручки пойдем мыть, есть пора. И куколки помоют ручки - ш-ш-ш, помыли, будут кушать»; «Баю-бай, кубики, спите, и детки спать лягут» (игрушку кормят, лечат, укладывают вместе с ребенком). В результате игровой опыт детей обогащается. Укладывая куклу спать, дети подворачивают одеяло так, как это делает няня; показывают куклам новые игрушки и картинки, как педагог; носят кукол по комнате и называют предметы: «Смотри, это книга, это лук». Замечено: таких игровых действий взрослые не показывали, значит, их появление свидетельствует о формировании игрового отражения действительности.

     Забота  взрослого о ребенке становится ведущим источником сюжетно-отобразителъных  и сюжетно-ролевых игр на четвертом  году жизни. Задача педагога состоит  в том, чтобы обеспечить переход  от сюжетно-отобразительной игры, в  которой ребенок копирует бытовые  действия взрослого, к сюжетно-ролевой  игре, отражающей отношения людей, их характеры, настроения. Организуя игры с детьми этого возраста, педагог  выступает носителем нового для  них способа построения игры - ролевого поведения. Он принимает на себя игровую  роль («Я - шофер») и побуждает ребенка  принять и назвать свою роль, дает образцы называния игровых действий («Я завожу мотор, р-р-р, я везу ребятам  подарки»), задает ребенку вопросы  от имени ролевого персонажа («Как зовут  твою дочку? - спрашивает "доктор" у ребенка, который подошел к  нему с куклой. - Что у нее болит?»), помогает вступать в ролевой диалог, подсказывая реплики или задавая  наводящие вопросы.

     Обогащение  игровых сюжетов может быть основано на имеющемся у ребенка опыте. Например, педагог спрашивает у одного из детей: «Ты ходил к врачу? Что  у тебя болело? Ушко? Как смотрел  доктор? Поправил зеркальце на лбу? Как сказал лечить? Капать в ухо? Вот так? А что мама говорила? "Не бойся" - и завязала ухо, вату приложила? Сказала: "Не снимай, нельзя"?». Затем  в рассказе-аналогии педагог повторяет  сюжет, выделяя действия, фразы, эмоции - все, что облегчает создание игрового сюжета. Рассказ воспитателя сопровождается показом: «Поправил зеркальце, вот  так»; «Наберу пипетку и капаю, вот так». Рассказ ребенка становится основой для сюжета и детализируется рассказом-аналогией педагога (про  самого себя или знакомого мальчика, девочку) о лечении, выходных, походе в магазин. Следующий шаг - создание игровой проблемной ситуации. Игрушки  заболели, у мишки завязано ушко, а доктора нет: «Полечишь? Вот, у  меня зеркальце есть (крупная пуговица, прикрепленная к резинке, или крышка от баночки с детским соком) и пипетка есть (счетная палочка). Компрес привяжи и скажи "Не снимай!"».

     Позиция педагога постепенно меняется от «участника игры - носителя новых для детей  игровых умений» к позиции  «партнера-помощника», который направляет игру, помогает детям незаметно перейти  к использованию предметов-заместителей.

     Воспитатель предоставляет детям воможность играть самостоятельно, вмешиваясь только при необходимости. Например, при «зацикливании» ребенка на одном и том же игровом действии педагог говорит: «Не надо больше кормить зайца, он уже все съел», - и предлагает ребенку продолжать действия (погулять с зайцем, уложить его спать).

     В младшем дошкольном возрасте  педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр. Это требует насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки для мальчиков, конструкторы, мебель, кроватки). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (строки из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.). Он показывает ребенку, как пользоватся ролевой речью, звукоподражанием, втягивает его в игру, подсказывает репллики, объясняет действия.

     Уже в младшей группе встречаются  дети, которые умеют в игре условно  употреблять те или иные вещи. Игры таких ребят обычно проходят живо: их не затрудняет подбор материала, если для игры не хватает соответствующей  игрушки. Однако встречаются дети, не имеющие никакого представления  об условном использовании предмета.                        

     Широко  используя игрушку как средство развития ребенка, воспитатель должен в то же время приучать малышей  пользоваться вещами условно, развивая тем самым их воображение.

     В процессе игры у ребят часто появляется стремление развить сюжет, желание поделиться этим с другим ребенком, что-нибудь узнать у него. Воспитатель должен вслушиваться в разговоры детей, в противном случае он не будет знать интимного содержания игры, детских замыслов, и это может привести к тому, что его советы в отношении развития сюжета не будут приняты.

     Наблюдение  за ходом игры способствует выбору правильного приема руководства  в той воспитательной задаче, которую  можно решить данной игрой.

     Появлению у детей желания играть, умению бережно обращаться с игрушкой содействуют  многообразные педагогические  приемы.

     Так, похвала и поощрение даже мало приметных достижений оказывают  существенное воздействие на налаживание  дружеских отношений между детьми, на включение ребенка в жизнь  группы через игру.

     Ребенок часто как бы ищет сочувствия у  воспитателя. Поэтому для руководства  играми маленьких очень важна  отзывчивость взрослых на их пусть  самые простые игры и непосредственное участие воспитательницы в игре.

     Игра  с ребенком может выразиться иногда в одном каком-нибудь действии. Бывает, что достаточно одной лишь реплики, слова одобрения, сочувствия, чтобы ободрить ребенка, поддержать в нем желание играть.

     Сближению дошкольника с педагогом способствует и предложенная ребенку игрушка, которая вызывает у него приятные воспоминания о прогулках с матерью, о домашнем уюте.

     В игре дети обычно сами выбирают себе товарищей. Тем не менее необходимо содействовать  образованию среди них таких  группировок, участники которых  наиболее благотворно воздействовали бы друг на друга.

     Такое объединение может произойти  по совету воспитателя, когда группе детей предлагаются одни общие игрушки  или когда воспитатель предлагает одному дошкольнику помочь другому.                             

     Поощряя совместную игру двух детей, воспитатель  способствует формированию у них  симпатии друг к другу.                                

     Поощрение детей к объединению не должно носить формальный характер, так как  ребенка радует не всякая совместная игра, а лишь такая, которая, удовлетворяя его стремление к общению на основе личных симпатий, не ущемляет его самостоятельности.

     Похвала, одобрение вызывают у ребенка  радость и стремление дружно играть вместе.

     Наблюдения  показывают, что в играх в «поездки»  и «путешествия» детям бывает трудно самостоятельно сорганизоваться, у них часто возникают конфликты. Задача воспитателя - сблизить малышей во время таких увлекательных «путешествий».

     Играть  в «поезд», «пароход», «самолет»  большое удовольствие для маленьких  детей. Игры эти протекают в разных формах, они могут быть самыми причудливыми. Вот бежит малыш и громко дудит: он сейчас и пароход, и капитан,  и свисток.

     Другой  мальчик сосредоточенно сидит на скамейке, в руках у него обруч. Но вот он встает, держит обруч впереди  себя, поворачивая его то вправо, то влево. Он рулевой и капитан, и  пароход одновременно. Вот уже  двое-трое детей «едут на пароходе». Как им лучше разместиться? Куда поехать? Цель игры в таких случаях  опосредованно вносится воспитательницей, которая опирается на самые близкие  жизненные интересы детей. Она посоветует провести пароход по той реке, по тому каналу, по тому морю, которые знакомы  этим детям, садится на их «пароход»  и едет с ними гулять к ближайшей  пристани. Капитану она дает шапочку, рулевому - руль.

     Так, исподволь у ребят появляются первые стремления к новым ролям, первые познания: капитан ведет корабль, рулевой поворачивает руль, когда  ему приказывает капитан. По приказу  капитана пароход отправляется; все  пассажиры занимают места на пароходе. Намечается место прибытия, остановки   (пристань, порт).

     Опытные воспитатели всегда сумеют найти  умелый подход от игры детей к наблюдению, расширяющему представления малышей  о заинтересовавшем их явлении. В результате внимательного наблюдения детьми окружающей жизни и действий взрослых игра становится более разнообразной.

     На  развитие содержания детских игр  существенное влияние оказывает  изготовление игрушек-самоделок. Такая  игрушка делает игровые интересы ребенка более устойчивыми, помогает объединению детей в игре. Необходимо заинтересовать малышей процессом  изготовления игрушек. Педагог может  на глазах у детей сделать некоторые  атрибуты, необходимые для той  или иной игры.

Информация о работе Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшей группе