Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Работа состоит из  1 файл

педагоеика.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

 

  1. Общая характеристика процесса обучения.

 

Под методами обучения понимают последовательное чередование  способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Распространенная классификация методов построена на основе

выделения источников передачи содержания. Это:

1) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

2) практические (упражнение, тренировка, самоуправление);

3) наглядные (иллюстрирование, показ,  предъявление материала).

Также выделяют методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности; контроля и 

самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Если методы обучения выступают  как способы организации упорядоченной  учебной 

деятельности учащихся по достижению дидактических целей  и решению познавательных

задач, то их можно разделить  на следующие группы:

1) методы приобретения новых  знаний;

2) методы формирования умений  и навыков по применению знаний  на практике;

3) методы проверки и оценки  знаний, умений и навыков.

По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых методы

обучения делятся на:

1) объяснительно-иллюстративный – осуществляется как лекция, рассказ, демонстрация

опытов и др. Деятельность ученика  направлена на получение информации и узнавание,

в результате формируются «знания знакомства»;

2) репродуктивный – преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение

ими знаний, решение задач, воспроизводство  опытов, и, таким образом, ученик сам 

активно воспроизводит учебный  материал: отвечает на вопросы и  т. д.; в результате

формируются «знания копии»;

3) метод проблемного  изложения – используя самые различные источники и средства,

педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует  познавательную

задачу, а затем, раскрывая  систему доказательств, сравнивая  точки зрения, различные

подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы

становятся свидетелями  и соучастниками научного поиска;

4) частично-поисковый, или эвристический – заключается в организации активного

поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством

педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;

5) исследовательский . После анализа материала, постановки проблем обучаемые

самостоятельно изучают  литературу, ведут наблюдения и т. д.

Виды обучения: программированное обучение; проблемное обучение; деловые игры;

производственно-профессиональное обучение; инновационное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

9. Сущность  и содержание процесса воспитания.

 

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

 

В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Целью воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает: 1.выработку понимания жизненной важности морали; 2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть); 3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития; 4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований; 5.милосердие и любовь к людям.

Долгое время  цели и задачи воспитания рассматривались  с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и  физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания.

Цели воспитания: Воспитание  должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности. Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.

 

Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Умственное  воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту.

Таким образом, умственное воспитание основывается на:

-развитии воли, памяти, сообразительности как основ  познавательного, воспитательного  и образовательного процессов 

- формирование культуры учебного и трудового процессов

- развитие личностных  качеств – расширение кругозора  и словарного запаса, воображения, 

- самостоятельности и  способности к творчеству 

- стимулирование интереса  к работе с книгой 

Решение задач  умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

 

Классификация видов воспитания

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям.

Наиболее обобщенная классификация различает:

1. умственное; 2. нравственное; 3. трудовое; 4. физическое воспитание.

В зависимости  от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:· гражданское· политическое

· интернациональное· нравственное· эстетическое· трудовое· физическое· правовое· экологическое· экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют:

· семейное· школьное·  внешкольное· конфессиональное (религиозное)·  воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике)· воспитание в детских, юношеских организациях· воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю  отношений между воспитателями  и воспитанниками различают:

· авторитарное· демократическое· либеральное· свободное воспитание.

 

10. Этапы дидактического  процесса (по А. Коменскому) 

Ян Амос Коменский- чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву  считается «Великая дидактика».

Этот принцип  заключается в следующем. "Человек - часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются ее универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения».

В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и  ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества - это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь - борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям - цели и задачи нравственного воспитания.

Принципы  дидактики Я.А.Коменского

Первый принцип может быть сформулирован следующим образом:

1) Основой обучения  должен быть порядок, заимствованный  из природы.

В этом принципе содержится два основных положения:

* необходимо соблюдать  в обучении строгий порядок  во всем;

* следует заимствовать  этот порядок из природы.

Принцип природосообразности  направлен на то, чтобы сделать  процесс обучения более жизненным  и естественным, легким и плодотворным. Этот принцип имел большое прогрессивное  значение в борьбе со старыми методами преподавания, которые требовали неимоверных усилий для усвоения материала. Обучение должно вестись на основе перехода от более легкого к более трудному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому, от общего к частному, от простого к сложному.

Для Коменского обучение - процесс органического развития внутренних сил природы, глубокого понимания, осмысления явлений, тщательного их объяснения, а потом уже закрепления, выражения в речи и применения на практике.

2) Обучение, как  и природа, должны находиться  в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое. Этот принцип тесно связан с предыдущим. В нем получила дальнейшее развитие мысль о том, что процесс обучения - это процесс внутреннего органического роста. Он составляет нечто цельное. В нем все выходит из общего корня и все стоит на своем месте.

3) Содержание  и форма должны находиться  в определенном соотношении между  собой. Природа раньше "приготовляет материал, а потом уже придает ему форму…". Отсюда вытекает ряд правил обучения: необходимо раньше изучать предметы (материал), а потом - языки (форма), раньше изучать примеры, а затем грамматические правила.

* Образование должно  начинаться своевременно.

* Один и тот же  ученик должен учиться одному  и тому же предмету только  у одного учителя (иначе ему  придется преодолевать разные формы).

* Учить без разнобоя  в методах.

4) Обучение должно быть всесторонним. Нужно учить так, чтобы в будущем человек не встречался в жизни с такими явлениями, предметами, о которых не мог бы "скромно рассуждать и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой". Обучение, следовательно, должно быть связано с жизнью. Знания, которые человек получает в школе, помогают ему ориентироваться в обычных, наиболее распространенных жизненных явлениях.

Обучение должно быть развивающим, чтобы "изощрялись природные дарования, совершенствовались языки, облагораживались нравы". Коменский особенно ценил связь умственного и нравственного воспитания, "кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает".

5) Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни ("Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями"). Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это "золотое правило" для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

Однако наблюдений и  чувственных доказательств недостаточно для того, чтобы обеспечить полноценные, вполне доброкачественные знания. Для  этого требуется еще "приведение в действие разума". Вот почему следующий принцип Коменского гласит:

6) Ничему не  учить на основании авторитета, а все обосновывать на свидетельстве  чувств и разума. При обучении необходимо все подкреплять разумными доводами, объяснять причины, чтобы не оставалось места ни сомнению, ни возможности забыть. ". Учащиеся должны уметь выражать свои знания в правильной речи, свободно ими пользоваться в жизни.

Коменский так же разработал вопросы методики упражнений, положив  в основу ее работу над элементами. Особое внимание должно быть обращено на упражнения в области навыков чтения, письма, грамотности. Нужно начинать обучение не со слов или целых фраз, а со звуков, как элементов, из которых складывается слово. То же самое относиться и к письму.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"