Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:32, доклад
Все, кто участвовал в создании коллективной монографии, посвященной юбилею профессора Т.А. Ладыженской, все, кто работает на кафедре риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета (МПГУ), созданной по ее инициативе, испытывают чувство причастности, осознание принадлежности к особой школе. Это, безусловно, научная школа. Однако школа Т.А. Ладыженской – это уникальная школа, в которой учатся не только мыслить, творить, выдумывать и пробовать, но и жи
Школа профессора ТА. Ладыженской
Все, кто участвовал
в создании коллективной монографии,
посвященной юбилею профессора Т.А.
Ладыженской, все, кто работает на кафедре
риторики и культуры речи Московского
педагогического
Что же составляет суть этого понятия (явления, факта) – школа Т.А. Ладыженской?
Прежде всего
отметим, что школа в одном
из значений, как определяет словарь
С. И. Ожегова, – это выучка, достигнутый
в чем-нибудь опыт, а также то,
что дает такую выучку и опыт.
Школа Т.А. Ладыженской в полной
мере соответствует этому
- способность
генерировать идеи, на базе которых
происходит коренное изменение
теоретических и практических
подходов к решению тех или
иных актуально и социально
значимых проблем (разработка
и внедрение в практику
- способность
осознать, осмыслить проблему
- умение реализовать свои идеи в значимо важных учебных пособиях (программы, учебники, методические рекомендации по развитию речи учащихся и по курсу «Школьная риторика»);
- способность
изменить, если это необходимо, структуру
деятельности соответствующих
Обобщим сказанное словами великого Д. Дидро, который писал: «Знание того, какими вещи должны быть, характеризуют человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризуют человека опытного; знание им того, как их изменить к лучшему, характеризуют человека гениального».
Т.А. Ладыженская
как основатель и руководитель научной
школы соответствует тем
Хочу подчеркнуть еще одну особенность школы Т.А. Ладыженской, обусловленную ее личностными качествами. Школа Т.А. Ладыженской направлена на формирование духовной культуры учащегося, студента, учителя, ученого, исследователя, любого человека, который общается с ее руководителем.
В одной из статей
Т.А. Ладыженской перечислены
С полной уверенностью можно утверждать, что все эти свойства присущи Т.А. Ладыженской, органически сочетаются в ней как в человеке вообще и как в человеке науки в частности. Они проявляются в ее деятельности основателя и руководителя научной школы.
Можно привести много примеров для доказательства этого утверждения. Подчеркнем лишь одно обстоятельство, которое связано со стилем общения Т.А. Ладыженской, стилем ее руководства, стилем, который обеспечивает полноценное, результативное взаимодействие в процессе обсуждения различных вопросов: научных, общественных, профессиональных, семейных, бытовых и т. п. Стиль этот можно квалифицировать как совместное решение задач на основе субъект-субъектных отношений, когда учитель и ученики в ходе особым образом организованной деятельности заняты поиском истины. Об этом свидетельствуют:
- совместная разработка занятий по курсу «Культура речи учителя», в которой принимали участие все члены кафедры;
- привлечение
к созданию учебников и
- стремление
представить достижения своей
научной школы как результаты
работы коллектива
В школе учатся,
достигая каких-либо значимых результатов
не только в процессе общения с
учителем, но и в процессе изучения
его трудов, в которых изложены
фундаментальные теоретические
положения, лежащие в основе выводов,
обобщений, практических рекомендаций.
Т.А. Ладыженская является автором
более 400 работ, которые фактически
составляют библиотечный фонд любого
исследователя в области
Об актуальности и востребованности исследований Т.А. Ладыженской свидетельствуют, например, учебники по русскому языку, в создании которых она принимала участие. В 1984 году они были удостоены Государственной премии, а в 2004 году опубликовано 31-е издание учебника по русскому языку для 5-го класса.
Таким образом, школа Т.А. Ладыженской – это прежде всего то, что дает выучку, опыт, знания благодаря личности ее основателя и руководителя, в котором сочетаются такие черты, как ум, опыт, творческое начало, умение быть образцом во всех делах и начинаниях.
Второй компонент любой школы - это те, кто учится, постигает чей-нибудь опыт, добивается каких-либо результатов в процессе его познания.
Школа Т.А. Ладыженской – это огромная аудитория: ученики, которые учатся по ее учебникам; учителя, которые учат школьников, претворяя в жизнь ее идеи; аспиранты, которые эти идеи развивают, размножают; члены и докторанты кафедры, которые эти идеи принимают и пропагандируют.
Быть причастным
к школе Т.А. Ладыженской почетно,
полезно, радостно, но и трудно. Трудно
соответствовать тем
Как один из тех, кто считает себя причастным к школе Т.А. Ладыженской, постараюсь раскрыть суть тех требований, которым я стараюсь следовать, исходя из принципов, познанных мной в рамках этой школы. Помогут мне в этом высказывания известных писателей, ученых, общественных деятелей, философов, к мнению которых прислушивается не одно поколение людей, размышляющих о смысле жизни.
· Действие не всегда приносит счастье, но не бывает счастья без действия.
В. Дизраэли
· Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным.
О. Уалъд
· Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слов к делу, в их согласовании.
Д. Менделеев
· Тысячи слов оставляют меньший след, чем память об одном поступке.
Г. Ибсен
· Лучшее в добрых делах – это желание их утаить.
Б. Паскаль
· Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину.
И. Гончаров
· Надо любить жизнь, пытливо познавая ее, учиться прекрасно о ней рассказывать и вдохновенно ее воспроизводить.
В. Качалов
Может быть, использованный мной прием осмысления сущности такого явления, как школа профессора Т.А. Ладыженской, покажется неубедительным, но, как представляется, школа – это то, что позволяет не только познать что-либо, но и осознать нечто большее: законы, нормы, правила, которым должен следовать мыслящий человек.
В связи с
этим сделаем заключительный вывод.
Школа Т.А. Ладыженской – «это
зрелище жизни великого человека»,
это прекрасное зрелище: оно, по словам,
В.Г. Белинского, «возвышает душу, ... возбуждает
деятельность», о чем свидетельствует
предлагаемая вниманию читателей коллективная
монография, в которой мы постарались
показать, в каком направлении
развиваются идеи ее основателя, как
они претворяются в многочисленных
научных изысканиях.
НАУЧНАЯ ШКОЛА Т.А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ
«РИТОРИКА
ОБЩЕНИЯ»
(краткая характеристика)
Основатель, научный руководитель школы – доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, лауреат Государственной премии Т.А. Ладыженская.
Основное направление деятельности – обновление гуманитарного образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации.
В результате были разработаны:
· система обучения связной речи на уроках русского языка;
· курс риторики в школе;
· курс риторики в вузе.
Это потребовало разработки нового содержания, методов и средств обучения родному языку.
Круг разработанных научной школой проблем:
· изучение особенностей связной речи школьников;
· развитие речи учащихся на уроках русского языка;
· разработка раздела «Развитие связной речи» в программах по русскому языку и в учебниках IV (V) – IX классов по русскому языку;
· система работы по совершенствованию устной и письменной речи школьников;
· разработка концепции, программы, учебников по школьной риторике;
· разработка концепции и программы по культуре речи учителя.
Научная и практическая значимость.
· Впервые Т.А. Ладыженской выделена система коммуникативных умений, позволившая уточнить программные требования по русскому языку и разработать систему заданий для развития устной и письменной речи учащихся.
· Эта система формирования коммуникативных умений нашла отражение в действующих учебниках по русскому языку для V-IX классов (изданных в соавторстве).
· Впервые разработано содержание курса риторики, получившего название «Риторика общения» (с 1987г. по настоящее время).
Основная задача курса – научить эффективному общению, то есть оптимальному взаимодействию между людьми в самых различных сферах делового и повседневного общения.
· Впервые Т.А.
Ладыженской разработана
Разработанный курс риторики общения формирует такую личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
· Т.А. Ладыженской и ее школой впервые созданы и опубликованы учебники для школы: «Детская риторика» (I – IV классы), «Школьная риторика» (V – VII классы), «Риторика»(VIII-XI классы) и методические рекомендации к ним.
· Впервые для вузов была разработана концепция и программа курса «Основы культуры речи учителя» (1988 г.), которая реализуется кафедрой риторики и культуры речи МПГУ.