Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30

Работа состоит из  1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 77.42 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»

 

 

 

Факультет социально-гуманитарный

Кафедра Социальной педагогики

Направление Педагогика

Профиль Социальная педагогика

Курс 5 ОЗО

 

 

 

 

ШАЙМУХАМЕТОВА ЗУЛЬФИЯ ГАЛИМЗЯНОВНА

 

СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

К.п.н., старший преподаватель

О.Н. Хахлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012 

Содержание

 

Введение 3

1.Сущность и содержание социализации личности 5

2.Основные социальные институты 13

3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21

Заключение 30

Литература 33

 

 

 

Введение

Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого  состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема, включение человека в социальную целостность, в социальную структуру общества через семью. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

 Исходя  из проблемы, мы выбрали тему исследования семья, как институт социализации ребенка. Так как, с первого дня жизни ребенка начинается социализация, и начинают это родители, выполняя свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется  делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности  и навыка, необходимы еще и специальные знания» [16,56]. В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит».

К таким связям институтам нужно отнести: семью, школу, средства массовой информации, церковь, различные государственные учреждения. Каждый из этих институтов может оказывать противоречивое по своей направленности воздействие на то, как у человека формируется картина социального мира.

В разработанной А. Мудриком группе факторов, влияющих на социализацию человека выделяют четыре группы: мегафакторы — космос, планета, мир; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство; мезофакторы — регион, село, город, поселок, радио, телевидения; микрофакторы — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Цель исследования: изучить семью, как институт социализации ребенка.

Задачи: - раскрыть сущность и содержание социализации ребенка;

- рассмотреть  основные социальные институты;

- дать характеристику семьи, как основного института социализации ребенка.

Из выше сказанного следует, что объектом нашего исследования является социализация ребенка, через институт семьи, предметом – семья, как институт социализации.

Но, родители – семья, это лишь частица при  социализации ребенка, так как процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных связей, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.

 

  1. Сущность  и содержание социализации личности

Согласно  самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности  в обществе"[17, с.66].

Социализация  – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы  его группы таким образом, что  через формирование собственного “Я”  проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в данном обществе. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм [23, с.89]. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [10,с.178]. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Другими словами, это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения  и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.

Социализация  предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для  их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой  работы.[14,с.184]. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют  несколько источников социализации индивида:

Передача  культуры — она осуществляется через  такие социальные институты, как  семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное  влияние людей - оно происходит в  процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием  основных психических функций и  элементарных форм общественного поведения.

Процессы  саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль

В процессе социализации человек обогащается  социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает  возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом  социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.

Основополагающей  концепцией в теории социализации считается  концепция изначальной асоциального человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения  субъекта, изначально асоциального, в  социальную личность. [16, с.83]. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.

Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей  ему становиться личностью, способной  функционировать в данном обществе. Термин "социализация" имеет множество  интерпретаций. Но при всем различии подходов, как правило, подчеркивается адаптационная функция социализации, которая позволяет людям реализовать  свои возможности, способности, вступать во взаимоотношения с другими  членами и обществом в целом, а также определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую  преемственность в его развитии. В этом процессе человек усваивает "опыт поколений", получает статусную позицию и ролевой набор.

В широком  смысле понятие "социализация" включает в себя понятие социальной адаптации. Близость этих понятий, представляется важным, тем не менее, обуславливать  их значение контекстом употребления, так как отождествление не во всех случаях методологически оправдано.

Возникла  необходимость в конкретизации  сущности социализации в зависимости  от роли самого человека в этом процессе: эта роль может быть пассивной (субъект - объектный подход) и активной (субъект - субъектный подход). При пассивной  позиции человека социализация рассматривается  как адаптация человека к обществу, при этом человек является объектом воздействия для общества [29, с274]. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.

Похожая логика используется для интерпретация понятия "социальная адаптация". С индивидуально-центрической позиции критерием социальной адаптации являются потребности самого человека, их полное и всестороннее удовлетворение вне зависимости от способа реализации. Потребности формируются (проявляются) по мере биологического созревания и социального развития человека. Наличие потребностей не влияет на поведение человека, пока они не актуализированы.

С позиций  социоцентризма адаптация проявляется в следовании социальным нормам, а отклонение от них рассматривается как снижение социальной адаптации. Таким образом подчеркивается социальный аспект адаптации: человек живет в обществе, и обществу не безразлично, каким образом он удовлетворяет свои потребности.

Социальная  адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности и социальной группы [21, с.293]. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой окружающей среды; целей, ценностей, ориентаций личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде.

Сущность  социализации состоит в том, что  в процессе ее человек формируется  как член того общества, которому он принадлежит. Социальная адаптация  в этом контексте может рассматриваться  как показатель степени вовлеченности  личности в этот процесс.

Социально-психологические  механизмы социализации, по определению  Р.С. Немова, - "способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми" [20, с.378 ]. В качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (партии, классы, группы и т.д.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов  специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»)[21, с.82]. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Социализация  человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида. Этот процесс охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни. Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. В процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личного жизненного опыта. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существовать без общения и деятельности. Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные смыслы, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности. В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятие людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.

Информация о работе Семья как институт социализации