Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Предметом ди дактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.
2. Основные категории дидактики.
Основными категориями дидактики являются: преподава ние, учение, обучение, образование, знания, умения, навы ки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В пос леднее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспе чение информирования, воспитания, осознания и практи ческого применения знаний.
Учение процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изме няются ранее приобретенные.
Обучение упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие глав ные звенья взаимодействия:
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории. Характеристика знаний: знания могут быть: полными, поверхностными, точными - уровень знаний, истинность, объем, понимание, системность, прочность и т.д. - до 30 характеристик. Выделяют три уровня знаний: репродуктивный - воспроизведение без существенных изменений; конструктивный - знания, добытые при перестройке 1-го уровня (выделении главного, обобщении, сравнении, выборе и т.д.); творческий - знания, приобретенные в ходе самостоятельной поисковой работы.
Умения овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Обучение - средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). При правильно поставленном обучении ученик овладевает всеми тремя сторонами изучаемого знания, т. е. в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, творческих способностей, формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение важным средством воспитания.
В современной дидактике под термином "об разование" понимают специальную сферу социальной жизни, уни кальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способ ствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуаль ному развитию человека. Образование - овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие. Результатом является образованность - качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности.
Цель (учебная, образовательная) то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Со держание (обучение, образование) система научных зна ний, практических умений и навыков, способов деятельнос ти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой фор мы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. "forma" внешний вид, оболочка) спо соб существования учебного процесса, оболочка для его внут ренней сущности, логики и содержания. Форма прежде все го связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. "metodos" путь, способ) путь достиже ния (реализации) цели и задач обучения.
Средство предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты обучения - это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Компонентами продукта обучения являются:
1) знания, умения, навыки;
2) мировоззрение лич ности;
3) кругозор и эрудиция;
4) качества ума,
интеллекту альное развитие
5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;
6) навыки самообразования;
7) активность;
8) работо способность (умственная и физическая) личности;
9) воспитан ность (нравственная, эстетическая, экологическая, политех ническая и др.);
10) профессиональная ориентация и подго товка к жизни и др.
10.Дидактические виды обучения
Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики.
Традиционная дидактическая система Целью обучения, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.Принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность.
Процесс обучения должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения.
Педоцентристская
дидактика. Ее называют также прогрессивистской,
обучением через делание. Целью обучения
должно быть развитие общих и умственных
способностей, разнообразных умений детей.
Для этого обучение нужно строить не как
преподнесение, заучивание и воспроизведение
готовых знаний, а как открытие, получение
знаний учениками в ходе их спонтанной
деятельности. Структура процесса обучения
выглядит так: ощущение трудности в процессе
деятельности, формулировка проблемы,
сути затруднения, выдвижение и проверка
гипотез по решению проблемы, выводы и
деятельность в соответствии с полученным
знанием. В двадцатом веке ученые
разных стран пытаются создать современную
дидактическую концепцию. Единой дидактической
системы как таковой в науке нет, имеется
ряд теорий, в которых есть нечто общее.
Цели обучения в большинстве походов предусматривают
не только формирование знаний, но и общее
развитие учащихся, интеллектуальные,
трудовые, художественные умения. Содержание
обучения строится в основном как предметное,
хотя имеются интегративные курсы и в
младших, и в старших классах.
11Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей обучения, содержание должно отображать как текущие, так и перспективные потребности общества.
На формирование содержания влияют следующие системы:
1)Система
потребностей – социальные и
личные – как наилучшим
2)Система
научных достижений –
3)Система
возможностей – учет
Общие принципы формирования содержания:
При выборе структуры содержания учитываются:
13результат
Образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.
Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Образованность — это грамотность, доведённая до общественно и личностно необходимого максимума, категория, характеризующая личностные образовательные приобретения. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Категория "профессиональная компетентность" определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Культура — высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно этот уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов.
Высшая ценность образования и его высшая цель — формирование менталитета личности и социума.
Процесс
Рассматривая образования как процесс необходимо отметить, что это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодействия.
Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Цель
Образование может
рассматриваться как ценность государственная,
как ценность общественная и как
ценность личностная. Образование как
сфера духовной жизни общества является
объективной общественной ценностью,
которая располагает
14Система
Образование как воспроизведение культуры выступает как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Педагогическая психология специально не рассматривает данные проблемы - это предмет других наук, но она изучает деятельность обучающегося (обучаемого) и обучающего внутри этой системы в контексте тех условий, которые в ней создаются. Поэтому прежде чем обратиться к самим действующим в ней субъектам - учителю (преподавателю) и ученику (студенту), необходимо отметить основные характеристики образовательной системы.
Образование как система
включает в себя понятие педагогической
системы. Педагогическая система может
рассматриваться как