Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика" для экзамена.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Для того
чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный
процесс, нужно сопоставить запроектированные
и реальные результаты воспитания. Без
знания достигнутых результатов ни планирование,
ни управление процессом невозможны. Под
результатами воспитательного процесса
понимается достигнутый личностью или
коллективом уровень воспитанности. Он
может соответствовать запроектированному,
а может отличаться от него. Выявить степень
соответствия, помогает диагностика. Диагностика
- это оценочная процедура, направленная
на прояснение ситуации, выявление истинного
уровня воспитанности. Данные диагностического
изучения сопоставляются с исходными
характеристиками воспитанности, разница
между начальным и конечным результатами
определяет эффективность процесса воспитания.
Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания.
1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность.
Принципы несут в себе
3. Равнозначность.
Принципы воспитания как общие
фундаментальные положения
Принципы,
на которые опирается
1) общественная направленность воспитания;
2) связь воспитания с жизнью, трудом;
3) опора на положительное в воспитании;
.4) гуманизация воспитания;
5) личностный подход;
6) единство
воспитательных воздействий.
Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории ее и формы отражает единство внутреннего и внешнего в явлениях указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается.
. Содержание и форма неразрывно связаны между собой - изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот.
Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.
Для анализа форм воспитания воспользуемся количественным критерием. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
- индивидуальные;
- микрогрупповые;
- групповые (коллективные);
- массовые.
Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых дольше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1) влияние,
создающее нравственные
2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.
1. Методы
формирования сознания
2. Методы
организации деятельности и
3. Методы
стимулирования поведения и
Реализацию
целей воспитания и образования
называют педагогическим
процессом. Систему воспитательных
и образовательных средств, характеризующих
совместную деятельность педагогов и
учащихся, именуют методом
воспитания либо методом
обучения. Для должного функционирования
педагогического процесса нужно, как минимум,
пять групп методов воздействия на личность:
1)убеждение (разностороннее воздействие
на разум, чувства и волю человека с целью
формирования у него желаемых качеств);
2)упражнения (планомерно организованное
выполнение воспитанниками различных
действий, практических дел с целью формирования
и развития их личности) и приучения (упражнение
с целью выработки хороших привычек); 3)обучение;
4)стимулирование (побуждение, толчок к
мысли, чувству и действию); 5)контроль
и оценка. Метод воздействия
на личность - это система педагогических
приемов, позволяющих решать те или иные
педагогические задачи. Прием выступает
как элементарное звено педагогического
процесса, как практический акт реализации
того или иного метода в различных педагогических
ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение
- это примеры приемов убеждения. Одобрение,
похвала, благодарность - приемы поощрения.
«Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом. собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли, чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять его в возможно более выгодном свете».
Эти две обширные цитаты, выражают основную мысль индивидуального самовоспитания – постоянное стремление проявить себя как можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование собственными успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.
Основными элементами самовоспитания являются:
Интеллектуальное самовоспитание.
Этическое самовоспитание.
Физическое самовоспитание.
Психологическое
самовоспитание.
Сущность процесса обучении - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
- организация
и стимулирование активной
- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;
2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;
4) социальная
- формирование личности ребенка,
5) валеологическая - функция здоровосбережения;
6) функция
социальной защиты или ф-я пед.
Движущие силы обучения - это противоречия.
Основные противоречия в процессе обучения:
1) противоречия
между постоянно возрастающими
потребностями обществами и
2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;
3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;
4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;
5) между
теоретическими знаниями и
Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;
2) создание условий для получения радости;
3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;
4) согласованность
единства всех обучающих
Специфические закономерности:
1) состоит
в воспитательном характере
2) процесс обучения зависит от условий его протекания;
3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;
4) происходит
взаимосвязь между процессом
обучения и реальными
5) активность
ученика к процессу обучения.