Синдром Дауна. Программа: «МаленькиеСтупеньки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:28, реферат

Описание

Слово "синдром" обозначает множество признаков или особенностей. Название "Даун" происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями. Наше тело состоит из миллионов клеток, и каждая клетка содержит определенное число хромосом. Хромосомы - это крошечные частицы в клетках, несущие точно закодированную информацию обо всех наследуемых нами признаках. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину - от отца.

Работа состоит из  1 файл

Синдром дауна.программа маленькие ступеньки.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Маленькие Ступеньки - гибкий инструмент: опытными педагогами эта программа может использоваться как справочное пособие, а новичками - как полное руководство для самостоятельной работы. Программа родилась в Австралии, и в ней, естественно, отразились австралийские условия.* 
 

Что лежит в основе программы маленькие  ступеньки 

Маленькие Ступеньки  тесно связаны с Программой  Маккуэри, которая разработана в  Центре Даун Синдром университета Маккуэри в Сиднее. (Следует заметить, однако, что при ее создании имелись в виду дети не только с синдромом Дауна, но и с другими отклонениями в развитии).

Сотрудники Центра первыми в Австралии начали заниматься ранней педагогической помощью. Влияние Центра на обучение детей с трудностями в развитии постоянно ощущается и на австралийском континенте, и за его пределами.

Вот некоторые принципиальные положения, которые легли в основу Программы Маккуэри, и нашли свое отражение в Маленьких Ступеньках:

Учиться могут все  дети. Ребенок с отклонениями в  интеллектуальном развитии, учится медленнее, однако он (или она) может учиться.

Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми  навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества.

Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит  от возраста ребенка. Занятия нужно  начинать прямо с момента установления диагноза или обнаружения трудностей в развитии. Отсюда термин - "ранняя педагогическая помощь".

Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной  системой оценок и методик.

Все дети - разные, и  все семьи - разные. По-настоящему эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

Программа Маленькие  Ступеньки отнюдь не является  инструкцией "Как стать хорошими родителями" или фундаментальным трудом на тему: "Что такое быть родителями ребенка с отклонениями в развитии". Сведения, которые вы из нее почерпнете, могут и должны быть дополнены материалами из других источников и, желательно, личными контактами с людьми, которые знают вас и вашего ребенка.

Программа Маленькие  Ступеньки практична; она составлена так, чтобы ее можно было использовать наиболее удобным для вас образом. Она предполагает, что самое важное из того, что вы можете дать своему ребенку, дается всегда - вашей любовью, вашим приятием малыша, вашей заботой о нем - физической и эмоциональной. 

Программа Маккуэри 

 Программа Маленькие  Ступеньки составлена на основе  методик и учебных планов, разработанных  в Центре Даун Синдром Университета  Маккуэри. Их цель - максимально раскрыть  потенциальные возможности ребенка.  Достичь этого можно путем скрупулезных занятий в первые годы жизни малыша или сразу после обнаружения отставания в умственном развитии.

До 70-х годов в  Австралии редко можно было услышать термин "ранняя педагогическая помощь". Большинство детей с умственными  нарушениями до поступления в школу вообще не занимались со специально обученными педагогами. Систематическая помощь в раннем возрасте оказывалась, в основном, детям с нарушениями физического развития, но отнюдь не умственного. В мире существовало весьма смутное представление о том, чего можно достичь, если начать заниматься с ребенком очень рано, поэтому многим родителям советовали помещать малышей в интернаты. А ведь, получи они ту помощь, которая существует сейчас, их ребятишки могли бы прекрасно расти дома. Еще больше было родителей, которым советовали просто любить своего ребенка, заботиться о его физическом благополучии и не думать ни о каком "обучении", кроме формирования у малыша навыков, связанных с приемом пищи и отправлением физиологических потребностей, пока не придет время отдавать его в специальное учебное заведение.

 Конечно, были  и счастливые семьи. Им удавалось  получить первоклассную помощь  от профессионалов - коррекционных  педагогов, специалистов по лечебной  физкультуре, логопедов и социальных  работников, имевших собственное мнение о результатах, которых можно достичь. Были и такие семьи, которые не получая никакой поддержки со стороны, достаточно эффективно занимались с детьми сами. Были ученые и педагоги, которые подвергли сомнению укоренившиеся идеи. Новые теории о развитии ребенка признавали важность познавательного опыта первых нескольких лет жизни. Но если ранний опыт имеет решающее значение для развития "обычного" ребенка, почему бы не задуматься о его значении для детей с трудностями в развитии?

В основе нового подхода  лежало предположение, что у детей  с затрудненной обучаемостью можно  сформировать большинство из тех  умений, которыми владеют обычные  дети, если сразу после установления этого диагноза начать регулярные и  хорошо продуманные занятия. Самыми обнадеживающими в этом смысле были результаты, приведенные в отчетах Центра Даун Синдром американского города Сиэтла, штат Вашингтон. Среди тех, кто заинтересовался данными этих отчетов, была небольшая группа сотрудников Педагогической школы Университета Маккуэри. Им удалось найти финансовые средства для создания в Университете Маккуэри точно такого же Центра, как в Сиэтле, и в 1974 году Центр Даун Синдром начал работу.

Программа ранней педагогической помощи, получившая название программы  Маккуэри, была в Австралии первой, поэтому в задачу персонала входило не только исследование ее эффективности, но и адаптация к австралийским условиям. Не менее важно было организовать распространение информации о методах и результатах работы с детьми, чтобы заинтересовать ими жителей всей страны. Материалы Центра стали публиковаться в различных изданиях; был создан класс, на примере которого гости могли знакомиться с учебным процессом.

Сейчас в Австралии  группы ранней педагогической помощи действуют повсюду. Многие из них пользуются методами, разработанными в Центре Маккуэри. Организация, абсолютно идентичная Центру Университета Маккуэри, была создана в Гонконге. К этой инициативе проявили интерес и другие азиатские страны.

Рост популярности ранней педагогической помощи обусловлен результатами ее внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, получившие эту помощь, к моменту поступления в школу умели гораздо больше, чем те, кого она не коснулась. Многие дети с трудностями в обучении стали  посещать обычные местные школы. Большинство из них в течение нескольких лет остаются в основном потоке. Дети со средними и даже серьезными трудностями в развитии учатся читать и писать, эффективно общаться с окружающими. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то "лекарство", а потому, что их учили тому что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. Программа Маленькие Ступеньки призвана помочь вам сделать именно это для вашего ребенка. 

Основные особенности программы Маккуэри 

Ниже мы коротко  коснемся важнейших особенностей программы и, соответственно, особенностей подхода, с которым вы встретитесь в Маленьких Ступеньках.

Цель программы - помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной. Чем большим вещам  научится ребенок, тем полноценнее он сможет участвовать в жизни своей семьи и общества.

Программа Маккуэри - учебная, а не медицинская. Это значит, что она является средством формирования у ребенка тех навыков и  умений, которые он готов воспринять, а не средством лечения причин его отставания. В тех случаях, когда лечение, действительно, необходимо, его проведение поручается лечащему врачу. Педагоги и воспитатели Центра Маккуэри видят свою задачу в том, чтобы помочь детям овладеть необходимыми умениями, причем часто это делается не непосредственно в Центре, а дома. С малышами занимаются родители, используя методы обучения, предложенные педагогами Центра. 

 Программа помогает  детям овладеть теми навыками  и умениями, которые обычно формируются  в процессе нормального развития.  Это значит, что программа формирует те навыки, которые помогут детям развиваться дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете ни одного вида деятельности, который бы не входил в сферу деятельности обычного ребенка. Просто обычного ребенка не нужно учить этому столь целенаправленно.

Процесс обучения разбивается  на Маленькие Ступеньки. Отсюда и  название программы! Дети с отклонениями в развитии учатся точно так же, как и все остальные дети, только медленнее. Задача, которая, возможно, покажется такому ребенку непреодолимо трудной, может быть решена, если ее представить в виде серии маленьких задач.

Программа основана на продуманной системе оценок. Дети с трудностями в обучении, учатся значительно лучше, если перед ними ставятся правильно выбранные задачи в правильно выбранное время. Поэтому прежде, чем приступить к обучению, мы выделяем особое время для точного определения того, что ребенок способен делать в данный момент и чему он готов учиться дальше.

Дети работают над  решением конкретных задач. Те умения, над которыми ребенок работает в определенный период времени, мы называем его задачами. Формулирование задач помогает педагогам и родителям постоянно помнить, к чему они стремятся, занимаясь с малышом.

Каждый ребенок  занимается по индивидуальной программе. Задачи, которые решает малыш в течение определенного отрезка времени, составляют его "программу". Что в нее входит - зависит от того, чему он готов учиться, и от того, сколько времени и какие возможности имеются для занятий с ним. Программа Маленькие Ступеньки разрабатывалась так, чтобы она, с одной стороны, помогала ребенку успешно учиться, а, с другой стороны, была практична и удобна для семьи. Большинство умений, составляющих содержание Маленьких Ступенек, входят в учебный план Центра Маккуэри, известный под названием "Перечень умений, определяющих развитие ребенка", однако методики обучения адаптированы таким образом, чтобы малышу можно было прививать любой навык, в котором он нуждается.

Методы обучения легко  усваиваются и не требуют специальной техники. В их основе - годы внимательного поиска эффективных и практичных приемов, которые можно использовать как в классе, так и дома. Эти методы часто легко вписываются в обычный распорядок дня. Занятия могут стать частью повседневной жизни и не потребуют выделения для них особого времени. 

Как строятся занятия  в центре Маккуэри 

Дети начинают посещать Центр в возрасте 6-8 недель. Их привозят один раз в неделю для занятий  с педагогом и специалистом по лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог  и специалист по ЛФК рассказывают родителям об успехах малыша за последнюю неделю. Наблюдая за ребенком, они определяют, готов ли он учиться чему-то новому, и если - да, то показывают родителям, как с ним нужно заниматься. Специалисты Центра дают родителям советы о том, как можно включить занятия с малышом в привычный ход жизни, чтобы (если это возможно) не выделять для них специального времени.

С самого начала программа, которая составляется для каждого  ребенка индивидуально, предполагает одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития - к тонкой моторике (скоординированной работе руки и глаза), к восприятию речи (пониманию того, что говорят окружающие), к общей моторике (развитию основных движений), к умению выражать свои чувства и потребности, к способности играть и взаимодействовать с другими людьми, к самообслуживанию.

Приблизительно с 18 месяцев малыш начинает посещать класс, соответствующий младшей  группе детского сада. Теперь он бывает в классе 3 раза в неделю и проводит там 2 часа. В течение этих двух часов он недолго (10-15 минут) занимается с педагогом индивидуально, по своей программе. Эти занятия проводятся или за столом - где-нибудь в тихом уголке, или в игровой обстановке. Большая часть времени отводится играм, которые строятся так, чтобы ребенок мог с удовольствием применить свои умения и навыки на практике. Кроме того, во время коротких музыкальных или других групповых занятий малыш учится вести себя так, как принято в коллективе. Это очень важная подготовка для последующего поступления в обычный детский сад.

Гарантией того, что  занятия в классе и дома ведут  ребенка к одной и той же цели, являются регулярные беседы педагогов  с родителями.

На четвертом году жизни ребенок переходит в следующий класс, который соответствует средней группе детского сада. Он по-прежнему посещает Центр три раза в неделю, но остается там несколько дольше. Теперь больше внимания уделяется групповым занятиям и играм. Когда развитие ребенка достигает определенного уровня, его начинают готовить к изучению таких учебных дисциплин, как чтение, счет, письмо, продолжая при этом работу над формированием других умений. Большая часть времени ребенка по-прежнему отдается обычным для дошкольника занятиям: он рисует, строит из кубиков, наряжается в разные костюмы, играет на свежем воздухе и т.п.

К этому моменту  малыш помимо Центра Маккуэри уже, как  минимум, один раз в неделю посещает обычный "районный" детский сад. Педагоги Центра наведываются туда, беседуют с воспитателями, проверяют, как ребенок пользуется теми умениями, которые он осваивал в Центре.

Информация о работе Синдром Дауна. Программа: «МаленькиеСтупеньки»