Синтез искусств на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение существующих точек зрения на поставленный вопрос, их анализ, приведение теоретических положений в соответствие с практическими соображениями, а также формулировка выводов на основании выполненной работы.
В связи с этим объектом исследования данной работы является возможность синтеза искусств на уроках русского языка, его актуальность, а также вопросы его практического применения.

Содержание

Введение.

Глава первая.
§1. Применение межпредметного материала.
§2. Виды межпредметных связей.
§3. Принцип наглядности как средство реализации межпредметных связей. Зрительная и слуховая наглядность.
§4. Межпредметные связи русского языка, изобразительного искусства и музыки.

Глава вторая.
§1. Анализ учебных программ по музыке.
§2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству.

Глава третья.
Конспект интегрированного урока русского языка, музыки и изобразительного искусства на тему: «Портретные описания».

Глава четвертая.
Выводы на основании проанализированных источников.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Астахов В. В. FINAL.docx

— 59.57 Кб (Скачать документ)

План.

Введение.

 

Глава первая.

§1. Применение межпредметного материала.

§2. Виды межпредметных связей.

§3. Принцип наглядности как средство реализации межпредметных связей. Зрительная и слуховая наглядность.

§4. Межпредметные связи русского языка, изобразительного искусства и музыки.

 

Глава вторая.

§1. Анализ учебных программ по музыке.

§2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству.

 

Глава третья.

Конспект интегрированного урока русского языка, музыки и изобразительного искусства на тему: «Портретные описания».

 

Глава четвертая.

Выводы на основании проанализированных источников.

 

Заключение.

 

 

Введение.

 

Современное общество, давшее толчок развитию и утверждению научно-технического прогресса, одновременно породило и  ряд довольно болезненных проблем, свойственных современной цивилизации, которые наиболее остро проявились в XX веке и благополучно перекочевали в третье тысячелетие. Гуманитарные принципы оттеснены естественнонаучным подходом к миру природы, обществу и  человеческой деятельности. Основная нагрузка по разрешению данной проблемы легла на педагогическую общественность.

В профессиональной среде  учителей отмечается ослабление внимания к общей культуре учащихся. Сегодня  на уроке редко звучит полноценное  детское высказывание о произведениях  искусства, детская речь далеко не всегда выполняет коммуникативно-речевые  функции.

Большинство учащихся, оканчивая  школу, не имеет представления о  художественном опыте поколений, не умеет общаться с высоким искусством, не владеет искусствоведческой терминологией. Это приводит к эмоциональной  «глухоте», невосприимчивости к прекрасному, затрудняет формирование восприятия, мышления, воображения.

Именно школе отводится  главная роль по решению сложной  задачи - помочь развивающейся личности обрести себя, внутреннюю свободу  и гармонию путём возрождения  и утверждения духовных ценностей. А осуществиться всё это может  через открытый диалог школьного  образования и искусства. Благодаря своим функциям (эвристической, компенсаторной, коммуникативной, аксиологической, эстетической и др.), искусство развивает познавательные и творческие способности человека, активизирует воображение. Обращение к нему является необходимым элементом процесса обучения и воспитания школьников, помогающим в решении одной из самых актуальных задач школьной педагогики – воспитании гармонично развитой личности.

Педагогическая практика показывает, что самым продуктивным на уроках является использование комплексного подхода, выраженного в так называемом синтезе искусств (литературы, живописи, музыки, речи и т.д.). В частности, на уроках словесности обращение  к синтезу искусств успешно реализуется  на основе книги, связывающей художественный текст и изображение (иллюстрацию) в сотворчество художника-иллюстратора и писателя, превращая их деятельность, разделенную обычно во времени, во взаимодополняющий процесс.

Не менее важна и  связь с музыкой как видом  искусства на уроках русского языка, а также соединение трех искусств: музыки, живописи и искусства слова.

Тема синтеза искусств как одного из важных принципов уроков русского языка привлекла наше внимание своей новизной и актуальностью  на современном этапе развития обучения. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют гуманитарные дисциплины. Перед гуманитарными дисциплинами сегодня стоят следующие задачи: воспроизводство общественно-исторического опыта (культуры), воспроизводство общества, воспроизводство личности. Синтез искусств и его конкретная реализация в виде интегрированных уроков, позволяют решать эти задачи.

 Существует 3 этапа интеграции: 1) работа с образцами – знакомство  с художественными произведениями, изучение языка, науки, связанных  с различными видами искусства; 2) конструирование – написание  сочинений, стилистически связанных  с изучаемой эпохой, создание  творческих работ на уроках  изобразительного искусства; 3) моделирование  – создание модели эпохи. 

Для этого необходимо вооружить  школьников следующими умениями:

  • умением поисковой работы с текстом, направляемой учителем;
  • умением выполнять элементарные исследовательские работы;
  • умением осмысливать связи произведений, вписанных в единый контекст литературы.

 Гуманитарно-эстетический  цикл школьных предметов позволяет  достичь необходимого разнообразия  в объединении нескольких предметов: ИЗО и музыки; литературы и МХК; русского языка, литературы и музыки; русского языка, ИЗО и музыки. Последнюю цепь мы собираемся рассмотреть в данной работе.

Целью данной работы является рассмотрение существующих точек зрения на поставленный вопрос, их анализ, приведение теоретических положений в соответствие с практическими соображениями, а также формулировка выводов  на основании выполненной работы.

В связи с этим объектом исследования данной работы является возможность синтеза искусств на уроках русского языка, его актуальность, а также вопросы его практического  применения.

При разработке темы данной работы использовался метод анализа  литературы и представленных в ней  точек зрения.

 

Глава первая.

§1. На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого языкового материала и от особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин (изучающих язык или его отдельные стороны или не изучающих его), а также временных связей – синхронных и несинхронных.

Сообщение (слово) учителя  используется, во-первых, на начальном  этапе ознакомления с теми или  иными явлениями (например, с нормами  литературного языка, с видами работ  по развитию связной речи), во-вторых, при знакомстве с явлениями, которые  недостаточно известны школьникам (например, с функциями языка, с особенностями  употребления языка в разных сферах общественной жизни), в-третьих, если привлекается материал, который на уроках по другому  предмету в данный момент не изучается. Беседа с использованием межпредметного материала дает больший эффект, если в ней ведется работа над сходными или смежными понятиями, уже изученными или изучаемыми на уроках по другим предметам. В связных ответах учащихся межпредметный материал может фигурировать, если он уже знаком детям и если о нем уже говорилось на уроках русского языка.

§2. Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уроках русского языка.

Понятийно-терминологическая  межпредметная связь реализуется при прохождении программного материала в форме сопоставления понятий, изучаемых на уроках русского языка, и понятий, изучаемых на уроках по другим предметам. При сопоставлении одинаковых понятий целесообразно ставить такие вопросы: какие одинаковые факты вы изучали на уроках иностранного языка? Что общего и чем различается категория рода (числа, лица и т. д.) в русском и иностранном языке?

Для сопоставления смежных  понятий вопросы подбираются  в зависимости от специфики контактирующих учебных предметов. Например, при  изучении имени числительного в 6 классе можно поставить вопрос: в чем отличие в понятии  числа на уроке русского языка  и на уроке математики? При изучении антонимов в 5 классе можно поставить  вопрос: что составляет языковую основу художественного приема антитезы (на уроке литературы)?

Для закрепления полученных знаний целесообразно предланать учащимся включать в свои ответы межпредметный материал, над которым велась работа в классе.

Коммуникативно-речевая  межпредметная связь реализуется в работе над нормами русского литературного языка при изучении лексики, грамматики и в работе по развитию связной речи. И учитель, и учащиеся должны понимать, что на всех предметах формируются одни и те же коммуникативные навыки, но на разном языковом материале, поэтому и необходимы межпредметные связи, которые усиливают, закрепляют формируемые умения.

В связи с работой над  нормами (лексическими, орфоэпическими, грамматическими) при ознакомлении с соответствующим языковым материалом целесообразно ставить такие  вопросы: как произносятся только что  изученные вами термины географии (математики)? Как они сочетаются с другими словами? А в каком  стиле речи их чаще всего употребляют?

Школьники всех классов тренируются  в составлении связных рассказов  об изученных нормах. В этих сообщениях в качестве примеров необходимо использовать знакомые термины из других наук, что  расширит представление детей о  нормах литературного языка, которые  регулируют функционирование языка  во всех сферах общественной жизни.

В процессе обучения связной  речи нельзя не учитывать того, что  делается в этом направлении по другим предметам: в работе над структурой текста, средствами связи в нем  его частей, над планом готового текста и создаваемого самим учеником, в работе над разного рода пересказами, сочинениями разного функционально-смыслового типа и функционального стиля.

Межпредметная связь на коммуникативном уровне достигается, во-первых, путем взаимных консультаций учителей-предметников, работающих в одной параллели, о намечаемой работе по развитию связной речи, во-вторых, в результате бесед с учащимися на уроках русского языка при ознакомлении их с новыми видами работы по развитию речи. Для этого полезно ставить такие вопросы: на уроках какого предмета вы уже работали над планом (сжатым пересказом и т. д.)?

Учебно-дидактическая  связь проявляется в использовании на уроках русского языка контекстного и неконтекстного материала учебников и книг для внеклассного чтения по другим школьным предметам. Этот материал необходим, во-первых, для показа специфики соответствующей разновидности научного стиля, во-вторых, для закрепления изученных языковых явлений и для формирования соответствующих им умений и навыков. Подбирают необходимый дидактический материал как учителя, так и сами ученики. Учитель, ориентируясь на специфику программного материала, составляет обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения по тому или иному предмету. Учащиеся по заданию учителя по этим же источникам выбирают слова, словосочетания, предложения, отрывки, которые затем используются ими для работы по теме. Чтобы была ясна межпредметная связь русского языка, к текстам обучающих упражнений полезно ставить такие вопросы: из какого предмета взят этот текст? На основании чего вы узнали, что он взят оттуда?

§3. Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Средства наглядности делятся на зрительные, звуковые и зрительно-слуховые. Использование средств наглядности подразумевает межпредметные связи живописи и музыки с русским языком, что и будет рассмотрено в данной работе.

К средствам зрительной наглядности  относятся картина, репродукция, иллюстрация. Картина служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам  сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности. Картина (репродукция) используется и  в процессе обучения  школьников составлению предложений (на заданную тему, по опорным словам), а также  при написании творческих диктантов. Как средство обучения применяется  на уроках русского языка раздаточный  изобразительный материал, основу которого составляют рисунки, в том числе  и сюжетные, помещенные на специальных  карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют  учащихся к употреблению изученной  лексики, дают материал для отработки  норм русского литературного языка.

Достоинством заданий  по карточкам является наличие в  раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что  позволяет реализовать принцип  дифференцированного обучения.

Раздаточный материал предусматривает:

    1. задания на обогащение словарного запаса учащихся: объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы и т. п.;
    2. задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики: выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания;
    3. задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний: сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т. д.

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

    1. Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
    2. При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
    3. Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы со школьниками.

Информация о работе Синтез искусств на уроках русского языка