Школа Ладыженской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:32, доклад

Описание

Все, кто участвовал в создании коллективной монографии, посвященной юбилею профессора Т.А. Ладыженской, все, кто работает на кафедре риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета (МПГУ), созданной по ее инициативе, испытывают чувство причастности, осознание принадлежности к особой школе. Это, безусловно, научная школа. Однако школа Т.А. Ладыженской – это уникальная школа, в которой учатся не только мыслить, творить, выдумывать и пробовать, но и жи

Работа состоит из  1 файл

Школа Ладыженской.docx

— 48.18 Кб (Скачать документ)

Историческая  справка.

Научная школа  «Риторика общения» складывалась постепенно, начиная с 1963 г., когда Т.А. Ладыженской  была опубликована монография «Анализ  устной речи учащихся».

Этапы становления школы  и их характеристика.

· 60-е годы XX века:

- исследование  речи школьников,

- поиски методики  обучения связной речи;

- вычленение  коммуникативных умений, положенных  в основу системы работы по  развитию речи школьников;

- создание системы  обучения написанию сочинений  (1967 г.).

· 70-е годы XX века – разработка проблемы развития связной  речи учащихся, защита докторской диссертации (1972 г.)

В 1977 – 1981 гг. в  АПН СССР под научным руководством Т.А. Ладыженской работала группа «Речь». Результатом работы явилось создание концепции, программы и методики обучения младших школьников устной и письменной речи (см. книгу «Речь. Речь. Речь»).

· 80-е годы XX века – разработка концепции и программы  «Основы культуры речи учителя» для  подготовки студентов пединститутов  к овладению коммуникативными умениями профессионального характера.

В 1988 году была создана  кафедра «Культура речи учителя» под руководством Т.А. Ладыженской. В 2000 году эта кафедра получила название «Риторика и культура речи», ею руководит  д. п. н., профессор Н.А. Ипполитова.

· 90-е годы –  н. в. – создание концепции и программ курсов «Школьная риторика» и  «Основы культуры речи учителя ».

Подготовка и  издание научной школой (в том  числе членами кафедры) учебников  по риторике с I по XI класс.

В настоящее  время педагогическая риторика преподается  на 15 факультетах МПГУ.

Реализация. Практические результаты. Внедрение.

· Учебники по русскому языку с 1970 года получили статус стабильных учебников и в настоящее время прошли утверждение ЭМО РФ с присвоением грифа. Эти же учебники были отмечены Государственной премией (1984 г.) и премией К.Д. Ушинского. Тем самым подтвердились практическая значимость и востребованность включенной в учебник системы работы по развитию речи.

· Концепция  и программа курса школьной риторики с I по XI класс утверждена МО РФ. Учебные пособия (I-IX классы) получили гриф «Рекомендовано (допущено) Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации».

По этим учебным  пособиям проводится обучение школьников во многих регионах России (Москва и  Московская область, Петербург, Апатиты, Воронеж, Екатеринбург, Калуга, Краснодар, Красноярск, Марий Эл, Миасс, Мурманск, Новокузнецк, Новосибирск, Ноябрьск, Пермь, Удмуртия, Челябинск, Старый Оскол, Татария, Тула, Ярославль и др.).

Апробация учебников  по школьной риторике доказала эффективность  разработанной методики и необходимость  введе ния этого предмета в  базовый компонент школьного  образования.

· Созданные  концепция и программа «Основы  культуры речи учителя» подготовили  базу для развития идей педагогической риторики.

Открытие специальной  кафедры в МИГУ способствовало созданию в 90-х годах кафедр аналогичного типа в пединститутах (университетах) и институтах различного профиля (Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Новокузнецк, Пермь, Саратов, Челябинск, Ярославль  и др.)

Руководство диссертационными исследованиями.

Защищено: докторских – 4 (Г.Б. Вершинина, Л.Е. Тумина, Л.Г. Антонова, О.В. Филиппова); кандидатских – 59.

Опубликованные  Т.А. Ладыженской  работы.

Всего более 400, из них: монографий – 8; учебных пособий (без переизданий) – 14, с переизданиями  – более 150; статей -200; пособий для  учителей — 56.

Количество изданий, опубликованных за рубежом: монографий – 2; статей — 7.

Список  наиболее значимых публикаций см. ниже.

Перспективы дальнейшего  развития.

· Исследование особенностей речи, востребованности различных ее разновидностей в современном  обществе; прогнозирование содержания обучения родному языку и речи.

· Внедрение  разработанного курса школьной риторики общения в качестве предмета базового компонента школьного образования.

· Обучение студентов-филологов  методике преподавания школьной риторики.

· Развитие профессионально-ориентированных  риторик общения.

Список  наиболее значимых публикаций Т.А. Ладыженской,

  1. Анализ устной речи учащихся. – М., АПН РСФСР, 1963.8 п.л. (Монография).
  2. К вопросу о системе работы над сочинением // «Русский язык в школе». 1964. № 2. 0,6 п. л.
  3. Особенности языка ученических изложений. – М., АПН РСФСР, 1965. 8,5 п.л. (Монография в соавторстве с М.Т. Барановым).
  4. Система обучения сочинениям в 5—8 классах. — М., 1967. 20 п.л. (Редактор, автор в соавторстве с коллективом учителей). Изд. 2-е, 1973.
  5. Русский язык. Учебник и методические рекомендации (в соавторстве): 
    a. для 4 класса. – М., 1967, 21 п.л.;  
    b. для 5 класса – 31 издание; 
    c. для 6 класса;  
    d. для 7 класса;  
    e. для 8 класса;  
    f. для 9 класса.
  6. Теория и практика сочинений: Учебные материалы для факультативных занятий. — М., 1968. 10 п.л. (в соавторстве с учителями). Изд. 2-е, 1970. 18,5 п.л.
  7. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1974. Изд. 2-е, 1978 (Монография).
  8. Развивайте дар слова. Факультативный курс (7-8 классы). – М., 1977. Изд. 2-е, 1982. Изд. 3-е, 1986. Изд. 4-е, 1990.
  9. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера // «Советская педагогика». 1978. № 9.
  10. Методика развития речи в 4-8 классах. – М., 1980.10 п.л. Изд. 2-е, 1991 (Редактор, в соавторстве).
  11. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов. – М., 1983. Изд. 2-е, 1990 (Руководитель, редактор).
  12. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986. Изд. 2-е, 1999 (Монография).
  13. Основы культуры речи в вузе // «Советская педагогика». 1991. №2.
  14. Практическая методика русского языка. 5 класс: Книга для учителя. – М., 1992, 288 с. Изд. 3-е, 1999 (в соавторстве с Л.М. Зельмановой).
  15. Детская риторика. Учебные пособия и методические рекомендации (в соавторстве):

a. для 1 класса (в 2-х ч.). – М., 1992, с последующим  ежегодным переизданием;

b. для 2 класса (в 2-х ч.). – М., 1993, с последующим  ежегодным переизданием;

c. для 3 класса. – М., 1994, с последующим ежегодным  переизданием;

d. для 4 класса. — М., 1996, с последующим ежегодным  переизданием.

  1. Концепция курса «Детская риторика» // «Начальная школа». 1994. № 7.
  2. Курс школьной риторики (5-11 классы) // «Русская словесность». 1996. № 2.
  3. Школьная риторика. Учебные пособия и методические рекомендации (научный редактор, в соавторстве):

a. для 5 класса (в 2-х ч.). – М., 1996. Изд. 2-е, 1998.

b. для 6 класса (в 2-х ч.). – М., 1997.

c. для 7 класса (в 2-х ч.). – М., 1998.

  1. Риторика. Учебные пособия (научный редактор, в соавторстве):

a. для 8 класса (в 2-х ч.). – М., 1998.

b. для 9 класса. – М., 1999.

c. для 10 класса. – М., 2002.

d. для 11 класса. – М., 2004.

  1. Основы культуры речи (педагогическая риторика) //Риторика. Культура речи учителя. (Педагогическая риторика): Сборник программ. – М., 1999. 2-е изд. (в соавторстве).
  2. Риторика как учебный предмет в школе // «Школа2000». Выпуск 1. – М., 1997. 1 п.л.
  3. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1997. 16 п.л. (в соавторстве).

a. Уроки риторики  в школе: Книга для учителя.  – М., 2000.5 п.л. 

b. (в соавторстве  с Н.В. Ладыженской).

c. Педагогическое  говорение // Педагогическая риторика: Учебное пособие. 

d. – М., 2001.

e. Обучение речевым  жанрам в курсе школьной риторики // «Русская словесность». 2002. № 4.

Издания Т.А. Ладыженской  за рубежом.

  1. Система обученнето по съчинениям. — София: «Народна просвета», 1971 (монография, пер. на болгарский язык).
  2. Система работы по развитию связной устной речи учащихся (монография, пер. на немецкий язык). – Лейпциг: Высшая школа К. Цеткин.
  3. Повышение эффективности на работа на учителиня по роден език по новата програма // «Български език и литература». 1976. № 4.
  4. Език може твори чудеса. София // «Учительско дело».1984. № 52.
  5. Взъпитоване на вежливо като един от аспектите на кому-никативната насочност в обученнето по роден език / В кн.: Ко-муникативно-речева на соченост на обученнето на роден език. – София: М-во народната просвет, 1985.
  6. Основы на культурата на речта като учебен предмет в вис-шите учебни заведениях. – София, 1989.
  7. Основы культуры речи как предмет преподавания в вузе // «Зеленая гура». 1991. №5.
 

 

П.Ф. Ивченков, А.С. Киселева

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Каждый ученый выбирает свой путь в науке. Как и  каждый политик, бизнесмен, поэт и художник. Часто это случается, иногда только кажется, что происходит именно так. В недалеком прошлом этот путь: школа – институт – аспирантура  – научное учреждение (тот же институт, лаборатории, КБ и др.) широко практиковался.

Для ученого-педагога эта прямая дорога несколько менялась: после института – школа, а  затем уже работа в том же институте  ассистентом или старшим преподавателем, а потом научная работа. Иногда это совмещалось и скрещивалось: в советское время совместительство поощрялось и поддерживалось государством.

1. «В глазах  горит волшебная звезда».

Таиса Алексеевна Ладыженская появилась в учительских  аудиториях Москвы в конце 50-х –  самом начале 60-х годов. Что запомнилось: молодая, энергичная, красивая...

Еще что: умеет  зажечь сердца, сплотить коллектив  единомышленников, организовать издание  брошюр и учебных пособий, реализовать  возможности рядовых учителей.

2. «Не откладывай  на завтра то, что можно сделать  сегодня».

Появились пособия: «Обучающие изложения» (5-й класс  – 1962; 6-й класс – 1963; 7 – 8-й классы – 1964); «Свободные диктанты» (1967); «Система обучения сочинениям» (много раз  переиздавались, в том числе в  Болгарии, Молдавии и других странах). Проводились открытые уроки, конференции, симпозиумы, создавались авторские коллективы и др. Практиковались поездки за границу с целью обмена опытом работы: в ГДР, Венгрию, Чехословакию, Болгарию.

3. «Коней на  переправе не меняют».

Школу, как и  общество, постоянно лихорадит, Школу  даже еще больше и чаще. А почему? Срабатывают стереотипы: перестроим школу – и все изменится...

Да, изменится... Но как изменится? Всегда ли к лучшему? Сколько было реформаторов... А теперь где они? Где К. Москаленко и так  называемый «липецкий метод»? Почему обществом не принята реформа  правописания (и при чем тут  «общество»)? Можно ли обойтись без  домашних заданий (а как хотелось бы...)? Как лучше в институтах (а  теперь в университетах) готовить учителей? А может быть, дело в другом.

4. «Учителем  нужно родиться»...

Над этими проблемами бьются выдающиеся деятели, лучшие умы. Создаются авторские коллективы, разрабатываются новые программы, печатаются новые учебники и пособия: индивидуализация и дифференциация, компьютеризация, наглядность в  обучении, перспективность и непрерывность  процесса обучения. А нужно ли это? Или: а в какой степени это  нужно?

Если нельзя менять коней на переправе, то когда  их надо менять... А если они (кони) совсем не тянут? А что такое «переправа»?

5. «По мере  трудов и награда».

Т.А. Ладыженская  и ее соавторы, сотрудники НИИ методов  обучения, потом общего и политехнического образования – тогда еще молодые  специалисты – создают новые  учебники и к ним различные  пособия, в том числе звуковые. Вскоре получают Государственную премию за учебник, Академические премии за учебные пособия и др.

6. «Научные истины  не стареют».

Если они истинно  научные. Если им не мешают созреть. Если они подкреплены практикой. Если в них поверило большинство. Однако всему истинно научному мешают косность, рутина и просто недоброжелательство  и зависть: ведь так много псевдо-научных  разработок и лжетеорий, что простому смертному в них бывает трудно разобраться.

Что важнее: теоретические  выкладки или практические разработки; материал для упражнений или их анализ с выводом и обобщениями; рассуждения... по поводу или сам повод для  рассуждений? Что первично, а что  вторично: яйцо или курица?

7. «В педагогике  мелочей не бывает».

Все важно, все  нужно. На разных этапах обучения, конечно, выявляются новые связи и необходимы адекватные выводы и решения. Ученики  «забастовали» – отказываются выполнять  контрольную работу. А почему? Вообще отказываются или в данное время"? Все отказались или какая-то часть'! Как ведут себя: шумят и кричат или «голосуют ногами»? Все обдумай хорошенько и реши окончательно: кто виноват (я сам или учащиеся) и что делать (занять выжидательную позицию или уходить из класса, т.е. капитулировать).

8. «Не все  то золото, что блестит».

Многие новые идеи, казавшиеся наиболее значительными и совершенными, быстро состарились. Проекты оказались прожектами...

Липецкий метод, уроки без домашних заданий, индивидуализация и дифференциация, мужские и женские  школы, единый государственный экзамен (ЕГЭ), тестирование и др.

А что в первую очередь нужно школе? А то, что  потребуется в жизни – тоже в первую очередь! Это умение общаться:

а) с друзьями, родными, знакомыми и незнакомыми;

б) в устной и  письменной форме;

в) «по соседству  и на расстоянии» (лицом к лицу – микро-фон – компьютер –  видеозапись);

Информация о работе Школа Ладыженской