Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:06, курсовая работа
В число новых целей образования входит обеспечение выпускников школ конкурентоспособностью. По отношению к ней решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, даваемых в школе, но и уровень компетентностей, которые должны обеспечить подготовку учащихся к жизни в современном обществе. Содержание образования должно быть таким, чтобы в результате его обучаемый проявлял такие качества, как функциональная грамотность, методологическая, профессиональная и общекультурная компетентности.
При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа не должна быть ниже уровня развития их умственных способностей.
Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:
-диагностирование обучающимися собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;
- определение собственных
- определение цели
- самостоятельный выбор
- разработка конкретного плана,
долгосрочной и ближайшей
- определение формы и времени самоконтроля [13, с.258].
В самостоятельной деятельности школьников важным компонентом являются мотивы учения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических исследованиях, которые ведутся в основном в двух направлениях. Первое – это работы, непосредственно анализирующие мотивы учения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных мотивационных комплексов. Второе направление – это исследования проблем развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных с явлениями социального и личного характера.
Технология организации самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты:
1. Целевой компонент
2. Содержательный компонент
Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы учеников. Рассмотрим различные аспекты данного вопроса.
К условиям отбора содержания самостоятельной
работы можно отнести достаточно
большой ряд различных
1. Обеспечение правильного
работы и самостоятельной.
2. Методически правильная
3. Обеспечение ученика
4. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие ученика за ее качественное выполнение [13, с.249].
При построении системы заданий самостоятельных работ каждый учитель должен руководствоваться следующими дидактическими требованиями:
- система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
- система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
- входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
- последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.
3. Контрольно-корректировочный
Таким образом, мы определили условия для эффективного формирования информационной компетентности у учащихся:
- учет индивидуальных
- разработан комплекс заданий, направленных на формирование способности личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию.
Базой опытно-экспериментальной
Целью опытно-экспериментальной
Опытно-экспериментальная
Задачи:
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 8 класса.
На основе анализа психолого-
Критериями являются:
В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня сформированности информационной компетентности: низкий (интуитивный), средний (нормативный), высокий (творческий). Раскроем кратко содержание каждого уровня.
Низкий уровень. Низкий уровень информационной компетентности характеризуется низким уровнем учебной мотивации у учащихся. Учащиеся не проявляют интерес к учебной деятельности, мотивы учения не устойчивы. Стремятся получать знания для того, чтобы занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить одобрение родителей и учителей, заслужить авторитет. Ученики не решают самостоятельно поставленные задачи, не могут применить полученные знания на практике, либо применяют их только под управлением учителя. Они постоянно списывают задания с доски и уже не могут справиться с заданиями, в которых изменена формулировка условия. Не знают какие источники информации существуют. Умение использовать различные источники информации, найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации, выделять недостоверные и сомнительные элементы, находить альтернативную и дополнительную информацию, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его, описать и представить результаты своей работы находится на очень низком уровне. Учащиеся применяют знания на уровне воспроизведения. Поэтому предметные и общеучебные умения используются только в стандартных ситуациях. Также у них слабо представлены умения, связанные с мыслительным анализом условий задач. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя.
Средний уровень. Характеризуется средним уровнем учебно-познавательной мотивации. Здесь проявляются как познавательные мотивы, так и социальные. Учатся с интересом, но познавательность деятельность в большей степени ориентирована на оценку учителя. У учеников хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Указанные навыки проявляются при поддержке учителя и одноклассников. Способны самостоятельно решать математические задачи, но есть задания, с которыми без помощи учителя они справиться не могут. Проявляется интерпретирующая активность. Однако навыки обобщения, синтеза и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи.
Высокий уровень. Преобладает высокий уровень учебно-познавательной мотивации. Мотивы устойчивы, направлены на познавательную деятельность. Это свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Учащиеся ориентируются на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Они проявляют интерес к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям. Учащиеся успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: учащийся сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. Учащийся способен преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, использовать различные источники информации, найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации, выделять недостоверные и сомнительные элементы, находить альтернативную и дополнительную информацию.
Для того, чтобы выявить начальное состояние изучаемого объекта, были проведены следующие методы и методики:
Анализ шкалирования «Зачем я учусь» (Приложение 1): Данный метод использовался для выявления мотивации учащихся. Ученикам 8-го класса было предложено ответить символами на 7 вопросов анкеты с вариантами ответов. В анкетировании принимали участие 23 ученика. В результате выяснилось, что у большинства учащихся низкий уровень мотивации к обучению (у 54% опрошенных). Высокий уровень мотивации наблюдается у 17% опрошенных, средний – у 29%.
Анализ опроса «Как я учусь» (Приложение 2): Данный метод использовался для выявления уровня самостоятельной активности учащихся. Его результаты:
1. Считаете ли Вы, что стремитесь овладеть навыками учебной деятельности? – «да»-35%, «нет»-65%
2. Часто ли, встретившись с трудным заданием, Вы стремитесь самостоятельно с ним справиться? – «да»-14%, «нет»-86%
3. Часто ли пользуетесь возможностью списать задание у товарищей? – «да»-69%, «нет»-31%
4. Можно ли сказать, что Вас интересуют только те задания, с которыми наверняка справитесь? – «да»-82%, «нет»-18%
5. Любите ли Вы задания, требующие долгих размышлений? – «да»-11%, «нет»-89%
6. Любите ли Вы задания творческого характера (самому написать рассказ, стихотворение, изготовить прибор, модель) – «да»-78%, «нет»-22%
Анализируя результаты, можно сказать, что большинство учащихся предпочитает простые задачи, не требующие множества времени и усилий, самостоятельной активности.
Для определения умения правильно пользоваться различными источниками информации был проведен опрос «Работа с источниками информации».
Результаты этого опроса:
При подготовке реферата, доклада, сообщения по заданной теме я обычно:
При подготовке реферата, доклада, сообщения по заданной теме я обычно:
Анализ опроса «Работа с источниками информации»: Результаты показали, что большинство учащихся идут по пути наименьшего сопротивления, предпочитая, в основном, готовую информацию. Причиной этого может быть как нежелание тратить время на поиск и обработку информации, так и низкий уровень сформированности информационной компетентности.