Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:07, курсовая работа
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
Факультет социально-гуманитарный
Кафедра Социальной педагогики
Направление Педагогика
Профиль Социальная педагогика
Курс 5 ОЗО
ШАЙМУХАМЕТОВА ЗУЛЬФИЯ ГАЛИМЗЯНОВНА
СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель
К.п.н., старший преподаватель
О.Н. Хахлова
Уфа 2012
Содержание
Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30
Литература 33
Введение
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
В условиях
усложнения социальной жизни актуализируется проблема
Исходя из проблемы, мы выбрали тему исследования семья, как институт социализации ребенка. Так как, с первого дня жизни ребенка начинается социализация, и начинают это родители, выполняя свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания» [16,56]. В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит».
К таким связям институтам нужно отнести: семью, школу, средства массовой информации, церковь, различные государственные учреждения. Каждый из этих институтов может оказывать противоречивое по своей направленности воздействие на то, как у человека формируется картина социального мира.
В разработанной А. Мудриком группе факторов, влияющих на социализацию человека выделяют четыре группы: мегафакторы — космос, планета, мир; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство; мезофакторы — регион, село, город, поселок, радио, телевидения; микрофакторы — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Цель исследования: изучить семью, как институт социализации ребенка.
Задачи: - раскрыть сущность и содержание социализации ребенка;
- рассмотреть основные социальные институты;
- дать характеристику семьи, как основного института социализации ребенка.
Из выше сказанного следует, что объектом нашего исследования является социализация ребенка, через институт семьи, предметом – семья, как институт социализации.
Но, родители – семья, это лишь частица при социализации ребенка, так как процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных связей, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.
Согласно
самому общему определению, социализация
- "процесс, в ходе которого человеческое
существо с определенными биологическими
задатками приобретает
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм [23, с.89]. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [10,с.178]. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Другими словами, это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.[14,с.184]. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколько источников социализации индивида:
Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.
Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.
Основополагающей
концепцией в теории социализации считается
концепция изначальной
Социализация
- усвоение индивидом определенной
системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей
ему становиться личностью, способной
функционировать в данном обществе.
Термин "социализация" имеет множество
интерпретаций. Но при всем различии
подходов, как правило, подчеркивается
адаптационная функция
В широком
смысле понятие "социализация" включает
в себя понятие социальной адаптации.
Близость этих понятий, представляется
важным, тем не менее, обуславливать
их значение контекстом употребления,
так как отождествление не во всех
случаях методологически
Возникла необходимость в конкретизации сущности социализации в зависимости от роли самого человека в этом процессе: эта роль может быть пассивной (субъект - объектный подход) и активной (субъект - субъектный подход). При пассивной позиции человека социализация рассматривается как адаптация человека к обществу, при этом человек является объектом воздействия для общества [29, с274]. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства.
Похожая логика используется для интерпретация понятия "социальная адаптация". С индивидуально-центрической позиции критерием социальной адаптации являются потребности самого человека, их полное и всестороннее удовлетворение вне зависимости от способа реализации. Потребности формируются (проявляются) по мере биологического созревания и социального развития человека. Наличие потребностей не влияет на поведение человека, пока они не актуализированы.
С позиций социоцентризма адаптация проявляется в следовании социальным нормам, а отклонение от них рассматривается как снижение социальной адаптации. Таким образом подчеркивается социальный аспект адаптации: человек живет в обществе, и обществу не безразлично, каким образом он удовлетворяет свои потребности.
Социальная
адаптация - процесс активного
Сущность
социализации состоит в том, что
в процессе ее человек формируется
как член того общества, которому он
принадлежит. Социальная адаптация
в этом контексте может
Социально-психологические механизмы социализации, по определению Р.С. Немова, - "способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми" [20, с.378 ]. В качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (партии, классы, группы и т.д.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»)[21, с.82]. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.
Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида. Этот процесс охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни. Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. В процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личного жизненного опыта. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существовать без общения и деятельности. Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные смыслы, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности. В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятие людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.