Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и содержание социализации личности 5
2.Основные социальные институты 13
3.Характеристика семьи, как основного института социализации ребенка 21
Заключение 30

Работа состоит из  1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 77.42 Кб (Скачать документ)

Важным  аспектом социализации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда  индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать  реакцию изменения (в том числе  тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда  он не стремится к такому воздействию  и изменению[27, с.193]. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями  успешной социализации являются высокий  социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая  удовлетворенность этой средой в  целом и ее наиболее важными для  него элементами (например, удовлетворенность  работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социализации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социализации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.

Социализация  включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию [2, с.151]. Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние

Выделяются  три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельности т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, т.к. общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» [14, с.99].

В многочисленных экспериментальных исследованиях  установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а  складывается на протяжении его жизни  под воздействием многочисленных социальных влияний. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Социализация  есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных  общностей, выработки человеком  отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами  в характеристике личности. Процесс  социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а  также в различных неформальных объединениях.

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним  относятся:

- мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

- макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

- мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

- микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум[16, с.199].

Таким образом, в процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. Социализация – это усвоение индивидом определенной системы, знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе. Успешность социализации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда, чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации.

Социализация  включает в себя так же и социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию. Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

 

  1. Основные социальные институты

Социальные  институты складываются на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. То есть социальные институты действуют от имени общества как целого.

Следовательно, социальные институты выполняют  в обществе функции социального  управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность  обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение  которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные  нормы, обычаи, административные решения  и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями[10, с.276]. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные  институты руководят поведением членов общности через систему санкций  и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права  на получение определенной формы  и величины дохода, на жилье и  бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты  имеют гарантированную свободу  творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются  исследовать новые проблемы и  осуществлять поиск новых технических  решений и т. д. Социальные институты  могут быть охарактеризованы с точки  зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне  социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный  институт определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими  социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и  иных социальных норм [3, с.116]. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

- выделение определенного  круга субъектов, вступающих в  процессе деятельности в отношения,  приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или менее формализованную)  организацию;

- наличие  специфических норм и предписаний,  регулирующих поведение людей  в рамках социального института;

- наличие  социально значимых функций института,  интегрирующих его в социальную  систему и обеспечивающих его  участие в процессе интеграции  последней. 

Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения  аналитических материалов о различных  социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным  инструментом для анализа процессов  институциолизации социальных образований.

Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и  его нормативной структуре. В  частности, реализация институтом социально  значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института  целостной системы стандартизированных  образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной  структуры.

К числу  важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

- регулирование  деятельности членов общества  в рамках социальных отношений;

- создание  возможностей для удовлетворения  потребностей членов общества;

- обеспечение  социальной интеграции, устойчивости  общественной жизни;

- социализация  индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее  оформленном виде в зависимости  от типа института [14, с.153]. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:

- цель  и сферу деятельности института;

- функции,  предусмотренные для достижения  цели;

- нормативно-обусловленные  социальные роли и статусы,  представленные в структуре института;

- средства  и учреждения достижения цели  и реализации функций.

Из всех возможных критериев классификации  социальных институтов целесообразно  остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются:

- политические институты (государство, партии, армия);

- экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.);

- институты родства, брака и семьи;

Информация о работе Семья как институт социализации