Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность системы научных исследований в ВУЗах
1.1. Основные задачи, направления и методы научных исследований в ВУЗах…………………………………………………………………..5
1.2. Классификация научно-исследовательских работ……………...11
1.3. Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской работе…………………………………………….17
Заключение к главе 1………………………………………………….31
Глава 2. Анализ научной работы студентов в ВУЗах
2.1. Этапы научно-исследовательской работы студентов…………..32
2.2. Аудиторная и внеаудиторная работа студентов………………...40
2.3. Технологическая организация самостоятельной работы студентов……………………………………………………………….42
2.4. Основные характеристики самостоятельной работы студентов……………………………………………………………….43
Заключение к главе 2…………………………………………………..48
Глава 3. Практическая направленность научно-исследовательской работы в ВУЗе
3.1. Системный подход к организации научной работы студентов в ВУЗах…………………………………………………………………..49
3.2. Заметки как составляющие научно-исследовательской работы студентов ………………………………………………………………56
Заключение к главе 3…………………………………………………..60 Заключение……………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………65
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность системы научных исследований в ВУЗах
1.1. Основные задачи, направления и методы
научных исследований в ВУЗах…………………………………………………………………
1.2. Классификация научно-исследовательских работ……………...11
1.3. Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской работе…………………………………………….17
Заключение к главе 1………………………………………………….31
Глава 2. Анализ научной работы студентов в ВУЗах
2.1. Этапы научно-исследовательской работы студентов…………..32
2.2. Аудиторная и внеаудиторная работа студентов………………...40
2.3. Технологическая организация самостоятельной
работы студентов………………………………………………………
2.4. Основные характеристики самостоятельной
работы студентов………………………………………………………
Заключение к главе 2…………………………………………………..48
Глава 3. Практическая направленность
научно-исследовательской
3.1. Системный подход к организации научной
работы студентов в ВУЗах…………………………………………………………………
3.2. Заметки как составляющие научно-исследовательской работы студентов ………………………………………………………………56
Заключение к главе
3…………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………65
Введение
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Целью этой работы является
определение главных
В данной работе необходимо
дать определение научно-
Работа включает в себя теоретическую часть, в которой рассматривается понятие, структура научно-исследовательской деятельности и понятие готовности к этой деятельности, и практическую часть в которой описывается применение системного подхода к организации научно-исследовательской работы в учебном заведении.
Глава 1. Сущность системы научных исследований в ВУЗах
1.1. Основные задачи, направления и методы научных исследований в ВУЗах
Задачи, выдвигаемые современной экономикой перед кадрами, настолько сложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.
В современных условиях
научно-исследовательская
Понятие ²научно-исследовательская работа студентов² включает в себя следующие элементы:
– обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
– выполнение научных исследований под руководством преподавателей.
В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время. [2; C. 115-117]
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется в отведённое расписанием занятий учебное время каждым студентом по специальному заданию под руководством научного руководителя (преподавателя кафедры). Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной научной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лабораториях, в научных коллективах. В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать их результаты, применять свои знания при решении конкретных задач.
Для проведения учебно-исследовательской работы студентам отводится рабочее место в лаборатории, выдаются необходимые материалы и приборы. Тема и объём работы определяются индивидуально научным руководителем. Кафедра, включающая в свой учебный план УИРС, заранее разрабатывает тематику исследований, определяет состав соответствующих руководителей, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.
В состав научных руководителей включаются преподаватели, активно занимающиеся научной работой, научные сотрудники и аспиранты.
Завершающим этапом УИРС является оформление
отчёта, в котором студент излагает
результаты своей научной работы.
Отчёт защищается перед специальной
комиссией с проставлением
Перспективным направлением является создание в высших учебных заведениях студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ), в которых ведутся научные исследования и одновременно организуется учебно-исследовательская работа студентов. [4; C. 69-73]
В некоторых вузах учебно-исследовательской работе предшествует специальный курс по основам организации и методике научных исследований, по организации библиографической и патентной работы (в дисциплинах ²Введение в специальность², ²Основы научных исследований² и др.).
Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.
Многими кафедрами вузов организуются научные семинары или студенческие научно-экономические конференции (СНЭК). Семинары проводятся регулярно в течении семестра, чтобы каждый студент мог выступить на нём с докладом или сообщением о результатах проведённой работы. СНЭК проводится, как правило, 1–2 раза в год между семестрами или в конце каждого семестра.
Для младших курсов основными формами СНЭК в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. [7; C. 87-90]
Научно-исследовательская
Научное руководство студентами в период производственной практики осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты предприятия. Результаты работы излагаются в отчёте, который студенты защищают перед комиссией после окончания производственной практики.
Научно-исследовательская
Получает развитие выполнение комплексных дипломных проектов, разрабатываемых группой студентов-дипломников различных специальностей. Каждому студенту поручается выполнение отдельного самостоятельного раздела комплексного дипломного проекта. Общее руководство разработкой такого проекта осуществляется одной из ведущих кафедр, по каждому из разделов назначается свой руководитель от той кафедры, которая обеспечивает его разработку.
При защите комплексного дипломного проекта создаётся комиссия с участием представителей заказчика и вуза. Ею оценивается каждая тема дипломного проекта, выполненная отдельным студентам, а также принимается решение по проекту в целом и о возможности использования его на предприятии заказчика.
Многие кафедры вузов
Научная работа студентов, выполняемая
во внеучебное время, реализуется путём
участия студентов в
Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами и научными учреждениями вуза по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Студенты старших курсов оформляются на должности экономистов либо лаборантов с оплатой и записью в трудовой книжке. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.
Студенты, успешно выполнившие задание по своему разделу, включаются в число авторов отчёта в качестве соисполнителей. По результатам работы может быть подана заявка на изобретение или опубликована статья.
Хорошо зарекомендовали себя коллективные формы творческой работы студентов – студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ), студенческие конструкторские, технологические, экономические бюро (СКБ), научные и вычислительные центры и т.д.
СНИЛ организуется в вузе на правах его структурного подразделения. Тематика работ формируется или на основе хозяйственных договоров с организациями или в виде госбюджетных тем вуза и внутривузовских заказов.
Штат сотрудников СНИЛ составляют
в основном студенты, выполняющие
работу под руководством профессорско-
Параллельно с проведением научно-
Важную роль в активизации научно-
Современный уровень участия студентов в научной работе, многообразие её форм и методов требуют комплексного подхода к её планированию и организации. Комплексная программа НИРС должна обеспечивать ступенчатую последовательность мероприятий и форм научной работы студентов в соответствии с логикой учебного процесса.[1; C. 86-92]
1.2. Классификация научно-исследовательских работ
Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей. Научные исследования классифицируются по различным признакам: методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам
Исследования могут быть теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные. Отнесение исследования к одному из видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.