Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"
Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во вне-учебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
Способ достижения единства воспитательных воздействий -- координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.
14. Общие закономерности обучения.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные.
Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими.
Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными).
Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность (эффективность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними.
Среди общих закономерностей процесса обучения следующие:
— Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
— Закономерность содержания: содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
— Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.
— Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей (обучаемости) учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.
— Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.
— Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Конкретные закономерности обучения
Сфера действия закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В их числе следующие.
Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности:
Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
Продуктивность усвоения
заданного объема знаний, умений (в
известных пределах) обратно пропорциональна
трудности и сложности
Результаты обучения \в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания обучаемыми целей обучения.
Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность (Л. В. Занков).
Результаты обучения зависят от применяемых методов.
Результаты обучения зависят от применяемых средств.
Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной учителем учебной ситуации.
Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.
Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.
Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».
15. Особенности
развития и воспитания
Поход в первый класс почти всегда создает и первые трудности для маленького школьника. Адаптация малыша к школе длится обычно около 4-6 месяцев. И именно поддержка мамы и папы помогут первоклашке преодолеть эти проблемы. Итак, формируем у первоклассника правильное отношение к школе.
Самочувствие первоклашки
Особенно важно проследить за самочувствием малыша, который только пошел в первый класс. Ведь, школьный стресс и адаптация к новым условиям могут вызвать у первоклассника: усталость, агрессию, общее плохое самочувствие, понизить аппетит, вызвать расстройство желудка и головные боли.Психологи советуют всем родителям поговорить с первоклашкой о тех сложностях, которые ждут его впереди. Кроме этого, нужно помочь крошке правильно расписать его день в школе и дома.
Не относись к детским жалобам как к капризам, ребенку нужна твоя поддержка, а иногда и дельный совет.
Первые школьные неудачи
Если у малыша, который только
поступил в первый класс, что-то не получается,
если он делает какие-то промахи в учебе
– не надо его наказывать. Не говори о
нем, как о несобранном человеке, "неряхе".
Не подкрепляй отрицательные качества
негативом, иначе твой кроха действительно
поверит в них. И это будет его комплексом.
Расскажи малышу, что у тебя или у папы
тоже не все получалось сразу. Предложи
найти решение проблемы вместе.
Запомни: твой школьник должен чувствовать
доверие к маме и папе, это важно, чтобы
он мог легко делиться с тобой своими трудностями.
Первые школьные успехи
Первоклашке, как никогда,
необходимо внимание родителей. Хвали
его за хорошие оценки, за его старание
и рвение к учебе.
Не сравнивай ребенка с другими
Самостоятельность
Малышу-первокласснику также необходимо привить самостоятельность в его школьных делах. Поддержи и одобряй все самостоятельные поступки малыша: сам сделал математику, написал первые крючочки в тетрадке в косую линеечку.
Победим робость
Если твой малыш очень робкий и нерешительный в общении – купи ему интересную игру, он будет брать ее с собой в школу и это поможет ему сблизиться с одноклассниками. Также малыш может делиться со сверстниками печеньем и конфетами, которые ты предварительно завернула ему в кулечек.
У первоклассников можно выделить психолого - педагогические особенности их развития, в частности: ощущения, восприятия, речи, мышления, памяти, моторики, ну и конечно, внимания.
К моменту поступления в школу, считает В. С. Мухина, словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Однако ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. У ребёнка с развитой речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Не смотря на это, даже очень хорошо развитая речь семилетнего ребёнка - это детская речь.
Так же следует обратить внимание на особенности развития письменной речи первоклассников.
В. С. Мухина считает, что ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?» и «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно - образным. Конечно, первоклассник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст восприимчив к обучению, опирающемуся на наглядность.
Мышление ребёнка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определённых проблемных ситуаций, считает Крутецкий.
Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребёнка, называет его стадией конкретных операций, с предметами. Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребёнком, становятся теперь обратимыми. Первоклассники осваивают различные понятия сохранения и начинают выполнять другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по их признаку, например, по высоте и весу.
!!!!!Следовательно, возраст 7 - 11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребёнка. Его мышление всё больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребёнка приобретают большую развитость - он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.
Д. Б. Эльконин отметил, что в младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».
И. В. Дубровина подчёркивает, что в младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно - двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 - 11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, который обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаёт необходимые условия для освоения всё большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.
Развитие моторики, считает Дубровина, играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
А.Реан считает, что особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.
По мнению Реана, в 1-х классах ребенок не может ещё полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, с периодической сменой методов подачи учебного материала. Следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядное. Поэтому для того, чтобы заинтересовать его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.
Первые годы жизни ребёнка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов.
В младшем школьном возрасте
память претерпевает существенные изменения,
обусловленные качественными
Развитие моторики, играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.
А внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.
16. Принципы обучения.
Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются: