Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
38.Одной из функций управления целостным педагогическим процессом явл пед анализ. Пед анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Развернутый пед анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитат, дидактич, психологич, санитарно-гигиенич требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт явл предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта. Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока -это не анализ "на бегу", это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры. Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например на использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.
43.Нравствен.воспит-совокупн историч сложивш норм
и правил поведения человека(мораль и
нравствен-тождеств понятия). Мораль-форма
обществ сознан.Нравствен. также
определ как этика,т.е этика-это философ
наука о морали.НВ имеет историч
характер,носит классовый характер. Мораль
носит активно-действ характер,т.е. должна
побуждать воспитанников к активн участию
в жизни общества.В поним нрав воспит сложилось4
правила(осн.традиции) 1)патерналистская
традиц(почетание старших)2)религиозн-церковн
трад(поддерж авторитета церкви)3)просветительск
трад (освоен научн знаний)4)коммунитарская
(в осн лежит формир чувства коллективизма). Задачи:1.формир
нравств понятий;2.формир нравств чувств
и оценка нравств поведения; 3.развит нравств
качеств личности;4.формир нрав поведения. Выделяют:нравств
и правовые нормы поведения.Нрав нормы повед
побужд чел к определ поступкам; Правовые нормы повед
обязат норма поведен,зафиксир в законах,кодексах.
Содерж нрав норм зафиксир в документах:типов
правила поведен уч-ся.Показат.нрав.воспитан-
Эстетич.(эмоцион)воспит- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Цель ЭВ-развитие готовн личн и восприят,освоен оценки эстетич объектов в искусстве или действит-ти. Задачи ЭВ условно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.Задачи приобщен:1) формир эстетич знаний и идеала; 2) воспитание эстетич культуры; 3) формирование эстетич отношения к действительности; 4) развитие эстетич чувств; 5) приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;6) формир стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
35.Содержание воспитания-
41Гражд воспит-было внесено немец педагогом Кейншерштейнером.Цель ГВ-воспитание в человеке
нравств идеалов общества,чувство любви
к Родине,стремление к миру.Вкл ряд составляющ: 1.идейно-политич
воспит.2.патриотич восп. 3.межнац воспит.4.нравств
восп.5.правов восп.6.половое воспит.Идейно -политич
воспитан:согл закону «об образовании»
сказано,что «в учеб заведениях запрещены
организацион структуры полит партий.Идейность-
Патриотич.воспит.Цель-привить любовь к
Родине,беречь,защищать.Содержа
39.Умствен
воспитание-систематич планомерн деят-ть
воспитателя,напрвлен на развитие умствен
сил(мышление и культуры умствен труда
воспитуемых на формир у них научн мировоззрен).Задачи УВ1.формир
знан,умений и навыков;2.формир научн мировоззрения.3.развитие
познават способнотей.4.развитие культуры
умствен труда.Пути УВ.1умств
воспит способств процесс обучения(все
учеб дисципл влияют на ум чеовека).Сущ
определ приёмы,котор ускоряют умствен
разитие(1пр-проблемное обучение;2пр-решение
различн типа задач(исслед задачи,решен
исслед задач,решен задач на причинно-следств
связей)3пр использ методов неконтекстн
операций,т.е а)действие над понятиями;
б)определен понятия т.е знание понятия;
в)раскрытие объёма и содерж понятия;г)установл
межпонятийных связей; д)установл практич
действий,отражённых в данном понятии(умение
на практике реализ понятие).2 Внеклассная
деят-ть. 3.СМИ.4.Способствует
действие самого человека с поступающ
информацией а)конспектирование.б)тезирован
49.Средства
воспит-пед.независим источник соц
опыта,т.е. это всё то,что оказывает воспитат
воздействие на воспитуемого,т.е средства
воспитателя может само по себе влиять
на воспитуемого.Классиф средств воспит.(объеден
по групп):1)СМИ(радио, литра,газета).2)Деят-ть(игров,
В зависим
от того,что явл осн ср-ом воспит,формы
воспит подраздел на:словесные,практические(
47.Метод
воспитания-способ воспитания.Прием воспитания-частичное
выражение методов.Методы воспит:1) Щукин,
Бабацкий,Сластёнин: а)метод формир сознания
(беседа,рассказ,диспут, лекция,пример).б)методы организ
деят и формир опыта обществ поведения
(приучения,поучения,сознан воспит
ситуаций,требование)в)методы стимулир
деят-ти и поведения. 2)Журавлёв и др.:а)
методы убеждения(убежден-один из
спообов влиян на личность)-рассказ,беседа,
12.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т. д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста. Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспитателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом
33.Принцип
воспитания-исходные положения,котор кладутся
в оснву воспитат процесса.Сущ гос-ные
и личные принципы воспитания.Гос-ными
должны руковод все воспитуемые.На основе
принципов воспит,решаются все воспитат
пед задачи,и выдел 2типа задач(1.СПЗ(собств
пед задачи)-задачи на изменен ученика
и коллектива.2.ФПЗ(
12.Принцип единства требований (школы, семьи, общества). Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы действуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение
48.Семейное
воспитание-система воспитания и образования,складывающаяся
в условиях конкретной семьи и силами
родителей и родственников.Функции
семьи:1) генеративная
(необходим.продолж человеч рода)2)ф-ция первичной
социализации
(родившиеся дети несут в себе только задатки,предпосылки,признаки
«человека разумного»).3)экономич и хоз-бытовая
ф-ция (историч семья всегда была основой
хоз ячейкой общества).4)гедонистическая(ф-
6.Долгое время наряду с термин педагогика в том же знач исполз-сь «дидактика».В борот ввёл В.Ратке.Этим термин стали широко пользоваться в 1632г.Коменский написал «Великую дидактику».Учёные рассматр вопр и обучения и воспит,но со временем под терм дидактика сохран лишь вопросы обучения.Дидактика-наука об обучении и образовании. Различают общую и частную дидактику.Общая-общие вопросы обучения.Частная(методика преподавания)-рассматр вопросы относит-но конкретн дисциплины.Дидактич (общие и частные) закономерности.Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения. Общие закономерн: 1) зак цели обучения. (Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики);2)зак содержания обучения.(Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений);3) зак качества обучения (Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения);4)зак методов обучения. (Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса); 5)зак управления обучением. (Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий);6)зак стимулирования обучения.(Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов).Действие частных закономерн распространяется на отдельн стороны системы обучения. Частные зак : 1)собственно дидактические(результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя); 2)гносеологич(результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребн учиться; 3)психологич (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и тд);4)социологич (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися ); 5)организацион (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы)