Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:07, курсовая работа
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30
Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения (типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т.п.) и анализа межпоколенных конфликтов. Так, отмечается:
Анализ
детско-родительских отношений (в частности
— отношений родителей с
- реальный уровень конфликтности ниже, чем это можно было бы предположить, исходя из обыденных представлений об этом возрасте, несмотря на все трудности достижения подростком эмоциональной автономии;
- основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий ценностный уровень;
- объективными факторами конфликтов этого возраста являются пол подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются на трудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще отмечают конфликты с отцом, нежели с матерью;
- уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в целом выше в семьях с авторитарным стилем воспитания [18, с.103].
В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты.
Следовательно, семья - основа всех социальных институтов [25, с.100].
Функции семьи:
Репродуктивная - биологическое воспроизводство населения.
Воспитательная - социализация молодого поколения.
Экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
Эмоциональная - психологическая защита, эмоциональная поддержка.
Статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции [14, с.96].
Типы семей:
- По структуре
нуклеарная семья, или супружеская (лат. "нуклеа" - ядро) - муж, жена и их дети
родственная семья, или расширенная, сложная - клан родственников вместе с их супругами и детьми.
- По форме брака (Брак - это социально одобренные образцы поведения, с помощью которых создается семья)
моногамия (греч. monos - один) - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)
полигамия (греч. poly - много) - более одного партнера в супружестве.
Формы полигамии
групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)
полиандрия - многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)
полигиния- многоженство (например, в мусульманских странах)
- По распределению ролей
Традиционная (или патриархальная)
- под одной крышей существуют как минимум три поколения
- роль лидера отводится старшему мужчине
- женщина экономически зависима от супруга
- четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка)
Неотрадиционная (или эксплуататорская)
- роль лидера отводится мужчине
- женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде
- за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд.
Эгалитарная (фр. egalite - равенство).
- справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем
- совместное обсуждение проблем и принятие решений
- эмоциональная насыщенность отношений [25, с.169].
Таким образом семья рассматривается как важнейший институт социализации ребенка, так как именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка образа-Я.
Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру. В сфере общения семья также дает первые навыки. Их характер во многом зависит от того, какие образцы общения демонстрируют сами взрослые. Так же особое значение имеет семья для формирования самосознания ребенка.
Заключение
Семья должна
быть тем местом, где подрастающий
человек встречается с
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Социализация - усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Успешность социализации зависит от характеристики как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда, чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации.
Социализация включает в себя так же и социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию. Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние.
Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.
В разработанной А. Мудриком группе факторов, влияющих на социализацию человека, выделяют четыре группы: мегафакторы — космос, планета, мир; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство; мезофакторы — регион, село, город, поселок, радио, телевидения; микрофакторы — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.
Семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Наличие эмоциональных фигур идентификации — родителей — создает условия для усвоения ребенком социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения, формирования Я-концепции, т.е. «индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими». Но проходит время, и круг этих значимых других неминуемо расширяется.
Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. И у этого института есть свои функции (репродуктивная, воспитательная, экономическая, эмоциональная, статусная), типы, которые различаются по форме, по статусу, по распределению ролей, по структуре.
Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.
Литература