Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30

Работа состоит из  1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 77.42 Кб (Скачать документ)

Наибольший  эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения (типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т.п.) и анализа межпоколенных конфликтов. Так, отмечается:

  • влияние родительской любви и эмоциональной поддержки различно для мальчиков и девочек: если для девочек выражение любви родителей к ним более благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, то для мальчиков оно более значимо в плане формирования навыков социального поведения и скорости адаптации к изменившимся условиям социальной среды, причем гиперопекающий стиль воспитания скорее отрицательно сказывается на их самооценке;
  • для формирования Я-концепции ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной Я-концепции, эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа «Я»;
  • стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детского самоотношения. Подростки, сталкивающиеся с демократическими, эгалитарными или разрешающими типами поведения родителей, редко испытывают чувства заброшенности и отверженности, в то время как они характерны для большинства тех подростков, которые испытывают попустительскую, игнорирующую или автократическую модель родительского воздействия;
  • отмечается также зависимость определенных параметров социального поведения ребенка от характера родительской власти. Авторитарный и гиперопекающий стиль приводит к формированию социальной ригидности, впрочем, авторитаризм воспитания традиционно оценивается как один из источников формирования предрассудков по отношению к аут-группам; авторитарность воспитания в семье может вызвать неуверенность в отношениях со сверстниками; повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками коррелирует с уровнем физического насилия в семье; способность к самостоятельному принятию решений и социальному выбору раньше формируется у подростков из семей с демократической моделью родительской власти;
  • либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при отсутствии контроля) и авторитарное воспитание (отсутствие поддержки при высоком уровне контроля) в равной степени способствуют формированию у подростков ценностей, отличных от родительских;
  • в последнее время все большее внимание в анализе закономерностей формирования социального поведения придается условиям, в которых оно разворачивается, например, характеру сопровождающего родительского дискурса. Отмечается также важность его в ситуации интернализации ребенком социальных норм: так, «внутренние» объяснения взрослым причин тех или иных своих предписаний оказываются более эффективными, чем «внешние», облегчая процесс рационализации [15, с.69].

Анализ  детско-родительских отношений (в частности  — отношений родителей с подростками) с точки зрения их конфликтности  показывает:

- реальный уровень конфликтности ниже, чем это можно было бы предположить, исходя из обыденных представлений об этом возрасте, несмотря на все трудности достижения подростком эмоциональной автономии;

- основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий ценностный уровень;

- объективными факторами конфликтов этого возраста являются пол подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются на трудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще отмечают конфликты с отцом, нежели с матерью;

- уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в целом выше в семьях с авторитарным стилем воспитания [18, с.103].

В большинстве  примитивных обществ семья - это  единственный реально функционирующий  институт. Например, среди современных  племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все  вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты.

Следовательно, семья - основа всех социальных институтов [25, с.100].

Функции семьи:

Репродуктивная - биологическое воспроизводство населения.

Воспитательная - социализация молодого поколения.

Экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Эмоциональная - психологическая защита, эмоциональная поддержка.

Статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции [14, с.96].

Типы  семей:

- По структуре

нуклеарная семья, или супружеская (лат. "нуклеа" - ядро) - муж, жена и их дети

родственная семья, или расширенная, сложная - клан родственников вместе с их супругами и детьми.

- По форме брака (Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья)

моногамия (греч. monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)

полигамия (греч. poly - много) - более одного партнера в супружестве.

Формы полигамии 

групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)

полиандрия - многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)

полигиния- многоженство (например, в мусульманских странах)

- По распределению ролей

Традиционная (или патриархальная)

- под одной крышей существуют как минимум три поколения

- роль лидера отводится старшему мужчине

- женщина экономически зависима от супруга

- четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка)

Неотрадиционная (или эксплуататорская)

- роль лидера отводится мужчине

- женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде

- за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд.

Эгалитарная (фр. egalite - равенство).

- справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем

- совместное обсуждение проблем и принятие решений

- эмоциональная насыщенность отношений [25, с.169].

Таким образом семья рассматривается как важнейший институт социализации ребенка, так как именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка образа-Я.

Как элемент  макросреды семья является проводником  ребенка в культуру. В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые. Так же особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка.

Заключение

Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти  ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому очень важную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность - семья. Семья, которая  культивирует партнерские отношения, содействует становлению личности, развивает ее индивидуальность и  где основным стрежнем всех составляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всех участников общения некоторые обязательства. Семья - это опора, которая может  ускорить движение общества к духовному  обновлению, проявляющееся при обращении  всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. То есть семейное воспитание является важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацией личности. Семейная среда, в этом словосочетании подразумевается довольно широкий спектр явлений - это, прежде всего, целостная система исторических общественных отношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Успешность социализации зависит от характеристики как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда, чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации.

Социализация  включает в себя так же и социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию. Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние.

Выделяются  три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

В разработанной А. Мудриком группе факторов, влияющих на социализацию человека, выделяют четыре группы: мегафакторы — космос, планета, мир; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство; мезофакторы — регион, село, город, поселок, радио, телевидения; микрофакторы — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

Семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Наличие эмоциональных фигур идентификации — родителей — создает условия для усвоения ребенком социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения, формирования Я-концепции, т.е. «индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими». Но проходит время, и круг этих значимых других неминуемо расширяется.

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. И у этого института есть свои функции (репродуктивная, воспитательная, экономическая, эмоциональная, статусная), типы, которые различаются по форме, по статусу, по распределению ролей, по структуре.

 Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

 

Литература

  1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений./ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
  2. Белинская, Е.П., Социальная психология личности: учебное пособие для вузов/ Е.П. Белинская. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  3. Белогуров, А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира: учебное пособие / А.Ю. Белогуров – М.: Логос 2000. - 280с.
  4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:УРАО, 2003. – 256 с.
  5. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 2001- № 2. -.С.19 – 27.
  6. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицына. - М.: изд.центрВладос -пресс, 2006. – 325с.
  7. Игошев, К. Е. Семья, школа, дети: юридическая литература / К. Е Игошев., Г. М. Миньковский. - М.:Владос,2007. – 197с
  8. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности детей.– М., 2002.- 297 с.
  9. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
  10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб.  для студ. образоват. учр. сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003. -352с.
  11. Кравченко, И.В. Совершенство в семье: Учебное пособие / И.В.Кравченко – М.: Академия, 2003.- 268с.
  12. Кулагина , И. Ю. Возрастная  психология:  Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): учеб.пособие для студентов высших спец. учебных заведений/И.Ю. Кулагина. – М.:Академия, 2006. – 384 с.
  13. Крафт,  А., Родители как психотерапевты: Прислушаться к игре своего ребенка/Перевод с англ. Л.Р.Мошинской. - М.: МПСИ, 2000.- 467 с.
  14. Лазарев, А.А. Семейная педагогика: учебное пособие / А.А.Лазарев – М.: Академия 2005. - 314с.
  15. Мудрик, А.В., Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе/А.В. Мудрик. - М.:Академия,2006. -248 с.
  16. Мудрик, А. В. «Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. Вузов»/ под ред.В. А. Сластелина. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
  17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов - 6-е изд. Стериотип / В. С. Мухина. - М.: издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
  18. Методика и технологии работы социального педагога./под ред. Галагузовой М.А., Марадахаевой Л.В. - М.: изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.
  19. Назарова, С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями/ С. Назарова // Социальная педагогика – 2007 г. - №1.- С.10-15.
  20. Немов, Р.С. Общая психология: учебник для ВУЗов/ Р.С. Немов.- М.:изд.центр. Владос, 2005-400с.
  21. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
  22. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 456 с.
  23. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб.  пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.2. – 256 с.
  24. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин. — М.:Владос,2002. – 271с.
  25. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: учебное пособие / А.С.Спиваковская – М.: Академия 2001. - 306с..
  26. Статьи учителей [электронный ресурс]: Режим доступа: -URL:-http://zschol.ucoz.ru/publ/vzaimodejstvie_semi_i_shkoly_kak_faktor_uspeshnoj_socializacii_rebenka/1-1-0-4. – дата образования 31.01.2012.
  27. Селезнева, Е.В. Главная педагогия – родительский дом / Е.В. Селезнева //Семья и школа.- 2006. - №7.- С.5-7
  28. Харчев, А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы/А.Г. Харчев. -  М.: Инфра-М, 2005. – 258с.
  29. Холстова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холстова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
  30. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект ПШакурова, М.В. «Методика и технология работы социального педагога»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007 г. - 272 с.

Информация о работе Семья как институт социализации