Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:07, курсовая работа
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30
- институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)
На основании второго критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п.
Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как:
1) воспроизводство представителей той или иной социальной группы;
2)социализацию конкретных индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей;
3)поддержание стабильности и морального порядка внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными [26].
Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности. Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
Таблица 1
Фундаментальные потребности общества
Фундаментальные потребности общества |
Основные социальные институты |
1. Потребности в воспроизводстве рода |
1. Институт семьи и брака |
2. Потребности в безопасности и социальном порядке |
2. Политические институты |
3. Потребности в добывании |
3. Экономические институты |
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. |
4. Институты образования |
5. Потребности в решении |
5. Институт религии |
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи [24, с.267].
Неосновные социальные институты:
- институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие;
- институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др;
- институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.;
- институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.;
- институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Процесс
образования социального
Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей,
Этапы институционализации:
- Возникновение потребности, формирование общих целей
- Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
- Практическое применение, принятие этих норм и правил
- Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института [30, с.245].
Признаки социальных институтов:
Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля [4, с.238].
Таблица 2
Признаки социальных институтов
Институты |
Символы |
Основные роли |
Физические черты |
Кодексы поведения |
Институт семьи |
кольца, обручение, контракт |
отец, мать, ребенок |
дом, квартира, мебель |
семейные запреты и допущения |
Институт политики |
флаг, гимн, герб |
законодатель, судья, избиратель |
общественные здания |
конституци, законы |
Институт экономики |
фабричная марка, деньги |
работодатель, покупатель, продавец |
фабрика, офис, магазин |
контракты, лицензии |
Институт образования |
диплом, степень |
учитель, ученик |
школа, библиотека, стадион |
правила учащихся |
Институт религии |
крест, алтарь, библия |
пастор, прихожанин |
собор, церковь |
вера, заповеди, посты |
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.
Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.
Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.
Таким образом,
социальные институты - это специфические
образования, обеспечивающие относительную
устойчивость связей и отношений
в рамках социальной организации
общества, некоторые исторически
обусловленные формы
Специфика семьи, как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
В сфере деятельности семья – первичная ячейка, где ребенок овладевает начальными формами взаимодействия. Еще один важный компонент деятельности – овладение совокупностью различных ролей, в том числе социальных [3, с.146].
Другой аспект – восприятие ребенком в семье первых норм и ценностей. В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые.
Особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка, а следовательно, для формирования у него образа-Я. Р.Бернс считает, что формирование образа-Я зависит также от типа поведения родителей – авторитарного или либерального.
Изучение
семьи входит в задачи не только
социальной психологии, но и этнографии
детства, социологии семьи, возрастной
психологии, психологии личности; она
является необходимым элементом
анализа практически любой
Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры [8, с.208]. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны, а таковыми являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы.
Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста, родительское отношение к мальчикам и девочкам несет в себе явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т.п. При этом в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов.
Косвенным подтверждением роли родителей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин конфликтных отношений в семье. Например, даже в подростково - юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по поводу основных религиозных, политических или национально-культурных ценностей крайне редки и независимый идеологический выбор (если он происходит) датируется уже собственно молодежным возрастом [13, с.293].
Представляется,
что для социально-
Так, с точки зрения состава семьи отмечается следующее:
Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то было показано, что: