Школа Ладыженской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:32, доклад

Описание

Все, кто участвовал в создании коллективной монографии, посвященной юбилею профессора Т.А. Ладыженской, все, кто работает на кафедре риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета (МПГУ), созданной по ее инициативе, испытывают чувство причастности, осознание принадлежности к особой школе. Это, безусловно, научная школа. Однако школа Т.А. Ладыженской – это уникальная школа, в которой учатся не только мыслить, творить, выдумывать и пробовать, но и жи

Работа состоит из  1 файл

Школа Ладыженской.docx

— 48.18 Кб (Скачать документ)

г) на родном и  иностранном языке (хотя бы одном).

Умение четко, последовательно, убедительно излагать свои мысли и чувства. А если это  необходимо в жизни, то и в школе  на всех этапах обучения приоритетным является повседневное внимание развитию и совершенствованию устной и  письменной речи школьников.

В МГПИ им. В.И. Ленина, теперь МПГУ, где Т.А. Ладыженская  работает с 1977 года, на филологическом факультете были созданы кафедра  культуры речи учителя, а впоследствии (с 2000 года) кафедра риторики и культуры речи, которые она длительное время  возглавляла.

9. «Наука украшает  разум», или «Сейте могучее, честное,  вечное».

В эти годы создавались  программы по курсу «Риторика» для  школьников, студентов, были организованы факультативы во многих так называемых базовых школах Москвы и Подмосковья, в других городах России, где проводилось  опытное обучение.

Были созданы, отредактированы и напечатаны программы, учебники и учебные пособия для  всех классов общеобразовательной  школы, а также для детских  садов и педагогических вузов. В  этой работе принимали непосредственное участие как члены кафедры, так  и большой авторский коллектив  учителей, методистов и научных работников из различных регионов страны.

Автором концепции, программы «Риторика з школе», учебников и учебных пособий  по «Риторике» является профессор, доктор педагогических наук Таиса Алексеевна Ладыженская.

Хотелось бы закончить эту статью словами  поэта И. Шаферана.

10. «Мы желаем  счастья Вам, счастья в этом  мире большом».   
 

Н.А. Ипполитова

РУССКИЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИТОРИКА КАК  УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

... Во всем  мире при решении вопросов  модернизации образования в центре  оказываются вопросы культуры  человека, в частности то, как  современные люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения... – то есть как человек умеет  общаться.

Т.Л. Ладыженская

Введение в  практику школьного и вузовского обучения ре-чеведческих дисциплин  свидетельствует о том, что в  настоящее время мысль о необходимости  развития коммуникативных способностей учащихся, совершенствования их коммуникативно-речевых  умений нашла свою реализацию в государственных  образовательных стандартах и в  различного рода пособиях и методических рекомендациях.

С целью повышения  общей культуры и уровня гуманитарной образованности студентов и школьников, в связи с решением задачи развить  у обучаемых умение оптимально использовать средства языка в процессе общения, сформировать у них «психологическую готовность к взаимодействию с партнерами по общению» разрабатываются программы  таких дисциплин (курсов), как «Культура  общения», «Культура речи», «Риторика», «Культура речевого поведения», «Культура  делового общения» и т. п.

Так, в настоящее  время в МПГУ в процессе подготовки студентов различного профиля изучаются  следующие речеведческие дисциплины:

- Риторика. Культура  речи – для студентов, обучающихся  по специальности 032900 – русский  язык и литература;

- Риторика –  для студентов, обучающихся по  направлению 520300 – бакалавр филологии;

- Русский язык  и культура речи – для студентов,  обучающихся по педагогическим  специальностям ГСЭ.Ф.08 – русский  язык и культура речи.

Как следует  из названия дисциплин, в ряде случаев  их содержание складывается из разных элементов: речевой компонент раскрывается (преподносится) на фоне других компонентов  или в сочетании с ними. В  практике преподавания в связи с  этим нередко наблюдаются такие  явления, как подмена одного элемента другим, диспропорция в освещении  тех или иных понятий, неоправданная  актуализация того или иного подхода  в обучении и т. п.

Представляется, что одной из причин такого положения  является неполное осознание целей, задач и особенностей содержания дисциплин, названия которых использованы для обозначения речеведческих  курсов.

Рассмотрим в  связи с этим специфику основных учебных дисциплин, содержание которых  в той или иной степени связано  с содержанием курсов речеведческого характера. При этом мы будем учитывать  особенности названных дисциплин, характерные как для вузовского, так и для школьного обучения, во многом опираясь на основные положения  исследований Т.А. Ладыженской. Именно ей принадлежит идея о необходимости  создания специальных речеведческих  курсов, имеющих свои, самостоятельные, цели и задачи.

В связи с  этим в ходе анализа сопоставим цели и задачи изучения дисциплины (предмета), их содержание (знания, умения), основные приемы работы (виды заданий и упражнений).

Основой учебной  дисциплины «Русский язык» является наука о русском языке. Учебник  по методике преподавания русского языка  под редакцией М.Т. Баранова цели изучения этой дисциплины формулирует  следующим образом: дать прочные  знания о языке, добиться свободного владения им. В связи с этим формулируются  специальные и общепредметные цели изучения русского языка.

Специальные (познавательнее и практические) цели направлены на формирование лингвистического мировоззрения  учащихся, вооружения их основами знаний о языке, эстетическое воспитание средствами языка. Эти цели связаны с реализацией  познавательного (теоретического) аспекта обучения русскому языку. Практические цели связаны с формированием и совершенствованием орфографических и пунктуационных умений школьников, с осознанием ими норм русского литературного языка и повышением уровня культуры речи, с развитием умения излагать свои мысли.

Общепредметные  цели направлены на решение воспитательных задач, развитие логического мышления, обучение учащихся самостоятельному пополнению знаний и т. п. Цели обучения русскому языку в вузе и школе во многом совпадают, хотя, безусловно, лингвистическое  образование, например, предполагает актуализацию такого аспекта, как вооружение студентов  основами научных знаний о языке. В настоящее время на многих гуманитарных факультетах вузов эта дисциплина изучается, как правило, в практическом плане.

Цели и задачи курса определяют его содержание, основными компонентами которого являются:

- знания о  языке (лингвистические понятия,  языковые факта);

- знания речеведческого  характера (сведения по стилистике  и культуре речи, о тексте, функционально-смысловых  типаx речи и др.);

- знания о  способах деятельности;

- законы языка  (правила спряжения, склонения,  написания и др.);

- умения и  навыки (учебно-языковые, орфографические  и пунктуационные, коммуникативные);

- развитие речи  учащихся (обогащение словарного  запаса и грамматического строя  речи, обучение различным видам  речевой деятельности); этот аспект  актуален прежде всего для  практики школьного обучения.

В соответствии с содержанием обучения формируются  Методы и приемы работы: наблюдение над фактами и явлениями языка  и речи, которые конкретизируются и обобщаются с помощью таких  методов, как слово учителя, чтение учебника, эвристическая беседа, решение  познавательных задач в ходе осмысления языковой теории; упражнения и задания, направленные на формирование соответствующих  умений, прежде всего различные виды разбора; задания, направленные на развитие речи учащихся. В методике преподавания русского языка накоплен большой  интересный опыт реализации целей и  задач обучения русскому языку в  соответствии с содержанием основных разделов курса русского языка, о  чем свидетельствуют многочисленные исследования в этой области. Мы, безусловно, не будем подробно их анализировать, подчеркнем только, что в основе методов и приемов работы с  учащимися на занятиях по русскому языку лежит анализ фактов и явлений  языка, познание их сущности, осмысление законов, регламентирующих использование  средств языка в речевой практике.

Таким образом, русский язык как самостоятельная  учебная дисциплина позволяет учащимся понять функцию изучаемых средств  языка, их роль в создании различных  высказываний, обогатить свою речь в лексическом и грамматическом аспектах, усвоить основные нормы  русского литературного языка, осознать суть некоторых речеведческих понятий. Курс русского языка, безусловно, подготавливает учащихся к познанию законов общения. Многообразие задач, которые необходимо решить в процессе его изучения, не позволяет в полной мере освоить  эти законы — для этого нужны  специальные знания, описанием которых  занимается другая учебная дисциплина. Это риторика.

Т.А. Ладыженская, которая известна как автор учебников  по русскому языку, как методист, который  разработал раздел действующей программы  по русскому языку «Развитие связной  речи», одна из первых поняла необходимость  введения в практику школьного и  вузовского обучения нового предмета. «Это должен быть речевой курс, курс лингвистики речи (выделено ТЛ. Ладыженской), со своим содержанием и логикой построения, который, дополняя школьный курс лингвистики, был бы самостоятельным» (выделено ТЛ. Ладыженской). В основе этого предмета, по мнению Т.А. Ладыженской, должны быть знания, которые бы позволили познакомить учащихся с законами общения. Такие знания может дать риторика (современная риторика), «которая, решая свои задачи, – пишет Т.А. Ладыженская, — обучения хорошей, «искусной», эффективной речи, – во многом основывается на достижениях лингвистики текста, психолингвистики, теории общения и т. д.»

Предмет риторики, его цели и задачи определяются по-разному  в зависимости от этапа развития этой дисциплины, а также от того, какой ее содержательный аспект необходимо актуализировать для решения  специальных задач обучения. И  тем не менее трудно не согласиться  с утверждением многих исследователей о том, что предмет риторики есть речь. «Грамматика занимается только словами, риторика преимущественно  мыслями», – так Н.Ф. Кошанский  определяет суть риторики. А мысли  формулируются с помощью речи. Речь, как известно, организует общение, взаимодействие людей в процессе жизнедеятельности, способствует установлению гармоничных отношений между  коммуникантами, что является необходимым  условием эффективного решения задач  различного характера. Следовательно, актуальной и социально значимой проблемой любого социума является обучение людей эффективному результативному  общению в широком смысле этого  слова, что проявляется в умении создавать высказывания с учетом целого ряда факторов: условия общения  коммуникативная ситуация); осознание  целей и мотивов общения (интенция); поиск замысла высказывания (человек, по словам Н.И. Жинкина, говорит «одним задуманным текстом»); поиск формы  высказывания (жанр, стилистическая окраска). Представляется, что именно эти цели реализует риторика как учебная дисциплина в вузе и школе. Т.А. Ладыженская называет риторику курсом лингвистики речи, для овладения которым нужно понять специфику общения и освоить правила создания высказываний в различных ситуациях общения. В связи с этим содержанием курса риторики являются два основных блока: общение и речевые жанры. Учащиеся осознают суть основных риторических категорий и понятий (речеведческие понятия): адресант, адресат, коммуниканты; коммуникативная ситуация, коммуникативная задача; изобретение, расположение, словесное оформление; текст, жанры речи; коммуникативные качества речи (точность, выразительность, богатство); речь правильная и речь хорошая и др.

Как видим, в  этом перечне представлены и собственно риторические понятия (риторический канон), и понятия из других областей знания: теории общения, лингвистики текста, лингвистики (речеведения). Это отражает интеграционный характер риторики как  учебной дисциплины.

Подчеркнем, что  знания, получаемые в курсе риторики, во многом носят инструментальный характер (знания о способах деятельности), которые  формируются в виде советов, рекомендаций, правил. Обязательным условием востребованности риторического знания является его  прикладной характер. Теоретические  положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение  реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Основным компонентом содержания курса риторики являются коммуникативно-речевые  умения, которые Т.А. Ладыженская  дифференцирует следующим образом: умения, связанные с анализом и  оценкой результативности общения (У-1); умения, связанные с реализацией  норм и правил общения в самостоятельной  речевой деятельности (У-2).

И, наконец, отметим  еще один компонент содержания курса  риторики. В концепции риторического  образования Т.А. Ладыженской он обозначен как нравственно-риторические идеи. Курс риторики должен вызвать  у учащихся размышления о сути человеческого общения, о тех  нравственных ценностях, которые лежат  в основе этого общения, что будет  способствовать формированию у них  взглядов, идей, суждений, вкусов, имеющих  общекультурную ценность (Т.А. Ладыженская). С этой целью в содержание курса  риторики в вузе и школе введены (или могут быть введены) такие  темы, как речевой этикет; вежливая просьба и вежливый отказ; спор, но не ссора; комплимент; речевая агрессия и пути ее преодоления; одобрение  и ободрение адресата в публичном  выступлении; нравственный образ ритора и др.

Таким образом, в курсе риторики реализуется  идея единства в решении воспитательных и учебных задач, а в целом  курс риторики способствует повышению  общей культуры человека, элементом  которой является культура общения.

Риторика как  учебный предмет формирует обусловленные  его содержанием методы и приемы работы с учащимися, направленные на достижение целей обучения. Это прежде всего такие приемы работы, как  риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

Риторический  анализ предполагает оценку речевого поведения коммуникантов: вид и  характер общения; коммуникативные  задачи общающихся; коммуникативные  удачи и промахи и т. п. Фактически в ходе риторического анализа  учащиеся должны получить ответы на три  основных вопроса: Что хотел сказать  автор высказывания? Что сказал на самом деле? Что сказал ненамеренно?

Информация о работе Школа Ладыженской