Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Автор работы: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: роль воспитателя в формировании навыков сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Задачи исследования:
Раскрыть понятие «сюженто-ролевая игра»
Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Рассмотреть роль воспитателя и значение игровых приемов в обучении сюжетно-ролевым играм детей младшего дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра, как средство
всестороннего развития ребёнка…………………………………………..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………...9
ГЛАВА II Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
младшего дошкольного возраста
2.1 Психолого-педагогические особенности детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………11
2.2 Игры в младшем дошкольном возрасте……..…………………………..13
2.3 Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Роль воспитателя в младшей группе готовая.docx

— 56.63 Кб (Скачать документ)

     Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному  соотносятся в разных видах игр.

     Сюжетно-ролевые  игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные). 

ГЛАВА II  Роль воспитателя  в развитии сюжетно-ролевой  игры

младшего  дошкольного возраста 

     2.1 Психолого-педагогические  особенности детей  младшего дошкольного  возраста 

     Развитие  детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями  воспитания.

     Этот  возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учетом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста.

     На  третьем году жизни происходит дальнейшее умственное развитие ребенка. Он подолгу  сосредоточивается на действиях  с предметами. Совершенствуются его основные движения: ходьба, бег, лазанье, бросание. Движения становятся целенаправленными, разнообразными, действия - целевыми. Одновременно развивается активный словарь ребенка, возрастает понимание речи взрослых. Малыш употребляет почти все части речи, говорит распространенными предложениями, задает много вопросов, может говорить и слушать, понимает короткие рассказы, сказки, стремится расширить свой круг общения со взрослыми и сверстниками. Координированными становятся движения руки и глаза, ребенок учится не только видеть, но смотреть и слышать.

     Дети  знают названия многих предметов, с  которыми встречаются в быту,с  помощью воспитателя устанавливают  простейшие взаимозависимости: «Руки  моют мылом, чтобы они были чистыми»,  «Сапожки  надевают  потому,  что  прошел дождь»  и т.  д.

     Третий  год жизни - это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями, например меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

     Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений.  При  выборе  иго  и  упоажнений  необходимо  учитывать

     На  третьем году жизни самостоятельность  детей формируется интенсивно. «Я сам», - говорит малыш. Если взрослые не удовлетворяют желание ребенка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

     Самые элементарные проявления самостоятельности  у детей 2-3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности. Они выражаются в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи.

     Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда  ребенок самостоятельно, без подсказки  взрослого воспроизводит один-два  эпизода  из  жизни.  Самостоятельность  проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей  инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

     Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях  проявляется и формируется детская  самостоятельность - важное и сложное качество личности.

     Формирование  самостоятельности - сложный процесс. Недостаточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать помощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными сведениями и умениями.

     На  протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов.

     Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией  предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр.

     Наблюдая  за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные  пояснения взрослых, ребенок все  больше познает окружающее, ориентируется  в нем, осмысливает доступные  его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в  процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических  процессов: восприятия, внимания, памяти, начинают развиваться воображение, которое больше всего проявляется  в игровой деятельности. Формирование речи определяет возникновение новых  форм отношений между малышами, постепенный   переход от   одиночных   игр   и   игр рядом к простейшим  формам  совместной  игровой деятельности. 

     2.2 Игры детей младшего дошкольного возраста 

     Поступление в детский сад вызывает значительные перемены в жизни малыша. Привычный  для него образ жизни в семье  или в яслях резко меняется. Детям необходимо привыкнуть к новым людям - взрослым и детям, режиму, обстановке. В этих случаях важное значение приобретает игра.

     Уже в ясельном возрасте, особенно во второй его половине, игра становится основной, излюбленной деятельностью детей. При поступлении ребенка в  детский сад приятные переживания, связанные с игрой, положительно окрашивают его встречу с новыми детьми и взрослыми. Игрушки и  игры помогают малышам легче переживать расставание с домом, с близкими, знакомиться друг с другом.

     У ребенка трех лет игра часто выражается в простом манипулировании предметами: перекладывании с места на место, передвижении, постукивании. Иногда игра начинает носить ролевой характер: малыш воображает себя то «мамой», то «бабушкой», то «воспитательницей»; он может представиться и «шофером»  и «машинистом». Интерес к сюжету у детей этого возраста довольно велик, но они еще не в состоянии его усложнять. В игре с куклой малыш довольствуется тем, что укладывает ее спать и кормит. Такие действия характерны для преддошкольников.

     Особенно  большая роль в игре малышей принадлежит  кукле. Кукольный уголок необходимо рассматривать не как хранилище  безымянных кукол, а прежде всего  как «местожительство» дружной  кукольной «семьи», в которой  каждая кукла имеет свое лицо, свое имя, свой характер. Тогда игры с  куклами могут стать средством  воспитания детей. Благоразумно поступают  те воспитатели, которые в ролевые  действия в играх с куклами  переносят стиль отношений между  взрослыми и детьми и традиции, характерные для хорошей семьи.

     Игры  с куклами требуют от детей  заботы об уюте и порядке в кукольном  уголке, об опрятности самих кукол. Выполняя роли «матерей», «воспитательниц» и т. д., дети приучаются в игре к  определенному порядку, овладевают необходимыми навыками. Приучая малышей  «сервировать» стол для кукол, педагог  не только способствует развитию сюжета игры, но одновременно воспитывает  у детей некоторые элементы культурного поведения, элементарные навыки хозяйственности, соблюдения хороших семейных традиций. Непрерывное развитие жизни кукольного уголка, привлечение самих детей к устройству в нем жизни кукол - одно из условий повышения у детей желания играть в нем.

     Рядом игр, и в первую очередь дидактических  и музыкальных, воспитатель может  обогатить содержание ролевых игр.

     В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова  Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается  несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для  себя роль, может на какое-то время  увлечься ею. Однако интересы детей  еще неустойчивы, малыш часто  переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

     В младшем дошкольном возрасте большую  роль играет подражание.

     К концу первого полугодия пребывания малышей в детском саду в кукольном  уголке появляются фрагменты игр  в «детский сад», на первом своем  этапе входящие составной частью в игры в «семью». Но на следующем  этапе ребята уже включают в эти  игры новые действия, ставшие им привычными в жизни детского сада. Даже мальчики начинают и «лечить», и «кормить» мишку, подвязывать  ему салфетку, учить различать  его разные цвета, считать.

     Для более развитой формы игры в «детский сад» характерно отображение не отдельных, а почти всех моментов жизни детей  в группе. Играя в «детский сад», наиболее активные дети выполняют роли «музыкального руководителя», воспитателя, няни.

     На  данном этапе действенным приемом  руководства является включение  воспитателя в игру, чтобы в  процессе ее дать пример такого варианта игры в «детский сад», который повышал  бы ее воспитательные возможности.

     Так, в играх в «детский сад» у некоторых  детей обнаруживается стремление к  выполнению роли «музыкального работника». Образ музыкального работника у детей всегда связывается с пением, музыкой, выразительными движениями.

     Оставаясь ролевой по форме, игра в «музыкальное занятие» по содержанию уже в младшей  группе часто начинает становиться  музыкальной, дети поют, пляшут.

     Следует поощрять игры детей в «музыкальные занятия» и уже в первые недели пребывания ребят в детском саду постараться внести в младшую  группу игрушечные рояль и пианино. Такие игры сближают инициативных детей  с робкими детьми, которые вначале  только слушают пение, а потом  и сами начинают подпевать.

     Руководство играми в «музыкальные занятия» очень  разнообразно. Оно зависит и от характера игры и от интересов  детей.

     В возрасте 3-4 лет у детей начинают все ярче обозначаться художественные интересы. Зачатки художественных интересов  у детей проявляются уже при  выборе роли «музыкального руководителя».

     Музыкальная игра часто связана с доступной  игровой песней и простыми выразительными движениями. Взяв на себя роль, усвоив текст, мелодию песни, показанные на занятии педагогом движения, некоторые  дети самостоятельно начинают воспроизводить музыкальную игру.

     Поскольку маленькому ребенку свойственны  эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Воспитатель использует дидактические игры типа «Оденем куклу Таню», «У куклы Тани день рождения», «Уложим куклу Таню спать» и др., драматизирует в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; использует игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т.д.)

     Во  время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс. Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.

     Чрезвычайно эффективен приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает  интерес к игре сверстников. Вначале  он проявляется в отношении к  игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля - два шофёра. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора - каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенка появляется стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даёт возможность детям играть «рядом». В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.

Информация о работе Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в младшей группе