Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание

В число новых целей образования входит обеспечение выпускников школ конкурентоспособностью. По отношению к ней решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, даваемых в школе, но и уровень компетентностей, которые должны обеспечить подготовку учащихся к жизни в современном обществе. Содержание образования должно быть таким, чтобы в результате его обучаемый проявлял такие качества, как функциональная грамотность, методологическая, профессиональная и общекультурная компетентности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)
      1. Формирующий этап.

Задача: реализовать выявленные педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование их информационной компетентности;

На этом этапе должны быть введены  следующие условия: самостоятельная  работа будет способствовать формированию их информационной компетентности, если:

  • учтены индивидуальные особенности учащихся;
  • разработан комплекс заданий, направленных на формирование способности личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию.

Для применения на уроке компетентностно-ориентированных  заданий использовались следующие  дополнительные возможности изучаемого самостоятельно материала:

– прикладной характер содержания темы;

– содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;

– известный материал;

– содержание программы, связанное  с формированием учебных умений и навыков.

При выборе заданий учитывались  индивидуальные особенности. Учащимся с низким уровнем сформированности информационной компетентности была представлена возможность подготовить рефераты и доклады в процессе изучения темы «Квадратные уравнения» на следующие темы:

    1. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром
    2. 10 способов решения квадратных уравнений
    3. Уравнения, содержащие параметр
    4. Метод квадратных корней
    5. Методы решения задач Древней Греции

Эта методика позволяет привлечь их к деятельности, оказывающей влияние на формирование умения использовать различные источники информации, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные.

Так как учащимся предстоит проходить  государственную итоговую аттестацию, были разработаны типовые задания с различными уровнями сложности:

 

Часть 1.

  1. Какой из предложенных многочленов является квадратным трехчленом?

А) ;   В) ;

Б) ;   Г) .

2)   Какое из чисел является  корнем уравнения  ?

      А) -2;    В) 3;

      Б) -1;    Г) 5.

3)   Какое из предложенных квадратных уравнений не имеет корней?

      А) ;  В) ;

      Б) ;  Г) .

4)   Найдите дискриминант квадратного уравнения .

      А) 48;    В) 126;

      Б) 49;    Г) 112.

 

      Часть 2.

  1. Решите уравнение .

Ответ:_____________________

  1. При каких значениях параметра р уравнение имеет один корень?

Ответ:_____________________

 

Часть 3.

  1. Решите уравнение , используя метод введения новой переменной.
  2. Решите уравнение .
  3. Решите уравнение .

На решение этих заданий учащимся давалась неделя, и по итогам выполнения всей работы в конце недели выставлялась оценка. Поэтому учащиеся могли самостоятельно планировать темпы интенсивности выполнения заданий. ………….

  Для того чтобы оказать влияние на умение интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его, описывать и представлять результаты своей работы учащиеся должны были выполнить групповые исследовательские самостоятельные работы. Для этого учащиеся были разделены на 6 групп, состоящие как из учеников с низким уровнем сформированности информационной компетентности, так и с средним (учащиеся с высоким уровнем отсутствуют), в каждой группе по 3 человека. Среди этих групп были разделены темы:

 

 

  1. Двузначное число в сумме с числом, записанным теми же цифрами, но в обратном порядке дает полный квадрат. Сколько таких чисел?
  2. Из чисел 2, 3, 5 берутся любые два и составляется степень с отрицательными показателями, например, . Запишите все возможные степени в порядке возрастания.
  3. Сумма двух чисел больше их произведения, но меньше их разности. Выяснить положительные или отрицательные эти числа.
  4. Найдите зависимость между коэффициентами и корнями квадратных уравнений: если b = a + c, то , .
  5. Найдите закономерность зависимости между корнями и коэффициентами уравнения: каждое из уравнений вида имеет корни и или , .
  6. Площадь прямоугольника 144 , а его основание x см. Найдите высоту прямоугольника h см и его периметр Р см. Заполните таблицу:

х(см)

6

8

9

10

12

13

15

18

24

h(см)

                 

Р(см)

                 

 

При каком значении х у вас получился прямоугольник наименьшего периметра? Сформулируйте гипотезу о прямоугольнике данной площади, имеющем наименьший периметр.

Группы защищали свои проекты с  использованием информационно коммуникационных технологий, что положительно влияет на уровень мотивации к обучению.

На этапе закрепления материала по теме «Квадратные уравнения» учащиеся выполнили самостоятельную работу на уроке. Задания были составлены с учетом пройденного материала. В работе использовались задачи разного типа:

 

1.Решите уравнения:

а)

б)

в)

г)

2.При каких значениях х равны значения многочленов?

 и 

3.При каком значении а корни данного уравнения являются противоположными числами?

4.При каком значении а один из корней данного уравнения равен 1?

Итоги самостоятельной работы обсуждались  совместно с классом, был проведен анализ ошибок. По ее результатам 24% учащихся получили отметку «5», 60% - «4», 16% - «3». Это говорит о хорошем усвоении материала по теме «Квадратные уравнения».

 

 

 

 

      1. Контрольный этап.

На этом этапе мы будем использовать методики, подобные методикам констатирующего этапа, для того, чтобы проверить, как изменился изучаемый объект. Повлияло ли применение форм самостоятельной работы на уровень сформированности информационной компетентности учащихся.

 

Заключение

В ходе подготовки курсовой работы была проанализирована теоретическая база исследования: была рассмотрена сущность информационной компетентности  учащихся, проведен анализ  подходов к определению понятия самостоятельная работа, были рассмотрены функции и классификации самостоятельной работы.

Цель курсовой работы достигнута. В опытно-экспериментальной  работе были проведены различные методы и методики на выявление уровня сформированности информационной компетентности учащихся и реализованы выявленные педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование их информационной компетентности.

На основе полученной информации можно  выделить преимущества использования различных форм самостоятельной работы. Их применение:

  • делает уроки интересными и эмоционально насыщенными;
  • дает возможность индивидуализации образования;
  • повышает уровень мотивации к обучению;
  • позволяет овладеть умениями и навыками для формирования информационной компетентности (определение, управление, интегрирование, оценивание, сообщение информации и доступ к ней).

Таким образом, использование технологий самостоятельной работы оправдывает себя во всех отношениях:

    • повышает качество знаний;
    • продвигает ребенка в общем развитии;
    • помогает преодолевать трудности;
    • создает благоприятные условия для формирования информационной компетентности учащихся.

Можно сделать вывод, что использование самостоятельной работы как средства формирования информационной компетентности учащихся будет эффективно, если:

  • учтены индивидуальные особенности учащихся;
  • разработан комплекс заданий, направленных на формирование способности личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию.

 

Список литературы

  1. Артюшин, О.В. Формирование информационной культуры учащихся [Текст]/ О.В. Артюшин, Э.Г. Скибицкий. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004. – 112 с.
  2. Байназарова, Э.К. Сущность ИКТ-компетентности [Электронный ресурс]/ Э.К. Байназарова; Образование: вчера, сегодня, завтра. – Электрон. ст. – URL: http://odt.orb.ru/orenik/index.php?option=com_content&view=article&id=190:2011-11-10-09-45-29&catid=38:2011-02-16-13-14-06&Itemid=58. (Дата обращ. 20.06.2012)
  3. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]/ В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 2001. – 64 с.                 
  4. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]/ Н.И. Гендина, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М., 2002. - 288 с.
  5. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/ Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2003. – 370 с.
  6. Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса [Текст]/ Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С. Ершова. – М.: Илекса, 2002. – 160 с.
  7. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности [Текст]/ Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 2004. – 205 с.
  8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]/ И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2005. - 192 с.
  9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 358 с.
  10. Коровкина, Н.Н. Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]/ Н.Н. Коровкина; Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. – Электрон. ст. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412191/. – (Дата обращ. 20.06.2012)
  11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ под ред. C.А. Смирнова. М.: Академия, 2004. - 512 с.
  12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст]/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 640 с.
  13. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый – М.: Педагогика, 2002. – 340 с.
  14. Подласый, И.П.  Педагогика [Текст]/ И.П. Подласый. – М.: Владос, 2004. – 484 с.
  15. Словарь справочник по педагогике [Текст]/ Авт. — сост. В.А. Мижериков. – М.: ТЦ Сфера, 2004.т – 448 с.
  16. Столяренко, Л.Д.  Педагогика в вопросах и ответах [Текст]/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов: Феникс, 2002. – 423 с.
  17. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст]/ И.В. Роберт. – М.: Школла-Пресс, 2002. – 305 с.
  18. Харламов, И.Ф.  Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов – М.: Гардарики, 2002. – 520 с.
  19. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. - №5. - с.55 - 61.

 

 

 

Приложение 1.

Цель: выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе, а также сбор конкретных данных относительно личности испытуемых.            

Инструкция: Уважаемый учащийся! Внимательно прочти вопросы и ответь на них. Ответ на каждый вопрос запиши в виде символов (от 01 до 05, на твое усмотрение):

05 - уверенно "да";

04 - больше "да", чем "нет";

03 - не уверен , не знаю;

02 - больше "нет", чем "да";

01 - уверенно "нет".

I. Что побуждает вас учиться?

1. Обстоятельства жизни: требуют родители, учителя и др.

 

2. Стремление  получить хорошие оценки.

 

3. Считаю, что  образование всегда пригодится  в жизни.

 

4. Нравится учиться,  увлечен многими предметами.

 

II. Как вы  объясняете свое отношение к  работе на уроках, при выполнении домашних заданий?

 

1. Активно работаю редко - когда должны спросить.

 

2. Проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, чтобы выглядеть не хуже других.

 

3. Активно работаю на тех уроках, которые выделяю как важные для себя.

 

4. Часто проявляю активность, так как само учение доставляет мне удовольствие.

 

III. Как вы  объясняете свое отношение к  учению?

 

1. Нельзя не учиться, иначе неприятностей не оберешься.

 

2. Учусь из уважения к требованиям родителей, учителей, коллектива.

 

3. Считаю своим долгом хорошо учиться.

 

4. Считаю учение в данный период своей жизни наиболее важным, самым нужным своим делом.

 

IV. Если бы  ввели свободное посещение уроков, как часто вы бы пропускали  бы уроки?

 

1. Большинство уроков не посещал бы.

 

2. Не посещал бы половину уроков.

 

3. Иногда бы пропускал уроки.

 

4. Постарался бы посещать большинство уроков.

 

V. Какое значение  имеет учение для вашего будущего?

 

1. Никакого.

 

2. Образование может пригодиться в жизни.

 

3. Учусь, чтобы поступить в нужный мне институт.

 

4. Есть желание узнать как можно больше для своего общего развития.

 

VI. Какая учебная  деятельность вам больше всего  нравится?

 

1. Слушать объяснения учителя, выступления своих товарищей.

Информация о работе Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности учащихся