Синдром Дауна. Программа: «МаленькиеСтупеньки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:28, реферат

Описание

Слово "синдром" обозначает множество признаков или особенностей. Название "Даун" происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями. Наше тело состоит из миллионов клеток, и каждая клетка содержит определенное число хромосом. Хромосомы - это крошечные частицы в клетках, несущие точно закодированную информацию обо всех наследуемых нами признаках. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину - от отца.

Работа состоит из  1 файл

Синдром дауна.программа маленькие ступеньки.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то, что  со временем роль педагога возрастает и поле его деятельности расширяется, родители по-прежнему остаются главными учителями ребенка, ведь они проводят с ним больше времени, чем кто бы то ни было, и знают его лучше всех. Очень часто родители учат и педагога! Специалисты Центра Маккуэри чрезвычайно многим обязаны родителям - их интуиции, которая позволяет им чувствовать не только конкретного ребенка, но и саму суть процесса обучения и усвоения знаний. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ 

Программу Маленькие  Ступеньки можно условно разделить  на две части. В книгах 1,2 и 3 рассматриваются  основные принципы и приемы обучения, которые используются в Центре Маккуэри. В книгах 4,5,6,7  и 8 представлены учебные планы, причем каждая из книг 4,5,6 и 7 охватывает одну определенную область развития, а последняя книга содержит перечень всех умений, определяющих развития ребенка. Она состоит из серии проверочных таблиц, позволяющих тестировать малыша.

Книга 1. Введение в программу Маленькие Ступеньки

Она рассказывает о  том, что лежит в основе программы  Центра Даун Синдром университета Маккуэри и о том, как работать с программой Маленькие Ступеньки.

Книга 2. Индивидуальная программа ребенка

В этой книге рассказывается о том, как составлять индивидуальную программу ребенка и как с  ней работать. В книге 6 глав:

Глава 1. Как оценить уровень развития ребенка и определить, что он может сейчас, и чем ему необходимо заняться.

Глава 2. Как выбирать задачи и решать, чем заниматься с малышом.

Глава 3. Как учить.

Глава 4. Как, когда и почему нужно вносить изменения в индивидуальную программу.

Глава 5. Значение игры.

Глава 6. Проблемы поведения и как их решать.

Книга 3. Навыки общения

Умение общаться с  другими людьми имеет первостепенное значение для каждого ребенка. Книга  содержит следующие главы:

Глава 1. Общение.

Глава 2. Развитие навыков общения в довербальный период.

Глава 3. Развитие речи.

Книга 4. Навыки общей моторики.

Общая моторика - это  двигательная деятельность, которая  обуславливается работой крупных  мышц тела. Навыки общей моторики позволяют  ребенку сидеть, ползать, ходить, лазить, ловить мяч, кататься на велосипеде и  т.п.

Книга 5. Навыки тонкой моторики.

Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая  обуславливается скоординированной  работой мелких мышц руки и глаза. Навыки тонкой моторики помогают ребенку  хватать погремушку, переворачивать страницы книги, рисовать, составлять картинки из элементов мозаики и т.п.

Книга 6. Восприятие речи.

Восприятие речи - это умение понимать речь окружающих. Оно позволяет ребенку слушать  то, что ему говорят, понимать  слова и фразы, выполнять указания и, самое главное, самому пользоваться речью.

Книга 7. Самообслуживание и социальные навыки.

Навыки самообслуживания позволяют человеку самому за собой  ухаживать. А для этого он должен научиться самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом. Социальные навыки - это способность взаимодействовать с окружающими - играть с другими детьми, правильно вести себя в коллективе.

Книга 8. Перечень умений, определяющих развития ребенка.

В Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), сведено  все, о чем говорилось в отдельных  частях и книгах программы Маленькие Ступеньки. Этот перечень представлен в виде серии проверочных таблиц, которые можно использовать для тестирования ребенка и для определения его задач. 

Как пользоваться программой Маленькие Ступеньки 

1. Прочитайте несколько первых глав книги 2. Из них вы узнаете, как оценивать уровень развития ребенка, как ставить задачи и как заниматься.

2. Прочитайте книгу 3. Она посвящена формированию большинства навыков общения.

3. Оцените навыки общения вашего ребенка, как указано в книге 3.

4. Для оценки уровня развития ребенка в других областях сначала загляните в книгу 8 "Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР)" и решите, какие именно навыки вам нужно оценить. Для того, чтобы точно понять, как это сделать, просмотрите соответствующие разделы книг: 4 (Общая моторика), 5 (Тонкая моторика), 6 (Восприятие речи) или 7 (Самообслуживание и социальные навыки).

5. Протестируйте малыша с помощью ПУОРР.

6. Определите задачи в каждой из областей развития, включая общение.

7. Начинайте заниматься!

8. После того, как вы уже начали заниматься, прочитайте остальные главы книги 2.Из них вы узнаете, как вести записи, как играть с ребенком и как обеспечить закрепление и развитие его умений.

9. Когда ребенок решит поставленные перед ним задачи, вернитесь к ПУОРР или к таблицам, навыков общения, чтобы определить, какими должны быть следующие задачи.

Конечно, вы можете менять последовательность действий. Это зависит  от ваших целей. Возможно, вам захочется  для начала до составления всесторонней программы оценить только одну группу умений и начать по ней заниматься. 

Группы  умений 

В книгах 4,5,6 и 7 вы найдете  информацию о каждом умении, входящем в ПУОРР, как  оценивать его  и как ему обучать. Здесь мы расскажем, как находить и использовать эту информацию.

ПУОРР состоит из четырех проверочных таблиц, которые можно использовать и в качестве руководства для тестирования, и в качестве справочника при постановке задач. Проверочные таблицы охватывают четыре области развития:

Общую моторику

Тонкую  моторику

Восприятие речи

Самообслуживание  и социальные навыки.

Пятой области развития - разговорной речи или общению -  посвящена книга 3.

Внутри каждой области  развития взаимосвязанные умения выделены в группы, а внутри группы они  располагаются в определенной последовательности - от простого к сложному. Такая организация материала поможет вам увидеть связи между различными умениями и облегчит постановку задач. Вы сможете четче представить себе сильные и слабые стороны вашего ребенка в каждой области развития и проверить, правильно ли составлена его индивидуальная программа. Для того, чтобы быть эффективной, индивидуальная программа должна: а) опираться на сильные стороны вашего малыша, б) помогать ему подтягиваться в том, в чем он отстает, в) обеспечивать равновесие, разнообразие и поддержание интереса. 

Названия и коды групп, на которые разбит весь учебный материал Маленьких Ступенек: 

  Общая моторика 

Умения малыша, который  еще не ходит (ОМ.А)

Умение сохранять  равновесие, ходить и бегать (ОМ.Б)

Умение подниматься  и спускаться по ступенькам и лестницам (ОМ.В)

Навыки игры с мячом (ОМ.Г)

Прыжки (ОМ.Д)

Езда на трехколесном велосипеде (ОМ.Е) 

Тонкая  моторика 

Умение смотреть (ТМ.А)

Умение хватать (ТМ.Б)

Представление о неизменности существования предмета (ТМ.В)

Умение класть или  ставить предмет (ТМ.Г)

Умение манипулировать предметами (ТМ.Д)

Рисование (ТМ.Е)

Умение правильно  обращаться с книгой (ТМ.Ж)

Решение несложных  практических задач и головоломок (ТМ.З)

Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками (ТМ.И)

Подбор, сортировка и  отбор. Подготовка к школе (ТМ.К) 

Восприятие  речи 

Умение слушать  и концентрировать внимание (ВР.А)

Умение реагировать  на жесты и выполнять простые  указания (ВР.Б)

Умение выбирать один из двух предметов или картинок (ВР.В)

Умение выполнять  указания, в которых есть слова, обозначающие действия (ВР.Г)

Умение выполнять  указания, в которых есть слова, обозначающие  признаки предмета (ВР.Д)

Умение выполнять  указания, в которых есть слова, обозначающие местонахождение предмета (ВР.Е)

Умение реагировать  на разные грамматические формы (ВР.Ж) 

Самообслуживание  и социальные навыки

Взаимодействие с  другими людьми и игра (СС.А)

Умение самостоятельно есть и пить (СС.Б)

Умение самостоятельно одеваться (СС.В)

Навыки опрятности (СС.Г)

Умение самостоятельно умываться (СС.Д) 

Работа  по развитию различных  групп умений 

Одни группы включают в себя лишь несколько умений, другие - много. С одними группами можно  начинать работать, когда дети еще  совсем крошечные, с другими - гораздо  позже.

В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, а также от ваших возможностей, вы можете строить свои занятия по-разному: либо одновременно работать только с одной или двумя группами из каждой области развития, либо с несколькими группами из каждой области развития - со всеми сразу или по очереди. Иными словами, вы можете действовать так, как будет удобнее вашему ребенку и вам.

Не старайтесь за один раз прочитать все, что относится  к интересующей вас группе умений! Отнеситесь к этому как к справочному  материалу - просматривайте каждый параграф (а один параграф - это одно умение) или несколько параграфов, в зависимости от того, что вам нужно.

Каждый раздел книги  включает в себя одну группу умений.  Во вступительной части раздела  мы даем некоторые общие разъяснения, которые непременно нужно прочитать, если к данной группе умений вы обращаетесь впервые, например, за тем, чтобы оценить одно из умений и начать им заниматься. Вы узнаете, какое значение имеет данная группа умений и, возможно, получите общие сведения о подходе к обучению или о материалах, которые могут понадобиться.

 В этой же  части приводится перечень всех  умений данной группы. Он поможет  вам понять, как интересующее  вас умение связано со всеми  остальными умениями группы.

Еще раз хочется  напомнить о том, что материал, который представлен в каждом из разделов, готовился тщательнейшим образом. При этом всегда имелась виду главная цель - помочь вам заниматься с ребенком. Описания способов оценки каждого умения понадобятся вам в том случае, если вы захотите, чтобы ваши оценки соответствовали стандартам, принятым в Центре Маккуэри. Что касается всего остального, то мы не стремимся ограничить вас, и будем рады, если наша информация послужит вам ориентиром, вспомогательным средством, толчком к рождению ваших собственных идей. Хотя нам трудно было избежать поучительного тона, мы вполне сознаем, что своего ребенка знаете только вы, и только вы можете оценить, насколько эффективны те или иные приемы и наши предложения вообще. 

Видеофильм  Маленькие Ступеньки 

Видеофильм Маленькие Ступеньки является дополнением к печатным материалам и может прилагаться к ним. Фильм подготовлен Мойрой Петерсси и Робин Трилор, и снят Джефом Батли в 1985 году.

Часть 1. Введение, 25 минут

Самую важную роль в  обучении маленьких детей играют их собственные родители. С помощью программы, разработанной в Университете Маккуэри, родители детей с отклонениями в развитии могут научиться проводить занятия с ними в домашних условиях. В первой части видеофильма рассказывается о роли родителей в осуществлении программы ранней педагогической помощи и о значении этой программы. Кроме этого, иллюстрируется Программа Маккуэри, положенная в основу Маленьких Ступенек. 

Часть 2. Дети учатся - родители учат, 22 минуты

В этой части видеофильма  в общих чертах представлен весь спектр деятельности, предусмотренный программой (общая моторика, тонкая моторика, разговорная речь, самообслуживание, социальные навыки и игра). Родители высказывают свои суждения и отношение к программе, рассказывают о практическом опыте ее использования, о влиянии этой работы на семью и о той пользе, которую получают их дети. 

Часть 3. Ступени развития, 22 минуты

Нормальное развитие ребенка может быть представлено  серией ступеней. Одолеть эти ступени  будет легче, если каждую из них разбить на маленькие промежуточные ступеньки. В начале этой части специалист по лечебной физкультуре Дайана Ютер показывает, на какие Маленькие Ступеньки может быть разбит процесс освоении навыков общей моторики. Мы можем видеть этапы развития малыша от первых попыток держать головку, через умение сидеть и ползать, до умения стоять и ходить. Затем Дайана объясняет, как учить ребенка дотягиваться до предмета и хватать его. 

Информация о работе Синдром Дауна. Программа: «МаленькиеСтупеньки»