Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
1.В переводе с греч. педагогика буквально «вести дитя».Пед-ка-искусство вести не только ребенка,но и взрослого чел-ка по жизни, воспитывать. Пед-ка-наука о воспитании. Сначала появл-ся отдельные педагогич. заповеди,с развитием письменности-правила.Появл-ся народная педагогика. Объем знаний расшир-ся,возникает науч. основа. Педагогич. знания изначально были элементом философии (Аристотель,Сократ). В 17в. педагогика выходит из философского знания и становится самст-ой наукой. Появл-ся фундам-ый труд Яна Амоса-Каминского «Великая дидактика». Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Задачи: 1) вскрытие закономерностей (связей) в области обуч-я, воспит-я, развит-я личн-ти. 2)изучение и обобщение педагогич. опыта. 3) разработка новых методов обуч-я, воспит-я. 4) прогнозир-е образования на ближайшее и отдаленное будущее. 5) распростр-е и внедрение результатов в практику.
2.Использ-е компет-ой модели обуч-я вытекает из модернизации отеч-го образования, целью которой явл. подготовка обуч-хся к жизни, их самоопредел в стенах учеб заведения, а также их общая подготовка к выполнению всего спектра жизненных ф-ций. В рез-е происх переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность», «знание» на понятия «компетентность», «компетенция». Под компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Такая способность предполагает умение в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации. Главное в обучении – усвоение материала и овладение знаниями. Подлинные знания в аспекте компетентностного подхода – это инструменты познания, инструменты решения новых задач в жизненной ситуации. Главная задача компет-го подхода – усилить практическую ориентацию образования. Компет-ый подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не явл целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире. Овладение знаниями выступает непременным условием социального развития личности и формирования компетенций, необходимых для вхождения в социум, расширяет границы самоактуализации личности младшего школьника, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь освоения мира.
3.В сист пед.наук входят:1.Общая П (изучает базов науч дисципл,общ
проблемы,развит(Общие осн пед-ки; Теория
обучен-я(дид-ка); Теор-я воспит-я; Управл
образоват сист-ми(школовед-е)2.Возрастн П (изуч учеб дисципл в зависим-ти
от возраста обучен-я(Ясельн.П;Дошкольн
П;.П школы;П высш шк;П взрослых;Андрогогика)3.Пед дисциплины(подраздел в зависим-ти от того,какая
сторона конкретн вида человеч деят взята
за осн классификации(военная П;инженерная
П;спорт П;театральн П;музейная П;производств-ая
П;исправит-труд П) 4.Спец пед-ка (разрабат-ет теоретич основы,
принципы, методы, формы и средства воспит-я
и образ-я человека (детей и взрослых),
имеющ отклонения в физич развитии(сурда
П(глухие);тифла П(слепые);алигафрена П
(умств. Отст);логопедия(наруш речи).Связь П с др науками
1)с обществ наук 2)с биологич наук 3)с псих
наук. Связи:1.С
философ (филос учен явл методол(фундамент)
осн П.много общ вопр(цели воспит;пробл
формир мировоззр;взаим личн и колл-ва;гнсеологич(теор
познан)проблемы.2.С этикой(наука
о нравств)и эстетик (прекр,
безобр).3.С Социолог(тенденц
развит групп населен,рассматр вопр социализ
как влияет среда наличн)4.С эконом-й(демограф,народ
и населен)5.Биолог.дисцип(
4.Класс- учебный коллектив ,в который входят
учащиеся одного возраста.
11.Сущность процесса обучении
- это целенаправленный пед процесс, который
активизирует деятельность, развивает
творческие навыки учащихся,
- организация и стимулирование активной
учебно-познавательной деятельности учащихся;
- овладение научными знаниями умениями,
навыками; -формирование научного мировоззрения
и нравственно-эстетических взглядов
и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих
целостный пед процесс является процесс
обучения. Это очень сложный процесс объективной
действительности, уступающий только
процессам воспитания и развития, составной
частью которых он является. Он включает
большое количество разнообразных связей
и отношений множества факторов различного
порядка и различной природы.
Процесс обучения обладает
множеством функций, среди которых выделяется
три самых главных:
1) образовательная - дает детям знание
основ наук, формирует умения и навыки;2)
развивающая - это развитие памяти, мышления,
внимания, волевой и эмоциональной сфер;3)
воспитательная - формирует эстетическую
культуру, морально-нравственную сферу;4)
социальная - формирование личности ребенка,
отвечающая социальному обществу;5) валеологическая
- функция здоровосбережения;6) функция
социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Аттестация учителей проводится раз в 5 лет по личному заявлению педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательн процесса. Учитель сам определяет категорию и фору аттестации. Установлено 3 квалификац категории- высшая,первая и вторая категори.Высшу может присвоить главная аттестационная комиссия,перв-район/городск комиссия, вторую категорию присваивает аттестац комиссия школы.Оценка деят препода осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельн и экспертной оценке практической деят. Общие требования к оценке труда учителя характериз по сл критериям: Критерий рез-та и критерий процесса.
7.Методология-знание
о способе. Методология педагогики
– это совокупность целей, содержания
и методов исследования, что позволяет
получить наиболее объективную, точную,
систематизированную информацию о педагогических
явлениях и процессах.Пед исслед подраздел
на 3гр 1фундамент;2приклад;
8.Классификация — систематическое распределение элементов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления.
Сущ много
классификаций видов воспитания
Умствен воспит ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окруж мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определ этич требованиями общества. Труд воспит-развитие и подготовка добросовестного, ответствен и творче отношения к различным видам трудовой деят, накопление профессион опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Эстетич воспит-развитие эстетич отношения к действительности, предполаг наличие у человека способности восприним прекрасное. Физич воспит закл в правильн физич развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливан организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека. Гражд воспит -формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству. Экономич воспит-это система мер, направл на развитие экономич мышления современ человека в масштабах своего дома, произв-ва, страны.
Семейн воспит-составная часть социализац человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.Религиозн воспит-целенаправл и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.
13.Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы.Принципы воспитания — это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. К ним предъявляются определенные требования: 1Обязательность
2Комплексность.
Принципы воспитания 1.Принцип гуманистич направлен воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам. Правила реализации данного принципа: опора на активную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта воспитателя, умение защищать интересы воспитанников. 2Принцип вариативн соц воспитания. Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях многообразных видов и типов воспитательных организаций. 3Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо вкл воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям.4Принцип опоры на положительное. Необходимо найти положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности.5Принцип биологичн воспитания. Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия в совместной деят в зависимости от Ур-ня развития воспитанников. 6 Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитат деят воспитатель, изучает их возрастные, индивид особенности. На основе этих знаний каждый воспитанник вкл в активную, полезную деят, при этом воспитание сочетается с самовоспитан личности.
14Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения изучаемой науки. Правила реализации принципа научности: 1.логика и язык изучаемой науки; 2.основные понятия максимально приближенные к уровню современного понимания данных вопросов наукой; 3 методы конкретной науки; 4научные методы познания природных и общественных явлений. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. В основе этого принципа лежат определенные закономерности: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:1.формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;2.использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;3.осуществления межпредметных связей;4координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.