Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:48, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика" для экзамена.

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика-мои шпоры.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

1) двусторонний  характер;

2) совместная  деятельность учителей и учащихся;

3) руководство  со стороны учителя;

4) специальная  планомерная организация и управление;

5) целостность  и единство;

6) соответствие  закономерностям возрастного развития  учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся. 
 

  1. Структура процесса обучения.

Содержание  учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам  и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компью-терных программах, аудиокассетах).

Учебный план - это сертификат учебного заведения, определяющий:

1) продолжительность  учебного года, длительность четвертей  и каникул;

2) полный  перечень предметов, изучаемых  в данном учебном заведении;

3) распределение предметов по годам обучения;

4) количество  часов по каждому предмету  за все время обучения и  на изучение предмета в каждом  классе;

5) количество  часов в неделю на изучение  каждого предмета;

6) структуру  и продолжительность практикумов,  лагерных сборов и т. п.

Содержание  учебного процесса как система может  иметь различную структуру изложения. Элементы структуры - это отдельные  знания или их элементы, которые  могут соединяться между собой  различным образом. Существуют следующие  виды структур:

- линейная структура, когда отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз;

- концентрическая  структура, предполагающая возвращение к изучаемым знаниям;

- спиральная  структура изложения, при которой  учащиеся, не теряя из поля  зрения исходную проблему, постепенно  расширяют и углубляют круг  связанных с ней знаний;

- смешанная  структура, являющаяся комбинацией  линейной, концен-трической и спиральной структур. 
 

  1.   Характеристика основных принципов обучения.

Проблемное  обучение - это не метод, а своеобразная обучающая система. Однако она может  быть реализована только в разумном соотношении с объяснительно-иллюстративным обуче-нием, готовящим к поисковой творческой деятельности.

Проблемное  обучение - это систематическое включение  учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного  характера при изучении узловых  положений учебной дисциплины.

Особенностью  проблемного обучения в отличие от традиционного - объяснительно-иллюстративного - является то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде.- Знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций.

В 50-е  гг. в нашей отечественной дидактике  стало внедряться программированное обучение.

По форме  программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной  работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.

Самая типичная форма такого обучения состоит  в том, например, что дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.

Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое  программи-рованное обучение, когда  при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы) ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.

При разветвленном (если задание не выполнено) ученику  указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Преимущество  программированного обучения состоит  в наличии постоянной обратной связи. Программированное обучение также  предполагает использование новых  средств обучения: соответствующих  учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д.

Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так  называемое модульное обучение, ориентированное  на результат в развитии самостоятельной  познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике». Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.

Модульное обучение позволяет реализовать  данный принцип, основанный на достижении конкретных результатов каждым учеником, усвоившим способы овладения учебным материалом, способы самоконтроля, на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы обучения и их специфика.

Организационные формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

1) ФОРМЫ ОБУЧЕНЯ (по кол-ву обучающихся)

- массовые

- коллективные

- групповые

- индивидуальные

2) ФОРМЫ ОБУЧЕНИ (по продолжительности занятия)

- классические (45 м)

- спаренное  (90м)

- произвольное

3) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (по месту)

- школьные

- внешкольные  (экскурсии, знакомство с пр-ом  на заводу)

Основная  форма обучения урок.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении элемент учебного процесса.

Классификация уроков по дидактическим  целям и месту  уроков в общей  системе.

- комбинированные

- уроки  изучения новых знаний

- уроки  формирования новых умений

- уроки  обобщения и систематизации

- уроки  контроля и коррекции знаний, умений

- уроки практического применения знаний, умений

К ВУЗовским формам обучения относят:

- лекция,

- практика, семинар, 

- лабораторная,

- коллоквиум (одна тема глубоко изучается,  берется много различных источников). 
 
 

  1. Методы  обучения и их характеристика.
 

Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнооб-разными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Методы  обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как  они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы дея-

тельности обучающих и обучающихся.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит  от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы  могут определяться особенностями  обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуа-

ций, при  объяснительно-иллюстративном - это  подробное плани-

рование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менее трудно однозначно определить сущность методов обучения.

Рассмотрим традиционную классификацию, сложившуюся в прак-

тической  деятельности, опирающуюся на источники  информации:

словесные методы обучения (или методы устного  изложения материала), наглядные  и практические. Эта классификация, как и все остальные, подвергается критике, в частности со стороны отдельных представителей психологической науки, которые отмечают, что слово - это не источник знаний, а важнейший компонент познавательного процесса, что словом создается образ явления, а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не может рассматриваться как источник. Однако слово может рассматриваться и как средство формирования знаний, и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни. 
 
 

  1. Особенности применения активных методов обучения в учебном процессе.

Реализацию  целей воспитания и образования  называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1)убеждение (разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств);  2)упражнения (планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности) и приучения (упражнение с целью выработки хороших привычек); 3)обучение; 4)стимулирование (побуждение, толчок к мысли, чувству и действию); 5)контроль и оценка. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. 
 

  1. Самообразование: приемы и методы.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

    Человек рождается без знаний  и умений, но через воспитание  и образование и самообразование  получает все это в соответствии  с возрастом. На каждом возрастном  этапе развитие получает свою  степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

    Но ведь сам человек активен  уже с рождения. Его роль в  воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том,  что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

    Самообразование - это система  внутренней самоорганизации по  усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

    Самообразование является мощным  фактором, выполняющим и обогащающим  образование, организованное обществом.

    Самообучение - является аналогом  учению. 
 
 

  1. Воспитание  как процесс: сущность и содержание.

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный  процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки  зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И. Ф.).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"