Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
5 Основные категории педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение, самообразование, самовоспитание, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Воспит –формирование личности.Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения. Обуч-целенаправ процесс взаимод обучающих и обучающихся по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений.Образование – процесс и результат освоения определ обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений. Самообраз- целенаправл и целеустремл работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний. Развитие – процесс становления, формир-я и совершенствования личности человека под влиянием внешн и внутрен, управл и неуправл-х соц и природ факторов, в числе которых целенапр-е обуч и воспит-е играют ведущую роль. Пед процесс – спец организованное взаимод педагогов и обучающихся в целях решения задач образования, воспит-я, обуч-я и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных пед.взаимод-й. Пед.взаимод-я-преднамерен взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направлен на изменения в поведении, деят,сознан, психике, отношениях человека. В самое посл время в обиход пед науки вошли слова «компетентность», «компетенция». Компетентность -качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией, а компетенция-это совокупность знаний, навыков, умений, способов деят и псих готовности, необходимых для эффективного выполнения деят по отношению к определ кругу объектов и процессов.
9 Пед
исслед-е представл собой поиск способов
и путей усовершен-я пед процесса. Такие
пути и способы познания и есть методы
пед исслед-я. С их помощью удается добыть
инф-ю о том или иной изучаемом предмете,
провести ее анализ и обработку, после
чего включить ее в систему известных
знаний.Методы пед исслед-я
классиф несколькими способами. Так
по цели исслед-я выделяют: 1)Теоретич.методы:
методы моделирования и причинно следственного
анализа, сравнительно-исторический анализ.2)Практич методы:
беседа, анкетиров, наблюдение, эксперимент.Некоторые
методы пед исслед-я:1.Наблюдение -заранее подготовленное и организованное
восприятие процесса, явления или объекта
в естественных условиях.2.Изучение
опыта-организ познават-ая
деят, котор направлена на установл историч
связей обучении и воспитания, а также
вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных
системах. 3.Изучен продуктов
ученического творчества, таких как, классных
и дом работ, рефератов, докладов, сочинений,
а также результатов технического и эстетического
творчества. Подоб метод имеет широк примен-е,
н-р, его используют при оценке индивид
особен-й учеников, их наклонностей, интересов
и отношения к различным обязанностям
и делам.4. Беседы,диалоги,
10.Форма(с лат.внеш.вид,структура
чего-то) К процессу обуч выдел понятия:1)формы
обуения;2)формы организац обучен.Форма обучения-внешн
сторона организац учеб процесса.Различ
разн формы обуч-я (индивид,групп,фронтальн,
27.Урок-форма организации учебного процесса, при которой педагог в течении точно установленного срока времени организует познават деят, использует разнообразные формы, методы преподавания материала.Урок сост из опр компонент,котор определ структ урока: 1)проверка пройден материала.2)сообщен нов матер.3)повтор нов.матер.4)закрепление нов матер.5)проверка нов матер.(если все комп,то это смешан урок 70%).
Лекция- конструкция учебного процесса.
Препод на протяж всего учеб занятия сообщ
нов материал,а обучающиеся его активно
воспринимают.Лекция явл наиб эконом способ
передачи учеб информ,тк материал излагается
концентрированно, в логически выдержанной
форме.В зависим от дидактич
целей (вводные,установочные,текущие,
заключительные, обзорные лекции). В зависим
от способа проведения выделяют: (информационные,
проблемные визуальные,бинарные ,лекции-провокации
,лекции-конференции,лекции-
28. С целью стимулирования пед.работников, работа их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972г. была введена их аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством работы учителя и его з/п, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Принципы аттестации- добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелатель-е отнош к пед работникам.
27.Экскурсия- форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явл действит-и. Экскурсии подразделяют на: производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географич.
Семинар-учеб занятие в форме коллективн обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов.В зависим от способа проведения выделяет несколько видов:(семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-диспут).
Конференция- организац форма обучения, направл на расшир, закреплен и совершенствование знаний. Главное- свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Факультативные занятия углубленное изуч-е предметов по выбору и желанию учащихся.По образоват задачам выделяют факультативы:1.по углубленному изучению базовых учебных предметов; 2.по изучен дополнит дисциплин; 3.по изучен дополнител дисциплины с приобрет специальности.
Практикумы- формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лаборат, практич работы. Основные дидактические цели таких занятий- экспериментальное подтверждение теоретич положений, овладение техникой эксперимента, умение решать практич задачи путем постановки опытов, формир практич умений работы с различными приборами.
Зачет- форма обучения, близкая по предназначению к экзамену. Можно рассмат как подготовительный этап перед экзаменом.
Экзамен- форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.
16.Индивидуализация обучения обеспечивается гибким управлением учебным процессом, учитывающим его ход в данном классе и уровень подготовки всех учащихся и отдельных учеников. С этой целью используются дифференцированный подход для разных групп учащихся, а также индивидуальные задания, раздаточный материал и технические средства обучения.
Принцип учета индивидуальных особенностей предполагает знание учителем возможностей каждого ученика, о динамике роста его потенциала. Зная возможности учащихся нужно предлагать слабым ребятам индивидуальные задания. Этим самым они предохраняются от неудачи. В то же время более способным ребятам можно предложить решить более трудные задания, на которых они могут испытать свои умственные способности.Прочность усвоения знаний – одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Целью обучения являются профессиональные умения и навыки. Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций. 1. В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. 2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное. 3. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.Способами проверки прочности усвоения знаний являются:Отсроченный контроль - Проводится через какое-то время после завершения обучения по курсу (пол года, год или более) с целью измерения остаточных знаний. В реальном образовательном процессе проводится редко, обычно при проведении исследований.Входной контроль - Одной из целей входного контроля является проверка остатка знаний по ранее изученному курсу и необходимых для текущего курса. По результатам выполнения тестовых заданий выявляются пробелы в знаниях обучаемых, которые необходимо компенсировать дообучением.
19.Методы обучения –способы совместн деят,учителя и ученика,для решения задач обучен,т.е.дидактич задач.Прием обучения-- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Классиф методов обуч по дидактич цели(Данилов,Есипов):1методы изложения новых знаний;2методы закреплен знаний;3методы повторения;4методы применения знаний умений и навыков;5методы проверки знаний,умений,навыков. Выбор методов обучения зависит:1)от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; 2)от особенностей содержания и методов данной нау ки и изучаемого предмета, темы;3)от особенностей методики преподавания конкрет ной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;4)от цели, задач и содержания материала конкретного урока;5)от времени, отведенного на изучение того или иного материала;6) от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;7)от уровня подготовленности учащихся (образо ванности, воспитанности и развития);8)от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;9) от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методи ческого мастерства, его личных качеств.
23. Методы обучения –способы совместн деят,учителя и ученика,для
решения задач обучен,т.е.дидактич задач.Прием обучения-- кратковременное
взаимодействие между преподавателем
и учениками, направленное на передачу
и усвоение конкретного знания, умения,
навыка. Классиф методов обуч по характер
познават деят отражает уровень самостоятельной
деятельности учащихся (Лернер,Скаткин)а)
31.Процесс воспитания- целенапр. организов деят.по формирован и развит человека,характеризующ взаимод воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках пед системы(учреждения). Процесс воспитания(специфика) одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.
21.Методы обучения –способы совместн деят,учителя и ученика,для
решения задач обучен,т.е.дидактич задач.Прием обучения-- кратковременное
взаимодействие между преподавателем
и учениками, направленное на передачу
и усвоение конкретного знания, умения,
навыка. Классиф методов обуч по источникам
знаний(Верзилин,Голант) 1.словесные 2.наглядные
3.практич методы обучения.Словесные методы-центральн
место в системе методов обучения. (устные,
письменные).Относятся:рассказ, объяснение,беседа,