Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика" для экзамена.

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика-мои шпоры.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия, помогает диагностика. Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания. 
 

  1. Характеристика  основных принципов  воспитания.

Принципы  воспитательного процесса - это общие  исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного  процесса. Они отражают специфику  процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Охарактеризуем  требования, предъявляемые к принципам  воспитания.

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

2. Комплексность.  Принципы несут в себе требование  комплексности, предполагающее их  одновременное, а не поочередное,  изолированное применение на  всех этапах воспитательного процесса

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие  фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1) общественная  направленность воспитания;

2) связь  воспитания с жизнью, трудом;

3) опора  на положительное в воспитании;

.4) гуманизация  воспитания;

5) личностный  подход;

6) единство  воспитательных воздействий. 
 

  1. Формы воспитания и их специфика.

Форма воспитания - это внешнее выражение  процесса воспитания. Философские категории  ее и формы отражает единство внутреннего и внешнего в явлениях указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается.

. Содержание  и форма неразрывно связаны  между собой - изменение содержания  влечет за собой изменение  формы и наоборот.

Содержание  формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Для анализа  форм воспитания воспользуемся количественным критерием. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы  воспитания делятся на:

- индивидуальные;

- микрогрупповые;

- групповые (коллективные);

- массовые. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  воспитания и их характеристика.

Классификация методов - это выстроенная по определенному  признаку система методов. Классификация  помогает обнаружить в методах общее  и специфическое, существенное и  случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

В современной  педагогике известны десятки классификаций, одни из которых дольше пригодны для  решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру  методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак  метода включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые  другие стороны методов.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1) влияние,  создающее нравственные установки,  мотивы, отношения, формирующие представления,  понятия, идеи;

2) влияние,  создающее привычки, определяющие  тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.

1. Методы  формирования сознания личности.

2. Методы  организации деятельности и формирования  опыта общественного поведения.

3. Методы  стимулирования поведения и деятельности. 
 

  1. Методы педагогического воздействия на личность.

Реализацию  целей воспитания и образования  называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1)убеждение (разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств);  2)упражнения (планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности) и приучения (упражнение с целью выработки хороших привычек); 3)обучение; 4)стимулирование (побуждение, толчок к мысли, чувству и действию); 5)контроль и оценка. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. 
 

  1.   Самовоспитание: приемы и методы.

«Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом. собственной психической  жизни, позволяющее фиксировать  её проявления (переживания, мысли, чувства). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом является самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять его в возможно более выгодном свете».

Эти две  обширные цитаты, выражают основную мысль  индивидуального самовоспитания – постоянное стремление проявить себя как можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование собственными успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку свойственно переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.

Основными элементами самовоспитания являются:

Интеллектуальное  самовоспитание.

Этическое самовоспитание.

Физическое  самовоспитание.

Психологическое самовоспитание. 
 

  1. Формирование  мировоззрения учащихся в образовательном  процессе.

Сущность процесса обучении - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

- организация  и стимулирование активной учебно-познавательной  деятельности учащихся;

- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс  является процесс обучения. Это очень  сложный процесс объективной  действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1) образовательная  - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая  - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной  сфер;

3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

4) социальная - формирование личности ребенка,  отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая  - функция здоровосбережения;

6) функция  социальной защиты или ф-я пед.  поддержки;

Движущие  силы обучения - это противоречия.

Основные  противоречия в процессе обучения:

1) противоречия  между постоянно возрастающими  потребностями обществами и процесса  обучения;

2) между  достигнутым уровнем знаний и  теми требованиями, которые предъявляются;

3) между  фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между  пониманием учебного материала  учителем и пониманием его  учеником;

5) между  теоретическими знаниями и умением  использования их на практике;

Закономерности процесса обучения. Закономерность - это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.

Общие закономерности процесса обучения:

1) закономерность  разумного соединения внимания  и требования к ребенку;

2) создание  условий для получения радости;

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

4) согласованность  единства всех обучающих институтов;

Специфические закономерности:

1) состоит  в воспитательном характере процесса  обучения;

2) процесс  обучения зависит от условий  его протекания;

3) во  взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка;

4) происходит  взаимосвязь между процессом  обучения и реальными возможностями  ученика;

5) активность  ученика к процессу обучения. 
 

  1. Возрастные  и индивидуальные особенности  обучения и воспитания личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"