Семинары и практические занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Процесс обучения в учебных заведениях предусматривает практические занятия. Они являются одними из основных методов усвоения и закрепления учебного материала и предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. В своей курсовой работе я более подробно рассмотрю сущность и значение практических и семинарских занятий.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 57.00 Кб (Скачать документ)

 

Практические  занятия

Практическое  занятие как метод обучения

Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной  форме в соответствии со специфическими особенностями преподаваемых учебных  дисциплин.

Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое  толкование, понимая под ним все  занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении  задач по общенаучным курсам, но и занятия по общеинженерным и  специальным дисциплинам, лабораторные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы  практических занятий являются самой  емкой частью учебной нагрузки в  вузе.

Практические занятия  — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов  умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной  работы.

Практические занятия  представляют собой, как правило, занятия  по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого  обучающегося должен быть выработан  определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о  том, сколько нужно задач и  какого типа, как их расположить  во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему  упражнений и задач для практического  занятия, преподаватель стремится  к тому, чтобы это давало целостное  представление о предмете и методах  изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в  качестве ведущей.

В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и  практических занятий. Лекция является первым шагом подготовки студентов  к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Аналога  лекция среди других видов занятий  не имеет. Хотя каждое практическое занятие, будучи занятием в традиционном плане  развивающим, закрепляющим и т.д., может  активно выполнять функции подготовительного  занятия к последующему активному  восприятию лекции.

Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически  связаны проблемной ситуацией. Лекция должна готовить обучающихся к практическому  занятию, а практическое занятие  — к очередной лекции. Опыт подсказывает, что чем дальше лекционные сведения от материала, рассматриваемого на практическом занятии, тем тяжелее лектору  вовлечь студентов в творческий поиск.

Однако следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на первых порах обучения, опасна несогласованность  лекций и практических занятий, когда  лектор и преподаватель, ведущий  практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основываясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда даже на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это  может запутать обучающихся, нанести  тем самым вред усвоению курса, снизить  его эффективность, сделать процесс  восприятия материала более трудным.

Практические занятия  по любой учебной дисциплине - это  коллективные занятия. И хотя в овладении  теорией вопроса большую и  важную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой  дисциплиной), тем не менее, большое значение при обучении имеют коллективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Педагогический опыт показывает, что нельзя на практических занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, построения графиков и т.п. Обучающиеся  должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна  не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овладения  опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В таких условиях задача преподавателя  состоит в том, чтобы больше показывать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и принципиальных научных концепций и положений.

Цели практических занятий:

♦ помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

♦ научить студентов приемам  решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов  заданий;

♦ научить их работать с  книгой, служебной документацией  и схемами, пользоваться справочной и научной литературой;

♦ формировать умение учиться  самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

В системе профессиональной подготовки студентов практические занятия занимают большую часть  времени, отводимого на самостоятельное  обучение. Являясь как бы дополнением  к лекционному курсу, они закладывают  и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они  развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.

На лекции студент достигает  определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные  связи и отношения к изучаемым  явлениям или предметам реального  мира, формируются еще непрочные  ассоциации и аналогии. Физическая основа практических занятий состоит  в упрочении образовавшихся связей и ассоциаций путем повторяющегося выполнения действий, характерных для  изучения дисциплины.

Повторные действия в процессе практического занятия достигают  цели, если они сопровождаются разнообразием  содержания учебного материала (изменением исходных данных, дополнением новых  элементов в учебной задаче, вариацией  условий ее решения и т.п.), рационально  распределяются по времени занятия. Как известно, однообразные стереотипные повторения не приводят к осмыслению знаний.

С учетом выполняемых функций  к практическому занятию, как  и к другим методам обучения в  вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими  видами учебных занятий и практикой.

 

 

Подготовка преподавателя  и студентов к занятию

Подготовка преподавателя  к проведению практического занятия  начинается с изучения исходной документации (учебной программы, тематического  плана и т.д.) и заканчивается  оформлением плана проведения занятия.

На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях  и задачах практического занятия  и о том объеме работ, который  должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического занятия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть  содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить понятия, положения, закономерности, которые следует  еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, производится отбор  содержания, подлежащего усвоению.

Важнейшим элементом практического  занятия является учебная задача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры (задачи и логические задания) для практического  занятия, должен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких  навыков и умений применительно  к каждой задаче установить, каких  усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться творчество студентов при решении данной задачи.

Основной недостаток практических занятий часто заключается в  том, что набор решаемых на них  задач состоит почти исключительно  из простейших примеров. Это примеры  с узкой областью применения, которые  служат иллюстрацией одного правила  и дают практику только в его применении. Такие примеры необходимы, без  них не обойтись, но в меру, чтобы  после освоения простых задач  обучающиеся могли перейти к  решению более сложных, заслуживающих  дальнейшей проработки.

Если студенты поймут, что  все учебные возможности занятия  исчерпаны, интерес к нему будет  утрачен. Учитывая этот психологический  момент, очень важно организовать занятие так, чтобы обучающиеся  постоянно ощущали увеличение сложности  выполняемых заданий. Это ведет  к осознанию собственного успеха в учении и положительно мотивирует их познавательную деятельность.

Преподаватель должен проводить  занятие так, чтобы на всем его  протяжении студенты были заняты напряженной  творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил  возможность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планировании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важно  учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать необходимую  помощь, не подавляя самостоятельности  и инициативы обучающегося. При такой  организации практического занятия  в аудитории не возникает мысли  о том, что возможности его  исчерпаны.

Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения  способов действия, данных на лекции для  осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контролировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала  небольшого объема (как правило, в  пределах одной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, предложенному на лекции.

Затем содержание учебных  задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный  ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать  свои соображения, относящиеся к  анализу условий задачи, выдвигаемых  гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся.

В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется  с таким расчетом, чтобы их решение  требовало в начале отдельных  элементов продуктивной деятельности, а затем — полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие  задачи в целом носят комплексный  характер и предназначены для  контроля глубины изучения материала  темы или курса.

Выстраивая систему задач  постепенно возрастающей сложности, преподаватель  добивается усвоения студентами наиболее важных методов и приемов, характерных  для данной учебной дисциплины.

Подготовка преподавателя  к проведению практического занятия  включает:

♦ подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен  на лекциях и изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены  в таком логическом порядке, чтобы  в результате ответов на них у  всех студентов создалась целостная  теоретическая основа — костяк предстоящего занятия;

♦ выбор материала для  примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения  выбранной задачи); что дает ее решение  обучающемуся для овладения темой  и дисциплиной в целом (рассматривать  решение каждой задачи как очередную  «ступеньку» обучения, заботясь о  том, чтобы она была не слишком  сложной, но и не легкоразрешимой);

♦ решение подобранных  задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически  обработана);

♦ подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного  вида, разработку итогового выступления;

♦ распределение времени, отведенного на занятие, на решение  каждой задачи;

♦ подбор иллюстративного  материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей  на доске, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие  проводится, как правило, с одной  группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся данной группы. Это касается распределения  времени, сложности и числа задач, предлагаемых для решения.

Создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного  занятия, рассчитав время для  решения каждой из них, преподаватель  приступает к разработке плана проведения практического занятия.

В какую форму целесообразно  облечь его рабочий план? По-видимому, целесообразна та форма, к которой  привык сам педагог. Практика работы вузов показывает, что такой план может включать общие исходные данные для проведения занятия и содержательную его часть.

В плане проведения практического  занятия должны быть даны ответы на следующие вопросы:

♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?

Информация о работе Семинары и практические занятия