Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика" для экзамена.

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика-мои шпоры.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)
  1. Особенности психологии как науки.

Психология - научная дисциплина, которая изучает  закономерности функционирования и  развития психики. Она основана на представлении  в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение душ человека, его психического мира методом самонаб-людения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

Термин  «психология» появился в научном  употреблении лишь в середине XVI в. Датой  начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины XIX в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце XIX в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале XX в., сфера исследований психологов значительно расширилась вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.. 
 
 
 
 

  1. Научная и житейская психология.

Научный путь формирования психологии был заложен  в середине XIX в., когда начали развиваться  экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необхо-

дима  для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.

Житейская психология - это разнообразный набор  психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга  людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей  квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология», или «обыденная психология». Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия.

Но в  целом они лишены глубины, доказательности. 
 
 

  1. Поведение как предмет психологии.

Изучение  сознания – только в самонаблюдении.  Это  субъективно  и  ненаучно.

Сознания  как предмета науки не существует - нужно изучать поведение.

Джон  Уотсон 1913 - объективный метод:

1) изучаемое  явление дб наблюдаемо извне

2) оно  должно быть воспроизводимым  в одних и тех же условиях

3) желательно  фиксировать с помощью прибора

Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций,  возникающих в ответ на воздействие определенного стимула:  S-R  -  это  единица  анализа поведения. Любой сложный поведенческий акт надо разложить на  простые  связи (S – физическое событие, R  –  элементарное  движение).  Нет  разницы  между человеком и животным. Нет внутренней активности субъекта – только реакция.

Ближайшие задачи:

- выявить  и описать типы реакций

- исследовать  процесс их образования

- изучить  законы их комбинаций (образование  сложного поведения) 
 
 
 
 

  1. Проблема  самонаблюдения.

Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную  роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования. Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения невозможно ни доказать, ни опровергнуть, кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается заглянуть в себя, он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его свойства и функционирование. Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании. 
 
 

  1.   Характеристика деятельности  и ее составных  компонентов.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд.

Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

Игра  не создает общественно значимого  продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение. В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра  организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка  играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение  является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах.

В точно  установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной родуктивностью изготовляются продукты труда. Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией:

1) мотивом  игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.

Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимно существуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесение игровых моментов в процесс обучения позволяет повысить эффективность усвоения материала.

В жизни  взрослого человека игра также имеет большое значение, занимая определенное место в организации отдыха.

Хотя  виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности.

Ведущая деятельность - деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятельности школьника - учение, взрослого - труд. 
 
 
 

  1. Понятие о психике.

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в  активном отражении субъектом объективного мира.

Психика проявляется в психических явлениях. Все психические явления делятся на три группы:

1) психические  процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга. Изучением мозга  занимаются различные науки. Его  строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология  изучает то свойство мозга, которое  заключается в психическом отражении  материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для ре-

гуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти  образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика - это субъективное отражение объективно и  действительности в идеальных  образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Основным  понятием психологии является понятие  психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение  относительно

самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается  этими целями.

Наиболее  общим свойством психических  образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности.

Содержание  психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано

с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

  1. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также как процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития живых существ их способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения

Развитие  психики в онтогенезе - процесс  эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой, а также процесс  формирования основных структур психики. Основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные, знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его сознание и личность.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"