Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"
1.
Педагогика как наука. ее
Педагогика- это наука, которая изучает механизмы, закономерности, сущность и развитие образования как фактора и средства развития человека на протяжении все его жизни.
Это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет.
Объект педагогики- это такие явления действительности, которые предполагают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления назыв. Образование!
Предмет педагогики- это образование как реальный, целостный, педагогический процесс, который целенаправленно организуется в спец-х соц.институтах: семья, образ.уч-ия, уч СКД, КДУ (клубы, библ, парки).
История педагогики исследует исторические этапы развития педагогики.
Народная педагогика (этнопедагогика) изучает традиционные народные методы и приемы обучения и воспитание людей.
Педагогика Высшей школы изучает особенности обучения воспитания и развитие людей в процессе получения высшего образования.
Школьная педагогика изучает особенности обучения воспитания и развитие людей в процессе получения образования в средн.школе.
Коррекционная педагогика занимается обучением и воспитанием людей с целью коррекции их личности и поведения.
Профессиональные педагогики направлены на изучение процессов обучения воспитания и подготовки представителей разных профессий.
Педагогика неформального
образования изучает
Педагогика образования
Методология и теория педагогики- это специальная составная часть педагогики, которая главное внимание уделяет разработки методов и решению теоретических проблем.
Психология
Позволяет пед.более точно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это подбирать более эффективные методы обучения и воспитания.
Философия и социология
Дают возможность учитывать соц.особ-ти жизнедеятельности людей и смотреть, как они влияют на обучение, воспитание и педагогич.деятельность.
Физиология
Позвол.пед. учитывать особенности строения тела и особенности работы нервной системы человека. И показывают их роль в обуч,воспит и развиии людей.
Экономические науки.
Дают возможность П.учитывать закономерности развития производства, а так же четко представлять те экономические процессы в условиях которых поисходи обучение и воспитание людей.
Науки о трудовой
Позв-т П. правильно формировать у людей качество необходимые для разных видов профессион.деятельности.
Политология
Раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических процессов на обучение и воспитание людей.
Этнология
Позволяет П. правильно учитывать национальные особенности людей равных этнических групп.
Исторические науки
Показывают педагогам своеобразие разв.человека и общества, воспитание и образование в разные периоды общественно- исторического развития.
Основные категории (понятия) педагогики.
Образование- Это процесс поиска и усвоение человеком определенной системой знаний, умений, навыков, которая выражается теоретической и практической подготовки человека.
Обучение-- Это целенаправленный процесс овладения людьми, знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями современной жизни и деятельности.
Воспитание- Это целеустремленное, организованное формирование у людей, устойчивых взглядов на окруж.действительность и жизнь в обществе. Формирование научного мировоззрения, нравственных идеалов, разв.высоких , морально- политич-их, физических и психологических качеств, а так же привычек поведения, соответствующих общепринятым нормам.
Развитие- Это хорошо организованный процесс совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условием их жизни, а так же дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучением, воспитанием и социализации.
Самообразование - Это целеустремленная работа человека по усовершенствованию и расширению своих знаний, по совершенствованию имеющихся и приобретения новых навыков и умений.
Самовоспитание
Это целенаправленная, активная деятельность личности, которая способствует формированию и развитию у нее ( личности) положительных, и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями современного общества.
2. Формы воспитательной работы.
§ 2. Формы воспитательной работы. 2.1. Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся.
Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская.
Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.).
Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.
!!! Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
ПРИЗНАКИ:
Они различаются по следующим признакам:
по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
- Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.
Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.
По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.
Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
— результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
— результатом является
общественно значимый продукт.
По количеству участников
формы могут быть:
— индивидуальные (воспитатель — воспитанник); беседа,
задушевный разговор, консультация, обмен
мнениями (это формы общения), выполнение
совместного поручения, оказание индивидуальной
помощи в конкретной работе, совместный
поиск решения проблемы, задачи.
— групповые (воспитатель — группа детей);
советы дел, творческие группы, органы
самоуправления, микрокружки
— массовые (воспитатель
— несколько групп, классов). различные дела, конкурсы, спектакли,
концерты, агитбригады, походы, турслеты,
спортивные соревнования и т.д
3. Цели и методы воспитания.
Институты воспитания. Основные социальные институты и их воспитательное возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Воспитание искусством. Возможности, достоинства и недостатки каждого социального института воспитания. Референтная социальная гpyппa как источник воспитательных воздействий.
Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание —это не отдельный процесс, а сторона научения, имеющая много общего и отличного от того, что обсуждалось в предыдущем разделе учебника. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия.
Принято различать общие и