Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Образование как система  может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

1) социальный масштаб  рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;

2) ступень образования  (дошкольное, школьное с его внутренней  градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

3) профиль образования:  общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

С этих позиций образование  как систему в целом, можно  характеризовать следующим образом:

- образование как  система может быть светским  или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

- образование как  система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего  преимущественно лежит возрастной  критерий. Однако во всех странах  при достаточно больших вариациях  есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен и т.д.;

- образование как  система может характеризоваться  преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

- образовательная  система имеет качественную и  количественную характеристику, специфику для своих подсистем;

- образование как  система определяется одновременно  функционированием и развитием  согласно принципу дуальности (в  терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).

Все эти показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, одновременно имеют и собственно психолого-педагогические аспекты.

Образовательные системы  в последние десятилетия все  больше осуществляют свое действие в  пространстве, переходя от контактного  типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства.

Структура системы образования

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется  равенство всех граждан в получении  образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени  образования:

дошкольное (ясли, детские  сады)

общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.

общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы)

высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).

профессионально-технических  училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут  получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.

Основной документ, дающим право на поступление в  высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном  образовании

В Белоруссии имеется  около 40 государственных и 20 негосударственных вузов.

Образование в средней  школе является бесплатным. Базовое  общее образование (1—9 классы средней  школы) является обязательным.

В системе образования  Белоруссии используются два официальных  языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках

15Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и со-

ставляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны  «действующие лица»

процесса – учитель  и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы

средства и другие атрибуты учебной деятельности.

Обучение представляет собой искусственно организованнуюпознава-

тельную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуальногопсихиче-

ского развития и овладения  познанными закономерностями окружающего ми-

ра.

Методологической  основой процесса обучения в современной  дидактике

является научная  теория познания. Процесс познания идет от живого созерца-

ния к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучае-

мые познают объективный  мир. С этой точки зрения усвоение знаний является

разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют

для учебного процесса методологическое значениеМетоды обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и

обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В

дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-

воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обу-

чения: образовательной, которая обеспечивает приобретение обучающимися

научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует  научное миро-

воззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определен-

ную систему эмоционально-ценностных отношений личности (субъекта) к  ок-

ружающему миру (трудовых, правовых, эстетических, патриотических, нацио-

нально-этических, экологических  и др.); развивающей, которая стимулирует

интересы и другие мотивы обучаемых к учению; организующей, которая свя-

зывает в единую систему цель, содержание и организацию  учебного процесса с

учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастер-

ства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения.

При выборе методов  необходимо учитывать цели и задачи обучения; осо-

бенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обу-

чаемого в отдельности; возможность использования разнообразныхорганиза-

ционных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.

Процесс обучения выполняет  три основные функции:

Образовательная функция

Воспитательная функция

Развивающая функция 

1. Процесс обучения  обусловлен потребностями общества  в образованных

и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и го-

сударства.

2. Процесс обучения  является основной частью комплексного  учебно-

воспитательного процесса учебного заведения.

3. Процесс обучения  является единым и закономерным, т.е. его образова-

тельная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и пред-

ставляют собой  единое целое.

4. Процесс обучения  зависит от реальных учебных  и возрастных особен-

ностей обучаемых.

5. Процесс обучения  закономерно зависит от материальных  условий

учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и

др.).

6. Закономерной является  и руководящая роль преподавателя  при созна-

тельной активности познавательной деятельности обучаемых.

Таким образом, специфика  процесса обучения состоит в следующих  мо-

ментах:

• обучение протекает под руководством педагога;

• источником знаний являются не только излагаемый преподавателем

материал, но и книги, средства массовой информации (кино, радио  и

телепередачи, газеты, журналы), информация, полученная от других людей в

процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;

• обучающиеся изучают  объективный мир в познанном, обобщенном и

систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-

понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;

• практика является средством совершенствования знаний и источником

новых знаний;

• в единстве с  обучением и на его основе формируется  научное миро-

воззрение и нравственные принципы обучающихся;

• в процессе обучения развиваются умственные способности  обучае-

мых;

• теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный

характер.

16Основные проблемы, пути их решения

Огромное количество исследований, включая и предыдущие исследования, проведенные Blackboard в  США, Канаде и Австралии, помогли  выделить основные проблемы и вызовы в сфере предоставления высшего образования. Теперь мы знаем об их существовании. Более того, они стали предметом всестороннего обсуждения в широких кругах образовательной и политической сфер. На момент, когда был подготовлен настоящий доклад, существовавшие стипендии и изученность вопроса о глобальной потребности в области образования оставались на недостаточно высоком уровне. Несмотря на все усилия, предпринятые ВУЗами, правительствами стран и общественными ассоциациями, все равно оставалось ощущение того, что что-то упущено.

Изменения в вопросах управления компаниями, организации  рабочих мест и появление новых  технологий требуют воспитания нового типа сотрудников. Эти сотрудники теперь должны выходить из стен образовательного учреждения уже знающими специалистами, которые способны выполнять поставленные задачи на основе творческого подхода к решению проблем, а также на основе полученных в ходе подготовки знаний и профессиональных навыков и умений. В связи с изменением структуры коммерческих рынков, появлением Интернета и открытием границ многие рабочие могут теперь перемещаться в поисках работы по всему земному шару, а инновационные технологии могут появляться в любом государстве, а не только в высокоразвитых индустриальных державах.

Таким образом, важность вопроса о глобальном характере предоставления образования поставила проблему высшего образования в один ряд с самыми актуальными глобальными вызовами современности. Так как происходят значительные изменения, само понимание термина «высшее образование» различными категориями граждан и национальных экономик также изменяется, и само высшее образование в данной связи лишь реагирует на изменение внешней конъюнктуры, а не приводит к ее изменению. Давая характеристику этим вызовам в настоящем докладе и раскрывая в нем пути, которыми идут изменения, мы хотим дать основу для развития мысли и разработки мероприятий, которые бы способствовали дальнейшему раскрытию сущности происходящих явлений.

ВУЗы, правительства  стран и структуры, занимающиеся финансированием сферы образования, должны приступить к поиску ответов на вопросы, поднятые в связи с повышением важности глобальной проблемы предоставления образования. Кроме того, им необходимо существенно пересмотреть свои подходы для того, чтобы справляться с новыми вызовами в сфере образования в этот период быстрых перемен. А для этого потребуется провести внутриинститутские, культурные и технологические реформы и вовлечь в них студентов, не забывая, однако, о необходимости одновременно обеспечивать экономический прогресс и повышать уровень соответствия задач по обучению и подготовке студентов нуждам экономики и общества.

Развитие технологий будет играть центральную роль в  дальнейшей модернизации сферы высшего  образования. Вопросы доступности, качества и взаимосвязи обучения гораздо более эффективно можно решать за счет применения новейших технических средств. 

17. Воспитание: сущность и закономерности.

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"