Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи между различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.Осн. закономерности В:
1.Формирование личности
соц. обусловлено и соотв-но
воспитание зависит от
2.Формирование Л. происходит на основе важнейших соц. форм жизни человека – деятельности и общения.
3.Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества.
4.Неравномерность
развития ребенка и
5.Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л.
6.Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.
18 Технология воспитательной деятельности – это совокупность методологических и организационно – методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания. В воспитательной технологии выделяют следующие составляющие элементы:1.Метод 2.Приём 3.Средства
Методы воспитания:
Традиционно –принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
Инновационно- деятельносные – моделирование, творческая инвариантность;
Неформально-межличносные(
Тренингово- игровые(обеспечивает овладение индивидуальным и групповым опытом, а также эрекцию поведения и действий в специально заданных условиях)- социално-психологические тренинги, деловые игры;
Рефликсивные(основаны
на индивидуальном переживании, самоанализе
и осознании собственной
Приемы воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение. Приемы – неизведанные тропинки, которые прокладывают воспитатель вместе со своими учениками, чтобы быстрее достичь цели. Если этими приемами начинают пользоваться и другие воспитатели то они могут превратиться в методы
19. Коллектив. Стадии развития кол-ва.-это группа людей объедененных общими интересами, делами, работой. Этапы: притирка(знакомство, адаптация). Эт "Дворцовых переворотов" (борьба за лидерство).Результативность (совместная р-та кол-ва). Эффект-ть (успешное реш-е проблем, задач---гордость кол-ва за себя). Мастерство(прочные связи в кол-ве). Старение(внешние условия изменились, а кол-в продолж работать). Смерть (кол-в формально перест-т работать).
24
Профессиональная акмеология иособенности
творческой зрелости специалистаЦель
предложенного подхода -целостная организация
процесса их психологической подготовки
и формирование у будущих специалистови
их самореализации в профессиональной
деятельности.Поскольку период обучения
в вузе является важным этапом на пути
профессионального развития человека,представляется
возможным использовать понятие "ак-меологический
подход" в образовании, предполагающий
моделирование и развитие интеллектуальной,
25В процессе самоконтроля студент получает информацию об уровне усвоения им научных понятий, на основании которой он принимает решение о ходе своих дальнейших действий.
Таким образом, самоконтроль
по мере развития умений позволяет
студенту постепенно взять часть
образовательных и
26СтуденческоеСоуправление как форма организационно-управленческих отношений позволяет сгладить обозначенные противоречия. Это понятие отражает необходимую, желательную и востребованную сегодня форму взаимодействия всех участников образовательного процесса. В этом случае студенческоесоуправление можно рассматривать как тип организационно-управленческих отношений, основанный на включении всех участников системы образования в управленческий процесс, путем делегирования полномочий в соответствии с уровнем компетентности. Такой способ организации деятельности будет выступать действенным фактором развития системы социальных отношений на принципах социального партнерства.
При этом важно отметить, что студенческое соуправление, выступающее как механизм достижения гармоничного взаимодействия административного управления и самоуправления (индивидуального и коллективного уровня) обеспечивает поддержание баланса в образовательной системе между стимулированием обучения, с одной стороны, и противодействия учащихся к своему обучению и личностному развитию – с другой.
Представляется, что соуправление следует рассматривать как фактор социального становления человека. Возможность участия в соуправлении учебным заведением на различных его уровнях позволяют более эффективно интегрироваться личности с малой группой и коллективом в целом, что будет стимулировать ее социальную активность.
Студенческое самоуправление
Студенческое самоуправление это:
Целенаправленная деятельность студентов
Форма воспитательной работы в вузе
Термин «студенческое
самоуправление» также
Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни.
Задачи, возникающие в процессе достижения цели:
всесторонняя поддержка студенческих коллективов;
совершенствование механизма студенческого и аспирантского самоуправления;
правовая, информационная,
методическая и иная ресурсная поддержка
органов студенческого
формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи;
подготовка предложений администрации вузов, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации;
выступление с инициативами, внесение предложений в администрацию университета, органы государственной власти по студенческой (аспирантской) и молодёжной проблематике;
организация сотрудничества
с молодёжными и другими
Определения студенческого самоуправления
1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.
Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.
2. Студенческое самоуправление
как форма воспитательной
Студенческое самоуправление — одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Для справки: Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.
3. Студенческое самоуправление
— есть одна из форм
Признаки студенческого самоуправления
Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.
Автономность —
относительная независимость
Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т. д.
Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.
Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т. д. Каждый ОССУ действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально.
Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у ОССУ, включённость непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.
Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.
Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза
Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза
Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент — выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления и МСУ».