Интеграция обучения, конкретной
реализацией которой является синтез
искусств, должна дать ученику те знания,
которые отражают связанность отдельных
частей мира как системы, научить
ребенка с первых шагов обучения
представлять мир как единое целое,
в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция - средство получения новых
представлений на основе традиционных
предметных знаний. Она направлена на
развитие эрудиции ученика, на обновление
существующей узкой специализации в обучении.
Но интеграция не должна заменить обучение
традиционным предметам, она должна соединить
получаемые знания в единую систему.
Опыт показывает, что перестройка
процесса обучения под влиянием целенаправленно
осуществляемых межпредметных связей
сказывается на его результативности:
знания приобретают качества системности,
умения становятся обобщенными, комплексными,
усиливается мировоззренческая направленность
познавательных интересов учащихся, более
эффективно формируется всесторонне развитая
личность.
Интеграция является источником
нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные
наблюдения, выводы учащихся в различных
предметах. Она снимает утомляемость,
перенапряжение учащихся за счет переключения
на разнообразные виды деятельности, предполагает
усиление межпредметных связей, снижение
перегрузок учащихся, расширение сферы
получаемой информации учащимися, подкрепление
мотивации обучения.
Резюмируя все сказанное
выше, приходим к выводу, что в
идее синтеза искусств заложен большой
педагогический, психологический, нравственный
и научный потенциал, развитие которого
представляет определенную задачу для
педагогов, учителей-предметников, психологов.
Целесообразность и актуальность использования
подобного вида обучения представляются
несомненными и заслуживающими пристального
внимания профессионалов разных областей,
сопряженных со сферой образования.
Приложение.
Работая с материалами
по нашей теме, мы обнаружили некоторое
количество разработок уроков, предполагающих
интеграцию школьных дисциплин по тем
или аспектам. В данном приложении
мы бы хотели представить небольшой
перечень тем, возможных при создании
интегрированных уроков. Безусловно,
этот перечень не может охватить весь
спектр методических работ и рекомендаций
по данной проблеме. Тем не менее, его
необходимость представляется нам
очевидной, поскольку накопленный
опыт проведения интегрированных уроков
позволяет говорить о некоторой
системе в этой области, которая
уже начинает складывается и пополняться
методическим опытом школьных преподавателей
и работами ученых.
В соответствии с темами
интегрированные уроки русского
языка и других дисциплин можно
разделить на следующие пункты:
- Интегрированные уроки русского языка и живописи (ИЗО);
- Интегрированные уроки русского языка и музыки;
- Интегрированные уроки русского языка, живописи и музыки;
- Прочие интегрированные уроки.
Нашей задачей стало отразить
в данном перечне третий пункт, т.
е. интегрированные уроки русского
языка, живописи и музыки:
- Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень» и музыкальной пьесе С. В. Рахманинова «Сирень». (5 класс.)
- Сочинение по картине К. Васильева «Русалка» и музыкальным пьесам А. Н. Глазунова «Лес», «Волшебное озеро» с привлечением отрывков из произведений И. С. Тургенев («Бежин луг»), Н. В. Гоголя, Г. Х. Андерсена. (7 класс.)
- Сочинение по картине А. Д. Кившенко «Совет в Филях» и музыкальным пьесам М. И. Глинки с привлечением отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». (10 класс.)
- Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода» и фортепианному циклу П. И. Чайковского «Времена года». (5 класс.)
- Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» и фортепианному циклу П. И. Чайковского «Времена года». (5 класс.)
- Сочинение по картине Мешкова «Золотая осень» и фортепианному циклу П. И. Чайковского «Времена года». (5 класс.)
- Изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег» с использованием вальса Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель»; картин А. А. Пластова «Первый снег», Н. Ромадина «Первый снег», И. И. Шишкина «Зима»; стихотворений И. З. Сурикова «Всю ночь кругом метель шумела…», П. А. Вяземского «Первый снег», К. К. Случевского «Славный снег! Какая роскошь!..».
- Интегрированный урок русского языка, музыки, ИЗО на тему «Музыкальный пейзаж» с использованием музыкальных пьес А. Вивальди «Времена года»; картин В. А. Серова «Зима в Абрамцево», «Баба с лошадью», «Зима», «Стригуны на водопое», иллюстрации к стихотворению А. С. Пушкина «Зимняя дорога» (картина «Тройка»); отрывков из произведений А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Пир во время чумы», «Бесы», «Евгений Онегин».
- Интегрированный урок русского языка и музыки на тему «Сочинение–отзыв на Первую Симфонию П. И. Чайковского» с использованием аудиозаписи симфонии, портрета композитора.
- Описание предметов по фрагменту балета Л. Делиба «Копнелия» (по мотивам новеллы Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»).
- «Сочиняем сказку»: урок подготовки к сочинению на основе музыкальной пьесы С. С. Прокофьева «Сказка №1 (страшная) из цикла «Сказки старой бабушки»; сказочных иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина; материалов по структуре сказки.
Но также в сферу
наших интересов попали и другие
интегрированные уроки, например, следующие:
- Интегрированный урок русского языка и географии на тему «Деловое и художественное описание» на примерах описания реки Енисея в учебнике географии и в рассказе А. П. Чехова «Остров Сахалин».
- Интегрированный урок русского языка и истории на тему «Деловое и художественное описание» на материалах учебника истории или хроники, касающейся отечественной войны 1812 года и стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
- Интегрированный урок русского языка, литературы, природоведения, ОБЖ «Васюткиными тропами» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»).
- Интегрированный урок русского языка и природоведения: Природа и человек. Роль леса в жизни человека. – Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падеже. (4 класс.)
- Интегрированный урок русского языка и математики «Имя числительное». (5 класс.)
- Интегрированный урок русского языка и информатики «Написание слов с проверяемыми согласными на конце слова». (2 класс.)
- Интегрированный урок русского языка и краеведения «Фразеология и русский быт».
- Интегрированный урок русского языка, литературного чтения, природоведения, ИЗО «Владимир Набоков и бабочки». (4 класс.)
Повторим, что спектр вариантов
интегрированных уроков русского языка
невероятно широк, и здесь мы представили
лишь небольшую его часть, а именно
частотные по тематике методические
разработки. Не все приведенные методические
разработки безупречны с точки зрения
корректности использования интеграции
школьных дисциплин, однако применение
межпредметных связей постоянно развивается.
Для мониторинга этого развития предлагаем
использовать интернет-ресурс Издательского
Дома «Первое сентября», где преподаватели
представляют собственные теоретические
и практические разработки, в том числе
по нашей теме.
Литература.
- Алиев В. В., Кичак Т. Н. Программа по музыке дл общеобразовательных учреждений. 1–4 классы.
- Алиев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5–8 классы.
- Бабкина М. М., Скрипкина В. В. Интегрированный урок – подготовка к сочинению “Цветок” // Русский язык в школе, 1998. № 2.
- Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка. – М.,2000.
- Вершинина Г. Б. Детское слово о музыке. – Новокузнецк, 1995.
- Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. 5–8-е классы. М., 1998.
- Горчак А. Н. Картина как средство развития речи. – М. – Л., 1965.
- Захаренкова Н. А. Синтез искусств на уроках русского языка: курсовая работа: Смоленск, СГПУ, 1998.
- Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова, Н. Н. Светловская, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. 1–8 классы.
- Кабалевский Д. Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества. – М.: Музыка, 1980. Вып. 1. С.17-28.
- Калмыкова И. Р. Занимательные упражнения и игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». // Русский язык. ИД «Первое сентября». 1999. № 45.
- Кальней В. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик»: Методическое пособие для учителя / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. – М., 1999.
- Каменева Е. Какого цвета радуга. // «Детская литература», 1997.
- Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. – М., 2001.
- Квитинский Н. М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в национальной школе. – М., 1969.
- Конацкая О. Л. Синтез искусств на уроках русского языка: курсовая работа: Смоленск, СГПИ.
- Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. – М., 2003.
- Корнеева Л. Календарные обряды и народные наблюдения над природой. Из опыта работы по авторской программе «История русской культуры». // Русский язык: ИД «Первое сентября». 2001. № 48.
- Крылова В. И. Тренировочные и контрольные работы в 6–9-х классах. // Русский язык. ИД «Первое сентября». 2008. № 4.
- Ладыженская Т. А. Обучающее сочинение по картине на уроках русского языка. – М., 1958.
- Музиянова Л. А. Творческие мастерские. // Русский язык в школе. 2003. № 6.
- Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов и работников системы подготовки повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р. С. Немов. – М., 1990.
- Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6-й кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 1999.
- Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5–7 кл. общеобразовательных учреждений/ Научн. ред. В. В. Бабайцева. – М., 1996.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 6-й кл. – М., 2002.
- «Под сенью дружных муз…” Методическое пособие. Составители: М. И. Балагурова, Д. Д. Николаева, Л. Н. Родионова. – Ленск, 2002.
- Пономарева Л. Д. Речетворчество учащихся. // Русский язык в школе. 2002. № 6.
- Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. – М.: Просвещение, 1980.
- Путь к мастерству. Сборник научных статей. – Якутск, 1995.
- Ржевусская Т. А., Лурье Н. А. Живопись на уроках литературы. – Минск, 1970.
- Романенкова О. М. Синтез искусств на уроках русского языка: курсовая работа: Смоленск, СГПИ, 1995.
- Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М., 2007.
- Рыбникова М. А. Сочинения по картине. – М., 1958.
- Рябова С.В. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе. Автореферат. – М. 2001.
- Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. // Русский язык. ИД «Первое сентября». 2005. № 19, 20, 23.
- Столбунова С. В.Технология развития критического мышления через чтение и письмо. // Русский язык. ИД «Первое сентября». 2005. №18.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Интернет–портал ИД «Первое сентября» – festival.1september.ru.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов 2003/2004 учебный год. – М.: «Первое сентября» – «Чистые пруды», 2004.
- Фоминова М. Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореферат. – М. 2001.
- Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. – М., 2000.
- Шариков А. В. Концепция медиаобразования во II ступени средней общеобразовательной школы. – М. АПН СССР, 1991.