Семинары и практические занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Процесс обучения в учебных заведениях предусматривает практические занятия. Они являются одними из основных методов усвоения и закрепления учебного материала и предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. В своей курсовой работе я более подробно рассмотрю сущность и значение практических и семинарских занятий.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 57.00 Кб (Скачать документ)

При реферативно-докладной  схеме по каждому вопросу вначале  заслушивается реферат или доклад, подготовленный одним из студентов, а при вопросно-ответной - выступление  одного из обучающихся (по выбору преподавателя), после чего организуется развернутая  беседа. В смешанной форме по одному из вопросов заслушивается реферат (доклад), а по другим — выступления  студентов (по их желанию). В конце  обсуждения основной докладчик делает общее заключение.

Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого  сценарий дискуссии продумывается преподавателем заранее, в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, сюжеты.

Важное значение в решении  дидактических задач, определенных преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара.

Многие считают, что семинар  начинается вступительным словом преподавателя. В действительности он начинается с  проверки готовности обучающихся к  занятию. Проверку можно проводить  по-разному, в зависимости от формы: семинара и его организации. Некоторые  преподаватели ограничиваются тем, что обращаются к студентам с  вопрос сом о том, изучили ли они  литературу, возникли ли у них вопросы - или просто спрашивают, кто не подготовился к занятию. Но они не учитывают  особенностей, групповой психологии: не подготовившиеся стесняются признаться, а преподаватель приходит к ложному заключению, что все готовы. Нередко он попадает в еще более, неловкое положение и бывает вынужден значительную часть времени потратить на «неясные» вопросы.

Конечно, если преподаватель  хорошо знает группу, можно прямо спросить: «Кто не готов к занятию?» Это требование должно быть постоянным и твердым. В случае необходимости следует дать незамедлительную, жесткую и принципиальную оценку. Как правило, после одного-двух таких замечаний случаев неподготовленности студентов к семинару не бывает.

Вступительное слово преподавателя  должно быть не только кратким, но и  энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию  внимания.

Чтобы нацелить студентов  на активное обсуждение вопросов темы, вступительное слово (введение) должно отвечать следующим требованиям:

  • по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и курсом в целом;
  • подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с её практикой;
  • указывать на связь с профессиональной подготовкой обучающихся;
  • по форме демонстрировать предельный лаконизм, логическую стройность и тем самым обеспечивать высокий эмоционально-психологический настрой.

Выступления студентов по вопросам семинара могут быть выполнены  в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине  осмысление рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между  ними провести очень трудно.

Реферат - краткое изложение (в письменной или устной форме) содержания изученных произведений, монографий, статей периодической печати, а также  личного опыта в рассматриваемой  области.

Доклад и сообщение  — краткое выступление студентов  до одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.

Доклады студентов, основные выступления по вопросам плана семинара целесообразно произносить с  кафедры. Выход на кафедру обязывает  их к большей ответственности. Имеет  смысл предоставлять кафедру  и «официальным оппонентам» из числа  студентов, если таковые назначались. Все остальные, желающие выступить, могут говорить с места. Этим обеспечивается большая непринужденность, обсуждений идет живее, без траты времени  на выход.

Дополнительные вопросы  студентам — основное средство управления ходом семинара. С их помощью преподаватель  направляет выступление или дискуссий  в нужное русло. Разумеется, он не должен злоупотреблять дополнительными вопросами, но иметь их в своем рабочем  плане необходимо.

В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняющие, встречающие, наводящие и проблемные. Уточняющие вопросы принуждают выступающего на семинаре конкретизировать сказанную мысль, четко и определенно сформулировать ее. Конечно, преподаватель задает уточняющий вопрос лишь в том случае, когда слушатели не отреагировали на допущенный промах.

Наводящие, или направляющие вопросы выводят обсуждение или  полемику в нужное русло, устраняют  нежелательные отклонения от проблемы.

В таких случаях особенно ярко проявляются такт и методической мастерство преподавателя.

Встречные вопросы близки к постановке задач на самостоятельность  мышления, так как включают требования дополнительного аргументирования или анализа содержания отдельных  положений. Они способствуют выявлению  логических ошибок, возникших из-за неточности выводов докладчика. С этой целью преподаватель, обращаясь к выступающему или всей аудитории, может ставить следующие вопросы: Чем вы докажете истинность своего довода? Какие дополнительные аргументы вы можете привести для обоснования своего вывода? Все ли аргументы, выдвинутые вашими товарищами, являются истинными; достаточны ли они? Используя встречные вопросы, преподаватель может повысить активность аудиторий.

Проблемные вопросы —  это методические приёмы, используемые для углубления знаний;

Важное значение при проведении семинарского занятия имеет дискуссии  и полемики. Как уже отмечалось, семинар - это метод обучения, опирающийся  на групповое мышление, отличительная  чёрта которого — активизация  коллективной мыслительной деятельности в рассматриваемой области, нахождение неожиданных решений сложных  научных вопросов и проблем;

В целях активизации семинарских  занятий в ряде вузов используют методы, заимствованные из других видов  учебных занятий. Это методы рецензирования, анализа передового опыта, анализа  текущих событий, упражнений и практических заданий.

Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских  занятий вносит предварительное  распределение между обучающимися учебных поручений. Каждый студент, например, в ходе занятия может  выступить в роли докладчика, рецензента, результаты в активизации интереса студентов в семинарском занятии  дает введение игрового момента «лицевой счет»: все выступления, дополнения, вопросы и ответы обучающихся, а  также другие формы участия в  семинаре поощряются заранее определенным дифференцированным количеством баллов. После подведения общих итогов суммы  набранных баллов переводятся в  обычные оценки.

 

 

Роль педагога на семинарском занятии.

Роль педагога на семинарском  занятии творческая и не может  быть заранее во всех деталях обозначена и исчерпана инструктивными указаниями. Однако практикой выработан ряд  правил-советов, которые можно рекомендовать  преподавателям вузов.

Первой и основной заботой  является создание на семинаре непринужденной, раскованной обстановки свободного обсуждения поставленных вопросов. Важно, чтобы студент, выступая на семинаре со своей собственной, подчас спорной, точкой зрения, был уверен, что преподаватель  и товарищи правильно поймут его, благожелательно отметят успех  или тактично подвергнут критике. Поэтому  при обсуждении поставленных проблем  руководителю семинара не следует торопиться с высказыванием своей точки  зрения. Только когда обнаружится  неспособность обучающихся прийти к правильному выводу, педагог  обосновывает его.

Успех семинара всегда зависит  от активности студентов, поэтому вторая обязанность преподавателя —  всеми мерами развивать и поощрять её. Рекомендуется настойчиво внушать  обучающимся мысль, что активность — это не только выступления и  дискуссии, но и умение слушать. Студентов  необходимо убеждать, что умение слушать - не менее важное качество, чем умение говорить.

Важно добиваться внимательного  и критического отношения обучающихся  к выступлениям товарищей. Для этого  надо всячески нацеливать их на то, что  содержательный анализ выступления, доклада  или реферата имеет не меньшую  ценность, чем сам доклад или реферат. Во всех случаях следует добиваться свободного выступления студентов  при наличии постоянного контакта с аудиторией. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к  руководителю семинара, смотреть в  аудиторию, а не в потолок и  не по сторонам.

Педагогу целесообразно  внимательно слушать каждого  выступающего и делать заметки в  рабочей тетради. Эти заметки  в дальнейшем используются при подведении итогов семинара и в заключительном слове. Во время доклада и выступлений  студентов преподавателю, за редким исключением, не следует вмешиваться  с замечаниями и поправками. Это, конечно, не значит, что нужно невозмутимо  слушать все, что говорится.

В каких случаях целесообразно  вмешиваться в речь выступающего? Прежде всего тогда, когда он явно уходит от обсуждаемого вопроса, говорит  не по теме, не по существу, исходит  из неверных позиций, допускает искажение  действительности, ошибки, фактические  вольности или невольно заблуждается, становясь на опровергнутые наукой позиции.

Можно прервать студента и  тогда, если он повторяется и никак  не может закончить выступление.

Уровень методического мастерства и теоретической подготовки преподавателя  на семинаре проявляется в том, как  он направляет обсуждение вопросов в  ходе занятия, как вовлекает обучающихся  в творческую дискуссию, т.е. как  умеет организовать развернутую  беседу.

В ходе семинара педагогу рекомендуется  смотреть на того, кто выступает, но, по возможности, ни словом, ни мимикой  не раскрывать своего отношения к  слабым местам повествования, чтобы  не вызвать замешательства. Удачные  моменты выступления желательно поощрять взглядом, кивком головы и  другими приемами. Стихийно возникшую  в ходе семинара дискуссию нужно  уметь использовать в интересах  разрешения основной проблемы.

Вопросы, возникшие в ходе семинара, по возможности должны разрешаться  самими студентами. Только в крайнем  случае преподаватель эту задачу берет на себя. Он должен подавлять  в себе соблазн самому ответить на затруднительный вопрос до тех пор, пока не исчерпаны все возможности  аудитории.

В любой семинарской группе складывается актив, готовый выступать  всякий раз на каждом семинаре, и  довольно содержательно. Такой актив  — опора преподавателя, но его лучше всего иметь в «стратегическом резерве», используя в наиболее ответственные моменты семинарского занятия.

Таким образом, суть методической тактики руководителя семинара имеет  ряд задач:

♦ создать непринужденную, раскованную обстановку в аудитории  и на этой основе организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию  по основным вопросам плана семинара;

♦ всеми мерами развивать  и поощрять активность обучающихся, добиваться их внимательного и критического отношения к выступлениям товарищей;

♦ обеспечивать проблемную постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной жизни;

♦ добиваться свободного выступления  студентов, способности к логическому  анализу и оценке своих выступлений  и выступлений товарищей по группе.

Семинар, как и любой  другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств  наглядности и иллюстративного  материала. Опыт многих преподавателей вузов свидетельствует о том, что только с помощью средств  наглядности удается достигать  высокой степени эмоционального воздействия на обучающихся.

Из средств наглядности  чаще всего используются плакаты, компьютерные изображения и слайды, изготовленные  на специальных прозрачных поверхностях, диафильмы (диапозитивы), видеозаписи  и т.п. Они могут служить графической  опорой для логического мышления обучающихся, облегчать усвоение сложных  абстрактных научных понятий, дисциплинировать выступающих и способствовать экономии учебного времени.

 

 

Подведение итогов семинара

Заключительное слово  преподавателя определяется содержанием  семинара и может содержать:

♦ оценку выступления каждого  студента и группы в целом;

♦ оценку уровня обсуждения вопросов в целом;

♦ краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое  и методическое значение;

♦ ответы на вопросы, которые  не получили должного освещения в  ходе семинара;

♦ оценку сильных и слабых сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль  или выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает;

♦ рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;

♦ пожелания по подготовке к очередному семинару.

Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль - предельно  сжатой. В речи не должно содержаться  назиданий и поучений. Методическое мастерство, такт и интеллект преподавателя  наиболее рельефно отражаются именно в заключительном слове.

Информация о работе Семинары и практические занятия