Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
В качестве основной цели Болонского процесса с момента его создания в 1999 году ЕПВО, явл сближение, гармонизация и последовательность систем высш образования в Европе. Между 1999-2010, все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европ пространства высш образ-я,что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт -Вена в марте 2010 года, одновременно с 10тилетн. юбилеем Болонского процесса.
Цель Болонского процесса - расширение доступа к высш образ-ю, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высш образ-я, расширение мобильности студентов и преподов, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран. Поэтому присоединение России к Болонскому процессу, которое состоялось в 2003г, необходимо рассматривать как инструмент развития высшего професс образ-я. Создание един европейск образоват пространства было основной целью Болонского соглашения, и эта цель была достигнута в 2010 году.
30.Ф-ция
стимулир.Стимулирование побуждает элементы
системы управления к исполнению своих
функций. Посредством стимулирования
осуществляется управление распределением
материальных и духовных ценностей в зависимости
от количества и качества затрачиваемого
труда.Функция стимулирования
связана с использованием материальных
и моральных стимулов, посредством которых
направляется поведение людей, активизируются
и поощряются их действия.Материальное стимулирование
вкл разработку системы экономич рычагов
как коллективной, так и личной заинтересованности
в результатах труда.
Моральное стимулирование связано с механизмом
воздействия на эмоции, чувства и сознание
работников. Оно предполагает такие формы,
как словесное поощрение, благодарность,
вручение почетного диплома и т.п.Анализируя
стимулирование как управленческую ф-цию,
необходимо иметь в виду и обратное явление
стимулированию – создание не только
положительных, но и отрицательных стимулов.
Последнее выражается в форме определенных
запретов, наказаний (лишение премии, выговор,
понижение в должности и т.п.).Организация
системы стимулирования предполагает
единство использования стимулов. При
этом стимулы морального характера должны
подкрепляться материальными стимулами,
и, наоборот, материальное стимулирование
должно сопровождаться моральным стимулированием. Одним из недостатков,
нередко встречающихся в практике управления
в вопросах стимулирования, явл то, что
необходимая информация поступает с запозданием,
в результате чего решения принимаются
несвоевременно, стимулирование перестает
играть роль активного фактора в исполнении
порученных обязанностей.Контроль является
важнейшей функцией управления, призванной
постоянно давать информацию о действительном
состоянии дела по выполнению решений.Контроль основан на принципе
организации обратной связи, которая существует
при любом взаимодействии субъекта и объекта
в системе управления и включает единство
следующих стадий:а)получение информации;
б)критич ее оценка; в)принятие решений. Контроль начинается с
получения информации о действительном
состоянии управляемого объекта и заканчивается
принятием решений, которые преследуют
соответствующую коррекцию в динамике
системы для достижения запланированной
цели. Без контроля процесс управления
остается незавершенным.Сущ сл виды контроля: постоянный,
текущий, разовый, начальный, промежуточный,
конечный.В ф-ции контроля должны гармонически
сочетаться доверие к людям и необходимость
проверки их работы.
18.Принцип наглядности вкл в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения(вклад внесли Коменский,. Песталоцци, Ушинский, Занков) .Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формир понятий. Ушинский раскрыл значение' наглядных ощущен для развития речи обучаемых. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и наглядности. Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстр процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлен и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности. Средствами наглядности служат: 1)натураль объекты: растения, животные, труд людей и самих учащихся; 2)объемн наглядные пособия : модели, макеты, муляжи.3)изобразит средства обучения: картины,фотографии, рисунки;4)символичнагляд пособия: карты, схемы, таблицы,5)аудио средства: фильмы, записи, телек,радио.Принцип сознат и активн в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе .активной познавательной и практич деят. Сознательность в обучении- позитив отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых -их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.В основе данного принципа лежат закономерн: ценность человеч образования составляют глубоко и самостоят осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.Для реализац на практике надо соблюдать ряд правил:1)добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;2)использовать увлекательные факты, сведения, примеры;3)применять наглядные пособия, использовать технические средства;4)вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний; 5)использовать активные и интенсивные методы обучения;6)логически увязывать неизвестное с известным;7)учить учащихся находить причинно-следственные связи;8)поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.
24.Д.И. Фельдштейн приводит следующие актуальные направлений психолого-педагогических исследований. Он отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития человека. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.Первое направление связано с тем, что на смену преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей проблема самого человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса. Второе направление связано с необходимостью осуществления развернутого междисциплинарного исследования особенностей современного ребенка, психологические, социально-психологические изменения которого прослеживаются сейчас исключительно выпуклоТретье направление состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия.
17.Под стандартом образования понимается система основных параметров,
принимаемых в качестве государственной
нормы образованности, отражающей общественный
идеал и учитывающей возможности реальной
личности и системы образования по достижению
этого идеала.
Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем
учебной нагрузки и уровень подготовки
учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом,
принимаются как эталон при оценке качества
основных сторон образования. Необходимость
проведения стандартизации образования
вызвана коренными переменами в сфере
образования как общественного явления.Учебные
заведения приобрели большую самостоятельность
в выборе содержания, форм и методов обучения.
Стандартизация образования связана также
с тем, что переход школ на новые, более
свободные формы организации учебного
процесса, изменение статуса многих школ,
введение новых учебных планов, более
свободный выбор школами учебных предметов
и объемов изучения последних, введение
альтернативных учебников, создание новых
технологий обучения, многоуровневое
и дифференцированное обучение — все
это потребовало заботы о сохранении базового
единства образовательного пространства,
позволяющего обеспечить единый уровень
образования, получаемого обучающимися
в разных типах общеобразовательных учреждений
(лицеях, колледжах, общеобразовательных
школах, как государственных, муниципальных,
так и негосударственных, частных). Государственный
образовательный стандарт и является
тем механизмом, который обеспечивает
существование единого в стране образовательного
пространства. Стандартизация образования
вызвана также стремлением России войти
в систему мировой культуры. Гос образовательные
стандарты разрабатываются на конкурсной
основе, уточняются не реже одного раза
в 10 лет, устанавливаются федеральным
законом, являются обязательными для исполнения
всеми учебными заведениями страны независимо
от подчинения, типов и форм собственности.Учебный план- документ,
который определяет состав учебных предметов,
изучаемых в учебном заведении, порядок
(последовательность) их изучения и количество
учебных часов, отводимых на каждый предмет
в год, неделю; продолжительность учебного
года и каникул.Выделяют базисный учебный
план как типовой и учебный план, разработанный
конкретным учебным заведением.В базисном учебном плане
представлен перечень всех учебных дисциплин
по годам обучения в школе (ВУЗе). Изучаемые
предметы в учебном плане подразделяются
на три группы: обязательные (базовый --
федеральный компонент), по выбору учащихся
(региональный компонент) и предметы, изучение
которых определяется советом школы, вуза
(школьный, вузовский компоненты). В базисном
учебном плане устанавливается распределение
часов на различные образовательные области,
факультативы, курсы по выбору.На основе учебных планов
составляются учебные программы.Учебная программа содержит
пояснительную записку о целях изучения
данного предмета, об основных требованиях
к знаниям и умениям учащихся (студентов),
тематическое планирование изучаемого
материала по предмету в каждом классе
(курсе); собственно программу -- перечень
разделов и тем по курсу, перечень учебного
оборудования и наглядных пособий, необходимых
для данного курса; рекомендуемую литературу;
вопросы для контроля; тематику курсовых,
квалификационных работ (в вузе).Различают типовые, рабочие
и авторские учебные программы.Типовые учебные программы
разрабатываются на основе Государственного
образовательного стандарта по определенной
дисциплине. Они имеют рекомендательный
характер.Рабочие учебные программы
создаются на основе типовых, утверждаются
педагогическим советом школы (в вузе
-- решением ведущей кафедры). Они отражают
требования образовательного стандарта
и возможности конкретного учебного заведения.Авторские учебные программы
учитывают требования образовательного
стандарта, но могут иметь другую логику
изложения учебного материала, авторские
взгляды на изучаемые явления и процессы.
В основном используются на курсах по
выбору, факультативах.Конкретное содержание образовательного
материала раскрывается в учебниках и
учебных пособиях.Учебник является
источником учебной информации и выступает
средством обучения, отражает цели и содержание
обучения.В учебнике главной формой является
текст. Он делится на:основной (базовые термины,
их определения, основные факты, явления,
процессы, события; описание законов, теорий,
ведущих идей и т.д.);дополнительный (документы,
хрестоматийные и справочные материалы,
биографические данные, статистические
сведения и др.);пояснительный (введения,
примечания, разъяснения, словари, указатели
и т.д.).
26. Целью повышения квалификации явл развитие профес мастерства, профессиональной культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.Системообразующей идеей и функцией повышения квалификации является формирование направленности педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие, которое происходит по индивидуальной траектории, когда педагог самостоятельно определяет цели, формы, средства и время профессионального роста. В задачи повышения квалификации входит развитие управленческих умений, изучение и анализ новых нормативно-правовых документов, содействие в определении содержания самообразования учителя, педагога, воспитателя, руководителя, оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.4.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.5.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
22.Принцип воспитания в коллективе.1) необходимо формир определ мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, обществен интересы и ценности, цели со своими личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определ моральная ценность и цель.2) участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, явл мощным воспитывающим средством.3)педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как пед средство. Принцип сочетания пед.руководства с инициативой. Воспитание по определ явл руководством деятельности воспитуемых, педагог не бросает на волю случая развитие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу — значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явлении, как самоуправление — участие их в организации и регулировании собственной жизни в учреждении. Для этого создаются, н-р в школе, органы ученического самоуправления, постепенно вырабатываются их функции, складываются традиции, законы жизни детского учреждения. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не будет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена разнообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педагоги и ученики заняты общими делами, важными и нужными для всех.
34.Процесс управления любой пед системой предполагает целеполагание
(постановку целей) и планирование (принятие
решений). Цель управленческой деят–
это начало, которое определяет общее
направление, содержание, формы и методы
работы. Особенности целеполагания в управлении
педагогическими системами состоят в
том, что при разработке "дерева"
целей недостаточно знать лишь объективные
требования общества. Подготовка планов
работы школы основывается на соблюдении
ряда требований, обеспечивающих реальность,
непрерывность, конкретность их выполнения.
Прежде всего это соблюдение требований
целевой направленности. Целенаправленн