Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика" для экзамена.
Исследованием
онтогенеза занимается возрастная психология.
Основой этих исследований является
выделение периодов психического развития.
Раздражимость - основное свойство живых организмов - способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологическими) изменениями. Включает в себя множество реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализирован-ными реакциями человека.
Выделяют
несколько форм активности живого:
1) тропизмы (от греч. tropos - «поворот», «направление»)
- изменение направления в
С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.
У высокоорганизованных
животных возникает способность
ситуативного, предметного отражения
действитель-ности, отражения отношений,
связей между элементами данной ситуации,
на основе чего вырабатывается гибкая
программа поведения. Наиболее высокоразвитые
животные способны даже на отдельные интеллектуальные
действия.
Выделяются 2 стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.
I. Сенсорная психика характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.
Включает в себя 2 уровня:
1). Низший уровень (простейший, низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде). Развита раздражимость, присутствуют примитивные элементы чувствительности.
2). Высший уровень (высшие кольчатые черви, брюхоногие молюски, некоторые другие позвоночные) Характеризуется появление элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.
Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль; главное значение имеют инстинкты.
2. Стадия перцептивной психики (ощущения объединяются в образы, внешняя среда воспринимается в виде оформленных, расчлененных на детали восприятий, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений.)
1). Низкий уровень (рыбы и другие низшие позвоночные и отчасти некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие молюски - узелковая нервная система)).
2). Высший уровень (высшие позвоночные птицы, некоторые млекопитающие).
Можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности решения задач в практическом, наглядно действенном плане, складывание определенной картины мира.
3). Наивысший уровень (обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные, собаки, дельфины). ЦНС.
Восприятие
внешнего мира носит образный характер,
а научение происходит через механизмы
подражания и переноса; выделение
в практической деятельности особой,
ориентировочно-
Инстинктивное
поведение гораздо сложнее и
специфично для каждого данного вида;
структура и цели каждой его формы закреплены
генетически. Инстинкт — это врожденные,
неизменяемые формы поведения, одинаковые
у особей определенного вида, это врожденная
последовательность, алгоритм реакций
в ответ на строго определенные раздражители.
То или иное инстинктивное поведение может
проявиться только в том случае, если связанный
с ним врожденный пусковой механизм определяет,
что для этого создались адекватные внутренние
и внешние условия. Импринтинг — особое
явление, присущее некоторым видам животных,
неисгладимое запечатлевание первой встреченной
информации после рождения. В результате
импринтинга у детенышей (птенцов) с первых
часов жизни возникает глубокая привязанность
к первому движущемуся объекту, с которым
они встречаются. С развитием способности
к научению, животные получают возможность
изменять свое поведение в зависимости
от обстоятельств и адаптироваться таким
образом к изменяющейся среде. Рост сложности
поведения обусловлен развитием психики
животных. На стадия элементарной чувствительности
животное реагирует только на отдельные
свойства предметов внешнего мира и его
поведение определяется врожденными инстинктами
(питания, самосохранения, размножения
и т. п.). На стадии предметного восприятия
отражение действительности осуществляется
в виде целостных образов предметов и
животное способно обучаться, появление
интеллектуальной психики характеризуется
способностью животного отражать индивидуально
приобретенные навыки поведения. III стадия
интеллектуальной психики характеризуется
способностью животного отражать межпредметные
связи, отражать ситуацию в целом, в результате
животное способно обходить препятствия,
«изобретать» новые способы решения двухфазных
задач, требующих предварительных подготовительных
действий для своего решения. Интеллектуальный
характер носят действия многих хищников,
но в особенности человекообразных обезьян
и дельфинов. Интеллектуальное поведение
животных не выходит за рамки биологической
потребности, действует только в пределах
наглядной ситуации.
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Разница в «языке» животных и языке человека определяет различия и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться отданной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Отличия психики человека от психики животного:
1) человек
способен поступать
В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача общественного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает общественный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт.
С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление); 4) различив в чувствах.
Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
Важнейшие
отличия психики человека от психики
животного заключаются в
Если
на протяжении развития животного мира
развитие психики шло по законам
биологической эволюции, то развитие
собственно человеческой психики, человеческого
сознания подчиняется законам
Сознание
- высшая форма отражения
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
«Сознание» буквально означает «совокупность знаний». Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В истории отмечено много случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К
общественному сознанию
4) идеология; 5) искусство; 6) религия.
Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы;
2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Таким
образом, сознание есть высшая, интегрирующая
форма психики, результат общественно-исторических
условий формирования человека в трудовой
деятельности, при постоянном общении
(с помощью языка) с другими людьми.
Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.
Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.