Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:32, доклад
Все, кто участвовал в создании коллективной монографии, посвященной юбилею профессора Т.А. Ладыженской, все, кто работает на кафедре риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета (МПГУ), созданной по ее инициативе, испытывают чувство причастности, осознание принадлежности к особой школе. Это, безусловно, научная школа. Однако школа Т.А. Ладыженской – это уникальная школа, в которой учатся не только мыслить, творить, выдумывать и пробовать, но и жи
Риторическая задача предполагает поиск ответа на вопросы о тактике общения в определенной, описанной в задании ситуации. Ситуация, представленная в виде описания, отраженная на рисунке, в кадре видеозаписи и т. п., содержит условия (что? где? когда?) для решения задачи (зачем? как?). В результате решения риторической задачи учащиеся создают текст (высказывание), прогнозируют его содержание (концовку, например), предлагают варианты реплик диалога, трансформируют высказывание (другой жанр, другой адресат, другая социальная роль и т. п.).
Риторические
игры позволяют активизировать речемыслительную
деятельность учащихся с помощью
таких факторов, как необходимость
общаться с учетом той или иной
социальной роли в условиях максимального
проявления импровизационных умений (ролевые
игры); быстро реагировать на ситуацию
с использованием соответствующих
средств языка и речи, изменять
речевое поведение в
Таким образом, современная риторика – это интегрированный курс лингвистики речи. В процессе его реализации взаимодействуют разные научные направления: лингвистика (коммуникативная лингвистика, лингвистика текста, культура речи, речевой этикет); психолингвистика (теория речевой деятельности); психология (психология общения); этика; логика; педагогика, методика. Но центром риторики является изучение норм и правил общения с учетом реальной коммуникативной ситуации.
Сказанное в полной мере относится как к вузовскому, так и к школьному курсу риторики. При этом курс риторики может быть реализован в различных вариантах в зависимости от конкретных потребностей обучаемых, уровня их подготовки, возраста, условий обучения и т. п.
Культура речи как самостоятельная учебная дисциплина фактически не представлена ни в действующих учебных планах, ни в содержании современных пособий по речеведческим дисциплинам. Исключением, пожалуй, является учебник «Культура русской речи» под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева (М., 1998), в котором освещаются общие вопросы культуры речи, раскрывается содержание этого понятия.
В большинстве случаев авторы учебных пособий либо конкретизируют аспект описания, либо раскрывают его на фоне или в связи с другими аспектами. Приведем в качестве примера названия некоторых пособий:
Десяева НД., Лебедева ТА., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога. – М., 2003;
Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения. – М.,1997;
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 1998;
Голъдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова МЛ. Русский язык и культура речи. – М., 2002;
Ипполитова НА., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2004;
Хорошая речь / Под ред. М.А. Кормилицыной и О.В. Сиротининой. – Саратов: изд-во Саратовского университета, 2001.
В настоящее время культура речи чаще всего рассматривается в сочетании с другим учебным предметом – русский язык – в связи с введением в практику вузовского обучения дисциплины под названием «Русский язык и культура речи».
Такое название
вряд ли является правомерным: ведь содержание
русского языка как учебного предмета
(и как предмета исследования) предполагает
в его структуре наличие
Можно рассмотреть и другой вариант названия данной учебной дисциплины – просто «Культура речи»: ведь содержание работы по культуре речи в настоящее время трактуется с «четом новых подходов к этой проблеме, что позволяет говорить о тенденции к оформлению культуры речи в самостоятельную дисциплину.
Культура речи
— это «учение о стиле и
содержании эффективной и образцовой
речи, основных ее качествах и свойствах»
(см. учебник «Культура русской
речи»). В основе данного направления
лингвистики лежит охрана норм литературного
языка. В соответствии с этим авторы
современных пособий по культуре
речи формулируют цели изучения культуры
речи следующим образом: «формирование
и развитие коммуникативно-речевой
компетенции, повышение культуры русской
речи» (В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А.
Ягубова); овладение нормами русского
литературного языка, повышение
интеллектуально-речевой
Анализ того,
как формулируются цели и задачи
курса культуры речи в учебниках
и пособиях, убеждает, что приоритетное
значение придается развитию речевых
(коммуникативных, коммуникативно-речевых)
умений на основе изучения норм русского
литературного языка. Это дает возможность
уделять более пристальное
Следовательно, основным компонентом содержания работы по культуре речи являются знания о нормах русского литературного языка, о типах и характере норм, о требованиях, которые предъявляются к речи с этой точки зрения.
При этом следует
учитывать коммуникативный
В связи с
этим содержание работы по культуре речи
не oграничивается изучением
Этические и коммуникативные нормы – это «механизмы помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т. д. которые формировались на основе понимания законов общения» (М.Р. Савова). Они отражают другой, более высокий, уровень овладения культурой речи, свидетельствующий о стремлении сделать свою речь не только правильной, но и уместной целесообразной, содержательной, вежливой, искренней, прав дивой, доброй, естественной и т. п.
В ряде случаев в содержание работы по культуре речи вводится изучение риторических норм, риторических знаний (см. указанную монографию «Хорошая речь»), а также изучение таких разделов, как «Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия» (Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2002), «Текст в структуре общения», «Жанры устной и письменной речи» (Ипполитова НА., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2004).
На наш взгляд,
это обусловлено пониманием того,
что современному выпускнику школы
и будущему специалисту необходимо
не только знать нормы, но и уметь
ими пользоваться при выполнении
более сложной речевой задачи
– создании высказывания (текста) с
определенной прагматической установкой,
что требует специальных
В целом же у
курса культуры речи есть свои задачи,
связанные с осознанием понятия
«норма» и формированием
В связи с этим в курсе культуры речи в ходе освоения материала и реализации целей обучения используются следующие методы и приемы работы: имитационные упражнения для усвоения орфоэпических норм; конструирование, упражнения конструктивного характера для усвоения грамматических норм; редактирование; выбор вариантов произношения, написания, построения словосочетаний и предложений; различные виды анализа (лексический, стилистический и др.), анализ функционирования норм в реальной речевой практике, в процессе общения.
Таким образом, на основании сказанного можно предположить, что культура речи имеет все основания для оформления в самостоятельную речеведческую дисциплину со своими целями и задачами, содержанием и методами работы.
Представляется, что в ходе реализации речеведческих курсов необходимо осознавать их специфику, их содержательное я методическое своеобразие. Только в этом случае задачи, связанные с развитием коммуникативных способностей школьников и студентов, с формированием их коммуникативной компетенции, будут решены оптимально результативно и эффективно.
Литература
1. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова МА. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
2. Ипполитова НА., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М., 2004.
3. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998.
4. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.
4. Михалъская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.,2001.
5. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для сту-дентов-нефилологов / Л.Г. Антонова, С.К. Болотова и др. -Ярославль, 2003.
6. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2002.
7. Федосюк М.Ю., Ладыженская ТА. и др. Русский язык длястудентов-нефилологов. – М., 1997.
8. Школьная риторика. 5 кл.: Методический комментарий / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1996.