Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа
Процесс обучения в учебных заведениях предусматривает практические занятия. Они являются одними из основных методов усвоения и закрепления учебного материала и предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. В своей курсовой работе я более подробно рассмотрю сущность и значение практических и семинарских занятий.
Введение
Процесс обучения в учебных заведениях предусматривает практические занятия. Они являются одними из основных методов усвоения и закрепления учебного материала и предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические занятия
играют важную роль в выработке у
студентов навыков применения полученных
знаний для решения практических
задач совместно с
В своей курсовой работе я более подробно рассмотрю сущность и значение практических и семинарских занятий.
Семинарские занятия
Сущность и значение семинарского занятия.
Семинар (от лат. seminarium - рассадник знаний) — один из основных методов обсуждения учебного материала в высших школах и вузах. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
В настоящее время семинары имеются в учебных планах всех вузов Украины, поскольку способствуют расширению общего научного кругозора, ознакомлению обучающихся с важнейшими проблемами и исследованиями в избранной отрасли наук.
В практике работы высших учебных заведений в основном практикуются три типа семинаров:
♦ способствующие углубленному изучению определенного систематического курса;
♦ помогающие изучению отдельных основных или наиболее важных тем (проблем) курса;
♦ семинары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой (спецсеминары).
В зависимости от времени проведения указанные семинары подразделяются на промежуточные, рубежные и итоговые по темам и разделам курса.
Успех семинара, активность студентов на нем закладываются на лекции, которая, как правило, предшествует семинару. Лекционный курс, его содержательность, глубина, эмоциональность в значительной мере определяют уровень семинара. Если проблемы, поставленные на лекции, действительно заинтересуют обучающихся, они не пожалеют времени на самостоятельную работу и развернут на семинаре творческую дискуссию. Главное, что обеспечивает успех семинара, — интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.
Исходя из того, что семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы:
♦ углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;
♦ проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом в студенческой аудитории;
♦ выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.
Семинар - активный метод обучения, в применений которого должна преобладать продуктивно - преобразовательная деятельность студентов. Он должен развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятельной работы, умения составлять планы теоретических докладов, их тезисы, готовить развернутые сообщения и выступать с ними перед аудиторией, участвовать в дискуссии и обсуждении.
Таким образом, семинар не сводится к закреплению или копированию знаний, полученных на лекции, его задачи значительно шире, сложнее и интереснее.
Подготовка преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятия.
Раскроем особенности подготовки преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятия.
Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.
Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, объёме работ, который должен выполнить каждый его участник ,проблемах, которые следует поставить в лекции, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. План, выдаваемый студентам до проведения Семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.
В зависимости от избранной методики план может иметь различную структуру, несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.
Учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре, составляют основу плана. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны соответствовать следующим требованиям;
♦ быть проблемными по форме, т.е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия; охватывать суть проблемы — и в то же время быть не слишком широкими, но строго очерченными в своих границах;
♦ не повторять дословно
формулировок соответствующих пунктов
плана лекции и программы курса,
учитывать научную и
♦ полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы; в то же время формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с первоисточниками.
Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.
Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2-3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о: характере и объёме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной Литературы должны входить прежде всего первоисточники, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, что к одному двухчасовому семинару обучающийся может готовиться не более 4—6 часов и за это время прочесть, осмыслить и законспектировать не более 60 страниц текста, т.е. объем литературы, обрабатываемой студентами при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам толкает обучающихся на путь неглубокой и формальней подготовки.
Дополнительная литература рассчитана на боле подготовленных слушателей, особо интересующихся рассматриваемой проблемой. В список дополнительной литературы включают, как правило, монографии, статьи из сборников и периодической печати. Объем дополнительной литературы должен быть также небольшим, посильным. Неплохо, если преподаватель на лекции упомянет об этой литературе; даст краткую характеристику, заинтересует слушателей.
В разделе плана семинарского
занятия «Организационно-
В некоторых вузах существует положительная практика указания в плане семинарского занятия логических заданий к темам представляющих собой систему вопросов, ответы на которые студент должен найти при изучений первоисточника. Такие логические задания концентрируют внимание обучающихся на важнейших положениях, и выводах методологического характера при чтении первоисточников.
Кратко остановимся на особенностях работы преподавателя в период подготовки к семинару. Заблаговременная выдача плана семинара — залог успешной подготовки к нему каждого студента. Если же к этому времени в лекции была поставлена рассматриваемая проблема, создана проблемная ситуация, вызван интерес, то это будет значительно активизировать подготовку обучающихся к очередному занятию.
Как известно, практическая работа каждого студента по подготовке к семинару включает четыре этапа.
На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы. На основе этого каждому студенту следует определить свою роль и задачу на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.), объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.
Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.
Третий этап включает глубокое изучение источников.
Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работу с конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвести его разметку (подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т.п.), составить план выступления.
На всех этапах студенты работают или под непосредственным руководством преподавателя (что особенно характерно для младших курсов), или в режиме консультирования.
На первом этапе подготовки обучающихся к семинару целесообразно провести коллективную установочную консультацию. В период углубленной работы студентов над рекомендуемыми источниками преподаватель, как правило, проводит индивидуальные консультации и собеседования. На этом этапе он контролирует подготовку основных докладов и сообщений, а также выступлений на предстоящем занятии.
На основе сложившегося представления о готовности обучающихся к семинару преподаватель, приступает к разработке (уточнению) рабочего плана (сценария) семинарского занятия. Это связано с тем, что реализация познавательной цели в ходе семинара требует от него умелого методического управления.
Как показывает опыт, ключевыми
в построении такого сценария являются
два принципа; принцип нарастания
сложности проблемных задач на каждом
занятии и на протяжении всего
курса и принцип целевой
Некоторые педагоги считают, что рабочий план (сценарий) сковывает преподавателя при проведении семинара. Однако это не совсем верно. Тщательная подготовка дает ему большие возможности оперативно руководить семинаром, используя при любых ситуациях заранее заготовленный материал. Может быть, далеко не всё, что намечено и записано в сценарии, будет использовано педагогом, но наличие имеющегося материала придаст уверенность и позволит свободно себя чувствовать при любых ситуациях.
В какую же форму целесообразно облекать методическую разработку, рабочий план семинара? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической литературе нет. По-видимому, целесообразна та форма, к какой привык сам преподаватель. Практика работы вузов тем не менее рекомендует, чтобы рабочий план семинара или методическая разработка оформлялись в соответствии с принятыми в данном учебном заведении требованиями и включали титульный лист с выходными данными, вступительную, основную и заключительную части.
В рабочем плане семинара,
как правило, отражаются содержание
краткого вступительного слова преподавателя,
примерное распределение
Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового семинара расчет будет различным. При этом преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется на вступительное слово (не более 5 минут); основной доклад одного из студентов (до 15—20 минут); выступления с мест (до 10 минут); постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару (в пределах 25—30 минут).
Таким образом, на организацию, управление ходом семинара и подведение итогов в общей сложности расходуется около 25 процентов отведенного учебного времени. Остальное время преподаватель распределяет в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов.
Порядок отработки материала по вопросам семинара составляет основу содержательной части рабочего плана. В разработке именно этого раздела плана и проявляется творчество преподавателя.
Порядок обсуждения вопросов плана.
Как Известно, порядок обсуждения вопросов плана может быть самым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием для группы обучающихся. В условиях вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.