Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
1) социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;
2) ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);
3) профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
С этих позиций образование
как систему в целом, можно
характеризовать следующим
- образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;
- образование как
система характеризуется
- образование как
система может
- образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфику для своих подсистем;
- образование как
система определяется
Все эти показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, одновременно имеют и собственно психолого-педагогические аспекты.
Образовательные системы в последние десятилетия все больше осуществляют свое действие в пространстве, переходя от контактного типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства.
Структура системы образования
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.
Основные ступени образования:
дошкольное (ясли, детские сады)
общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.
общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы)
высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).
профессионально-технических
училищах, где одновременно получают
среднее образование и
Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.
Основной документ,
дающим право на поступление в
высшее учебное заведение — аттестат
об общем среднем или средне-
В Белоруссии имеется около 40 государственных и 20 негосударственных вузов.
Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным.
В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках
15Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и со-
ставляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица»
процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы
средства и другие атрибуты учебной деятельности.
Обучение представляет собой искусственно организованнуюпознава-
тельную деятельность,
обеспечивающую ускорение
ского развития и овладения познанными закономерностями окружающего ми-
ра.
Методологической основой процесса обучения в современной дидактике
является научная теория познания. Процесс познания идет от живого созерца-
ния к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучае-
мые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является
разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют
для учебного процесса методологическое значениеМетоды обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и
обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В
дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-
воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обу-
чения: образовательной, которая обеспечивает приобретение обучающимися
научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует научное миро-
воззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определен-
ную систему эмоционально-
ружающему миру (трудовых, правовых, эстетических, патриотических, нацио-
нально-этических, экологических и др.); развивающей, которая стимулирует
интересы и другие мотивы обучаемых к учению; организующей, которая свя-
зывает в единую систему цель, содержание и организацию учебного процесса с
учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастер-
ства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения.
При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения; осо-
бенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обу-
чаемого в отдельности;
возможность использования
ционных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.
Процесс обучения выполняет три основные функции:
Образовательная функция
Воспитательная функция
Развивающая функция
1. Процесс обучения
обусловлен потребностями
и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и го-
сударства.
2. Процесс обучения
является основной частью
воспитательного процесса учебного заведения.
3. Процесс обучения
является единым и
тельная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и пред-
ставляют собой единое целое.
4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особен-
ностей обучаемых.
5. Процесс обучения
закономерно зависит от
учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и
др.).
6. Закономерной является
и руководящая роль
тельной активности познавательной деятельности обучаемых.
Таким образом, специфика процесса обучения состоит в следующих мо-
ментах:
• обучение протекает под руководством педагога;
• источником знаний являются не только излагаемый преподавателем
материал, но и книги, средства массовой информации (кино, радио и
телепередачи, газеты, журналы), информация, полученная от других людей в
процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;
• обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и
систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-
понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;
• практика является средством совершенствования знаний и источником
новых знаний;
• в единстве с обучением и на его основе формируется научное миро-
воззрение и нравственные принципы обучающихся;
• в процессе обучения развиваются умственные способности обучае-
мых;
• теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный
характер.
16Основные проблемы, пути их решения
Огромное количество исследований, включая и предыдущие исследования, проведенные Blackboard в США, Канаде и Австралии, помогли выделить основные проблемы и вызовы в сфере предоставления высшего образования. Теперь мы знаем об их существовании. Более того, они стали предметом всестороннего обсуждения в широких кругах образовательной и политической сфер. На момент, когда был подготовлен настоящий доклад, существовавшие стипендии и изученность вопроса о глобальной потребности в области образования оставались на недостаточно высоком уровне. Несмотря на все усилия, предпринятые ВУЗами, правительствами стран и общественными ассоциациями, все равно оставалось ощущение того, что что-то упущено.
Изменения в вопросах управления компаниями, организации рабочих мест и появление новых технологий требуют воспитания нового типа сотрудников. Эти сотрудники теперь должны выходить из стен образовательного учреждения уже знающими специалистами, которые способны выполнять поставленные задачи на основе творческого подхода к решению проблем, а также на основе полученных в ходе подготовки знаний и профессиональных навыков и умений. В связи с изменением структуры коммерческих рынков, появлением Интернета и открытием границ многие рабочие могут теперь перемещаться в поисках работы по всему земному шару, а инновационные технологии могут появляться в любом государстве, а не только в высокоразвитых индустриальных державах.
Таким образом, важность вопроса о глобальном характере предоставления образования поставила проблему высшего образования в один ряд с самыми актуальными глобальными вызовами современности. Так как происходят значительные изменения, само понимание термина «высшее образование» различными категориями граждан и национальных экономик также изменяется, и само высшее образование в данной связи лишь реагирует на изменение внешней конъюнктуры, а не приводит к ее изменению. Давая характеристику этим вызовам в настоящем докладе и раскрывая в нем пути, которыми идут изменения, мы хотим дать основу для развития мысли и разработки мероприятий, которые бы способствовали дальнейшему раскрытию сущности происходящих явлений.
ВУЗы, правительства стран и структуры, занимающиеся финансированием сферы образования, должны приступить к поиску ответов на вопросы, поднятые в связи с повышением важности глобальной проблемы предоставления образования. Кроме того, им необходимо существенно пересмотреть свои подходы для того, чтобы справляться с новыми вызовами в сфере образования в этот период быстрых перемен. А для этого потребуется провести внутриинститутские, культурные и технологические реформы и вовлечь в них студентов, не забывая, однако, о необходимости одновременно обеспечивать экономический прогресс и повышать уровень соответствия задач по обучению и подготовке студентов нуждам экономики и общества.
Развитие технологий
будет играть центральную роль в
дальнейшей модернизации сферы высшего
образования. Вопросы доступности,
качества и взаимосвязи обучения гораздо
более эффективно можно решать за счет
применения новейших технических средств.
17. Воспитание: сущность и закономерности.
Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.