Синтез искусств на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение существующих точек зрения на поставленный вопрос, их анализ, приведение теоретических положений в соответствие с практическими соображениями, а также формулировка выводов на основании выполненной работы.
В связи с этим объектом исследования данной работы является возможность синтеза искусств на уроках русского языка, его актуальность, а также вопросы его практического применения.

Содержание

Введение.

Глава первая.
§1. Применение межпредметного материала.
§2. Виды межпредметных связей.
§3. Принцип наглядности как средство реализации межпредметных связей. Зрительная и слуховая наглядность.
§4. Межпредметные связи русского языка, изобразительного искусства и музыки.

Глава вторая.
§1. Анализ учебных программ по музыке.
§2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству.

Глава третья.
Конспект интегрированного урока русского языка, музыки и изобразительного искусства на тему: «Портретные описания».

Глава четвертая.
Выводы на основании проанализированных источников.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Астахов В. В. FINAL.docx

— 59.57 Кб (Скачать документ)

3. Сегодня мы с вами  говорим о портрете, об описании  человека, действий человека. Какие  работы мы выполняли по этой  теме?

4. Мы с вами будем  выполнять сочинение-описание. Мне  бы хотелось, чтобы вы дали  портретные зарисовки сказочных  существ – фей. Музыка П. И. Чайковского вам в этом поможет. Но сначала вспомним, что такое описание. А какие еще типы речи вы знаете? Что такое повествование? Что такое рассуждение?

5. Скажите, можно ли  описать фей из балета Чайковского  «Спящая красавица», не прибегая  к повествованию? Почему же  лучше использовать повествование  с элементами описания?

6. Какой стиль речи  вы выберете? Почему?

7. Что поможет вам написать  сочинение правильнее, красивее, логичнее? Что такое тема? Что такое основная  мысль? Что такое композиция?

II. Подготовка к  сочинению.

1. Сегодня мы с вами  вновь послушаем потрясающую  музыку Чайковского. Мы обратимся  к балету «Спящая красавица».

Балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»  принадлежат к числу лучших произведений мировой музыкальной классики.

Сюжет «Спящей красавицы» заимствован у французского писателя Шарля Перро и разработан балетмейстером М. И. Петипа совместно с И. А. Всеволожским. В одном из писем к Н. Ф. Мекк Чайковский писал о своей работе над «Спящей красавицей»: «Сюжет так поэтичен, так благодатен, что я сочинением его (балета) был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинство произведений».

Работа наз произведением двигалась быстро.

Идея балета «Спящая красавица» Чайковского – борьба светлых, молодых сил против сил мрака и зла. А раскрывают эту идею феи – сказочные существа, несущие и добро, и зло.

2. Скажите, встречались  ли мы с этими сказочными  феями?

3. Вам было необходимо  вспомнить два произведения: сказку  в стихах Жуковского «Спящая  красавица» и сказку в прозе  Шарля Перро.

4. Какими пред нами предстали феи Жуковского? Сколько их было? А каких фей мы видим у Перро? Сколько их?

5. Ребята, в балете «Спящая  красавица» – целое созвездие фей, это обусловлено сказочным характером его сюжета. Традиционно феи в сказках – покровительницы главных героев, дарующие им чудесные способности, красоту, счастливую судьбу или волшебные предметы, которые помогают им в сложных ситуациях.

Феи, девы судьбы, говорят  предания, присутствуют и при рождении ребенка и потому символически приглашаются в крестные матери. Фольклорные источники  дают различные портреты фей. Их внешний  облик зависит от того, к какой  силе они принадлежат. Феи света  – молодые красавицы, именно они одаривают младенцев лучшими качествами: умом, здоровьем, красотой, большой любовью. Злые феи, олицетворяющие смерть, рок, обычно предстают в виде зловещих красавиц или старух. «Черные» и «светлые» феи как бы борются за душу человека. Весь его путь сопровождает целая вереница дев судьбы. Само слово «фея» – от слова fatum – «судьба».

В балете участвуют одиннадцать  фей.  Них очень интересные имена. Фея добра – это Фея Сирени и те, кто у нее в подчинении, – феи Кандид, Флёр-де-Фарин, Крошка, Канарейка, Виолант. Есть и добрые феи драгоценностей: Бриллиантов, Золота, Серебра и Сапфиров. Противостоит этому созвездию дев счастливой судьбы страшная фея Карабосс – олицетворение сил зла и смерти, ее появлению в балете предшествуют завывания ветра, внезапная музыкальная буря.

Для первого появления  фей Петр Ильич Чайковский написал  музыку, в которой солнечный свет, ласковое тепло летнего дня соединяются  с волшебством ночи, когда сказочные  приключения особенно нас волнуют. Композитор предпочел для выхода прелестных существ музыку в форме  вальса, танца, который ярче всего передает неземной характер этих персонажей.

Вы прослушаете сегодня  пять вариаций появления фей и попробуете дать их портретные характеристики. Вам предстоит написать сочинение, в котором вы отразите свое видение сказочных существ. Конечно, портретные зарисовки получатся у вас разные. Попробуйте не только описать фей, но и передать их движения, их земное начало и сказочную легкость, воздушность.

Первой перед вами появляется Фея искренности; затем к ней  присоединяется Фея цветущих колосьев; вот и еще одна фея – Фея, рассыпающая хлебные крошки; следующей будет Фея – щебечущая канарейка; и последней появится Фея пылких, сильных страстей. Все они предстанут перед феей добра – Феей Сирени, ее мелодией и закончится отрывок из балета.

6. Итак, вы знаете сюжет,  вы знакомы с феями, сейчас  прослушаете музыку, используете  свою фантазию и попробуйте  услышать и увидеть чудесных, милых фей. Какие они?

Мы с вами говорили, что  каждый, слушая музыку, видит и слышит что-то свое. Запишите все так, как  вы видите и представляете в своем  воображении.

7. Оформите тетради.

8. Прослушайте из балета  П. И. Чайковского «Спящая красавица»  вариации фей из Па-де-сис пролога.

9. Есть ли у вас вопросы  к учителю?

III. Написание сочинения.

 

На доске:

Портретные  описания.

П. И. Чайковский. Танцы фей из балета «Спящая красавица».

Фея добра – Фея Сирени.

Кандид – Фея искренности.

Флёр-де-Фарин – Фея цветущих колосьев.

Крошка – Фея, рассыпающая хлебные крошки.

Канарейка – Фея – щебечущая канарейка.

Виолант – Фея пылких, сильных страстей.

Fatum (Фатум) – Судьба, рок, неизбежность.

Феи драгоценностей: Бриллиантов, Золота, Серебра и Сапфиров.

Фея Карабосс – олицетворение сил зла и смерти.

 

Обратить внимание учащихся при обсуждении прослушанного на репродукции картин Эдгара Дега «Танцовщицы  на репетиции», А. М. Герасимова «Портрет балерины О. В. Лепешинской» и «Жизель».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава четвертая.

В современном мире в различных  образовательных концепциях все  большее внимание уделяется использованию  информационных технологий. Эта проблема достаточно актуальна на современном  этапе развития образования. Для  аспекта синтеза искусств на уроках русского языка она также имеет  возможность применения.

Среди основных характеристик  информационных технологий мы бы хотели отметить следующие

    1. Информационные технологии эффективно организуют групповую и самостоятельную работу на уроке;
    2. способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
    3. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
    4. повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
    5. активизируют познавательную деятельность учащихся;
    6. развивают творческий потенциал.

Помимо перечисленных  черт, в применении информационных технологий присутствует определенная связь с рассматриваемой нами проблемой. Компьютерные средства обучения позволяют дать необходимую визуализацию рассматриваемого материала. В основном в таких случаях речь идет об использовании  программ пакета Microsoft Office, и в частности, программы Power Point. Использование мультимедиа средств в таком случае позволит реализовать органичную связь разных видов искусств на уроке, без которой иногда невозможно представить подачу материала. Синтез искусств помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

В то же время нам хотелось бы четко отделить уроки, где использование  слайдовой презентации необходимо, и где без ее применения вполне можно обойтись. К сожалению, в  последнее время все чаще создаются  установки на тотальное использование  мультимедийных презентаций в школе. Хотелось бы, чтобы этот путь – путь использования информационных технологий – был более тщательно апробирован.

В предложенном интегрированном  уроке мы не выдвинули идею использования  слайдовой презентации как необходимость. В то же время возможность ее применения присутствует, например, в работе с  репродукциями картин или с аудиозаписями. Хотя, повторимся, это лишь возможная  реализация конкретного урока, а  не выдвинутая идея.

Важно отметить, что синтез искусств заложен непосредственно  в самом характере межпредметных  связей.

 

Заключение.

Связь русского языка, музыки и изобразительного искусства  эффективно реализуется в рамках синтеза искусств на понятийно-терминологическом, коммуникативно-речевом и коммуникативном  уровнях. Программы по предметам, с  которыми осуществляется межпредметная связь, предусматривают и в ряде случаев считают необходимым использование интегрированных уроков как формы реализации синтеза искусств. Авторы учебных программ считают синтез искусств важным аспектом в преподавании предмета как части системы междисцилинарных взаимодействий.

Использование средств  наглядности является одним из ключевых компонентов реализации синтеза  искусств на уроках русского языка. Определенные методические рекомендации существуют как для интеграции уроков русского языка и уроков музыки или изобразительного искусства, так и общие рекомендации для создания так называемого образовательного пространства, в котором идея синтеза искусств реализуется особенно полно. Важно отметить, что в этом случае на первый план выступает четкая искусствоведческая концепция.

Информационные  технологии являются мощным средством  реализации принципа синтеза искусств, но их применение не должно превалировать  над главной целью урока, диктуя его содержание и методы, поскольку  любые мультимедийные средства являются лишь инструментом в достижении цели конкретного урока.

Идея синтеза искусств и интегрированных уроков возникла из сопричастности школьных дисциплин  друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка  основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину  мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

Интегрированным урокам присущи  значительные возможности. Именно здесь  учащиеся имеют возможность получения  глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных  предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном  уроке имеется возможность для  синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли  в другую. Это в свою очередь  стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность  в системном подходе к объекту  познания, формирует умение анализировать  и сравнивать сложные процессы и  явления объективной действительности.

Благодаря всему этому  достигается целостное восприятие действительности, как необходимая  предпосылка естественнонаучного  мировоззрения.  Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев  разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления  профильной дифференциации в обучении.

Опыт показал, что  совместное изучение некоторых школьных предметов, в частности, ИЗО и  музыки; литературы и МХК; русского языка, литературы и музыки; русского языка, ИЗО и музыки, дает учащимся представление о развитии культуры разных эпох, помогает выявить место  русской культуры в историческом процессе. Интегрированные уроки  позволяют подойти к изучению темы более профессионально, формируя у учащихся образное восприятие разных видов искусства.

Исследуя идею о синтезе  искусств и явление интеграции, приходим к выводу, что принцип интеграции можно воспринимать и более широко. Например, он лежит в основе организации  внеурочной учебной деятельности учащихся. В школе традиционными становятся интеллектуальные марафоны, развивающие  кругозор школьников, интегрированные  вечера. Формирование широкой целостной  картины мира в сознании учащихся – главная задача интеграции в  школе.

Обобщая принципы интеграции, можно отметить следующее. Интегрированный  курс создается:

    1. из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах;
    2. из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области;
    3. из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных»;
    4. на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

Информация о работе Синтез искусств на уроках русского языка