Синтез искусств на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение существующих точек зрения на поставленный вопрос, их анализ, приведение теоретических положений в соответствие с практическими соображениями, а также формулировка выводов на основании выполненной работы.
В связи с этим объектом исследования данной работы является возможность синтеза искусств на уроках русского языка, его актуальность, а также вопросы его практического применения.

Содержание

Введение.

Глава первая.
§1. Применение межпредметного материала.
§2. Виды межпредметных связей.
§3. Принцип наглядности как средство реализации межпредметных связей. Зрительная и слуховая наглядность.
§4. Межпредметные связи русского языка, изобразительного искусства и музыки.

Глава вторая.
§1. Анализ учебных программ по музыке.
§2. Анализ учебных программ по изобразительному искусству.

Глава третья.
Конспект интегрированного урока русского языка, музыки и изобразительного искусства на тему: «Портретные описания».

Глава четвертая.
Выводы на основании проанализированных источников.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Астахов В. В. FINAL.docx

— 59.57 Кб (Скачать документ)

Работа с карточками занимает 6–8 минут учебного времени.

Основным способом реализации слуховой наглядности является магнитофонная  запись. В последнее время также  актуальным стало использование  оптических носителей, а также использование  мультимедийных средств. Средства слуховой наглядности не только формируют у учащихся речевую культуру, но и являются средством реализации межпредметных связей на уроке русского языка.

Работа по развитию речи включает в себя формирование выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); при занятиях музыкой учащиеся знакомятся со звуком, тембром, интонацией.

§4. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Эффективность работы с картинами на уроках русского языка.

1. Сюжетная картина – мыслительная работа, помогающая решить задачу организации проблемного обучения.

2. В результате знакомства  с живописью дети учатся сопоставлять  изображенное на картине с  тем, что они наблюдают в  действительности, а это, в свою  очередь, способствует развитию  логического мышления.

3. Рассматривание картин  приучает детей вдумчиво относиться  к явлениям и фактам искусства  и жизни, развивает в них  критическое чутье, широту мысли,  любовь к обобщениям.

4. Произведение живописи  – источник ярких впечатлений, которые воздействуют на эмоции детей; служит основой для осмысленного связного высказывания, которое приобретает выразительность за счет использования тропов и фигур.

Требования к  отбору произведений живописи для работы по развитию речи.

    1. Учет воспитательно-образовательного значения.
    2. Доступность содержания картины детскому пониманию.
    3. Учет связи работы по картине с изучаемым на уроках материалом.

Эффективность использования  отдельных жанров живописи для обучения сочинению.

    1. Натюрморт и сочинение-описание.
    2. Произведения художников-анималистов и сочинение-описание.
    3. Жанровые картины и сочинения повествовательного характера.

Особенности методики работы над сочинениями по произведениям  живописи.

    1. Работа по картине отвечает требованиям программы по развитию связной речи, программы по изобразительному искусству; учащиеся знакомятся со спецификой живописи, творчеством художников и т. д.
    2. Картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы.
    3. В работе по картине устанавливается предваряющая связь, которая позволяет опереться на знания учащихся об изобразительном искусстве.
    4. Работе по картине на уроках русского языка предшествует беседа на уроке изобразительного искусства.
    5. Работа по картине завершается проведением самостоятельных сочинений по картине или на основе жизненного опыта.
    6. Целесообразно учить вначале описанию произведения живописи, а затем – рассказу на основе изображенного.
    7. Сочинения по картине проводятся в определенной последовательности и взаимосвязи с другими видами сочинения.
    8. Проведение лексической подготовки для обогащения словаря на тему данной картины.

В работе над картиной целесообразно  использовать следующие приемы и  последовательность:

    • подготовка к восприятию произведения живописи;
    • краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;
    • беседа по картине;
    • проведение словарно-стилистической работы на тему картины;
    • составление схемы или плана высказывания;
    • составление устного высказывания или написание сочинения;
    • выполнение домашнего задания в связи с работой по картине;
    • анализ высказывания.

 

Глава вторая.

§1. Программа по музыке.

Алиев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5–8 классы.

При сохранении подхода к  музыке как части общей духовной культуры школьника программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией  музыкального восприятия, а также  с другими видами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5–8 классов.

Цель предмета «Музыка» в  основной школе заключается в  духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной  культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Из задач музыкального образования можно выделить необходимость  научить находить взаимодействия между  музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным  искусством) на основе вновь приобретенных  знаний.

Настоящая программа предусматривает  решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном  воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по убеждению  авторов, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно  вытекает из характера и широкой  гуманитарной направленности предмета.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим его содержание, является метод междисциплинарных  взаимодействий. Границы его распространения  на область учебных дисциплин, равно  как и его смысловое развитие, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля»  позволяет включить в его пределы  значительный круг учебных дисциплин  – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.

«Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает  все более и более убедительно». (П. Флоренский Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных композициях. – М., 1993.)

Углубление содержания в  программе для основной школы  повлекло и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных  взаимодействий. Углубляются аспекты  образных соответствий. Например, 7 класс, тема «Драматические образы в музыке», в которой освещаются различные  стороны взаимодействий музыкальных  и поэтических образов на примере  вокальной баллады Ф. Шуберта  «Лесной царь» и  ее литературного  первоисточника – И. В. Гете, В. А. Жуковского. Углубляются соответствия на уровне средств художественной выразительности: 5 класс, в теме «Музыка – сестра живописи» находим общие для музыки и живописи понятия: пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и. т. д.

Кроме того, подробное освещение  в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:

  • с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;
  • с очевидным влиянием искусств друг на друга.

Задачи предполагают постоянную координацию курса с другими  предметами:

  • с литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры. Например, сказки Андерсена, поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и т. д.; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложения, фраза);
  • с русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; фрмирование культуры анализа текста на примере приема «описание» (романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»).

Междисциплинарное взаимодействие осуществляется либо при параллельном освоении материала в рамках указанных  предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более  объемному его восприятию и усвоению.

В программе 5 класса выделены особые разделы «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». На основании знаний, полученных в этих разделах, ученикам предъявляются требования находить взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством, между музыкой и литературой; выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков.

 

Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 1–4 классы. Алеев В. В., Т. Н. Кичак.

Метод междисциплинарных  взаимодействий является важнейшим  стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметных связей, широко применяемых  в области школьной педагогики.

Авторам представляется более  точным употребление термина «дисциплина», выражающего, по определению С. Ожегова, «самостоятельную отрасль… науки». В данном случае такую самостоятельность отрасли представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».

Кроме того, более адекватным авторы считают употребление понятия  «взаимодействие», выявляюшего процессы воздействия различных дисциплин друг на друга, а также их взаимную обусловленность.

В рамках программы для  начальной школы метод междисциплинарных  взаимодействий проявляет себя в  «создании художественного контекста» – поэтического, изобразительного по отношении к музыкальному; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы; в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью; в нахождении взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством.

Авторы особо отмечают, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с  точки зрения «музыка и жизнь».

 

§2. Программа по изобразительному искусству.

Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного  искусства. Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова, Н. Н. Светловская, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. 1–8 классы.

В программе для 1–8 классов возможны линии для реализации сотрудничества учителей гуманитарных предметов в преподавании интегрированного курса: традиционность народного искусства; вариативность и импровизация как принципы народного творчества; синкретизм; фольклорность мировосприятия народного мастера, отраженная в символике языка народного искусства; взаимодействие народного искусства с другими видами художественного творчества, в системе национальной культуры и культуры народов мира.

Особенностью реализации программы является установка на формирование у учащихся типа правильной читательской деятельности. А это значит, что при чтении текста, если мы хотим, чтобы чтение реализовывалось именно как речевая деятельность, мы должны обеспечить учащимся возможность через текст услышать голос того, кто с ними говорит, дать почувствовать, как говорит собеседник, чтобы через речь выработать интерес и к литературному произведению, и к процессу его прочтения.

 

Глава третья.

Интегрированный урок русского языка, музыки и изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Портретные  описания».

Цели урока:

      1. совершенствовать речевые умения;
      2. научить выражать музыкальные впечатления в форме высказывания;
      3. продолжить эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: аудиозапись балета П. И. Чайковского «Спящая красавица», репродукции картин Эдгара Дега «Танцовщицы на репетиции», А. М. Герасимова «Портрет балерины О. В. Лепешинской» и «Жизель».

Ход урока.

Час фей настал.

А. А. Фет.

I. Повторение пройденного материала.

1. Знакома ли вам музыка  П. И. Чайковского? Что вы  знаете о композиторе? Какие  его произведения вы знаете?

2. Мы с вами использовали музыку Чайковского на уроках русского языка и литературы. Какие произведения композитора мы слушали на уроках русского языка?

Какие сочинения мы писали по музыке Петра Ильича? (Название, тип  речи.)

Информация о работе Синтез искусств на уроках русского языка