Система научных исследований в ВУЗах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность системы научных исследований в ВУЗах
1.1. Основные задачи, направления и методы научных исследований в ВУЗах…………………………………………………………………..5
1.2. Классификация научно-исследовательских работ……………...11
1.3. Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской работе…………………………………………….17
Заключение к главе 1………………………………………………….31
Глава 2. Анализ научной работы студентов в ВУЗах
2.1. Этапы научно-исследовательской работы студентов…………..32
2.2. Аудиторная и внеаудиторная работа студентов………………...40
2.3. Технологическая организация самостоятельной работы студентов……………………………………………………………….42
2.4. Основные характеристики самостоятельной работы студентов……………………………………………………………….43
Заключение к главе 2…………………………………………………..48
Глава 3. Практическая направленность научно-исследовательской работы в ВУЗе
3.1. Системный подход к организации научной работы студентов в ВУЗах…………………………………………………………………..49
3.2. Заметки как составляющие научно-исследовательской работы студентов ………………………………………………………………56
Заключение к главе 3…………………………………………………..60 Заключение……………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………65

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

5. Напечатайте одиночные  ключевые слова на соединительных  линиях.

6. Используйте образы, рисунки, символы и коды.

7. Сегментируйте основные  теш, рисуя вокруг них ограничивающие линии.

8. Используйте индивидуализированные  коды. и общеизвестные аббревиатуры.

9. Чтобы сделать информацию  более запоминающейся, используют  мнемоники для ключевых пункта. [13; C. 112-118]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  к главе 3

 

Студенческий актив  свои усилия сосредотачивает на общеуниверситетских  мероприятиях, призванных убедить студентов  в возможностях научной работы, в  их профессиональном обогащении, повышении  уровня их профессионализма конкурентоспособности.

В последнее время стал более заметным и такой фактор научной работы как позитивное ее воздействие на качество учебной работы. К окончанию университета многие студенты имеют опыт исследовательской работы, владеют методикой научной работы. Такие студенты при защите квалификационных работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный подход к организации научной работы студентов в университете способствует качественному выполнению социального заказа, позволяет удовлетворить потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Научно  исследовательская  работа студентов  является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.

Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.

Каждый  преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.

Цели  и задачи, поставленные во введении, на мой  взгляд, изучены и решены. Рассмотрены все известные виды НИРС, а также решена проблема улучшения последней с помощью организации непрерывной работы, когда студент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получает от процесса восхождения большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука».

Научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания. Определена сущность готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, выявлены ее компоненты (мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный), уточнено их содержание. Выявлены возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: ориентация на потенциальные возможности личности; формирование осознания студентами ценности и смысла научно-исследовательской деятельности; превращение студента в субъекта исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций; создание образовательной среды, направленной на развитие познавательного интереса и самостоятельности студентов; организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами. Определено понятие и необходимость системного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы. Выявились цели и задачи, которые решаются системным подходом. Рассмотрели проблему осуществления системного подхода. Определили структуру реализации системного подхода. Раскрыли структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются.

 Осуществление комплексного планирования НИРС в высших учебных заведениях по каждой специальности и создание на этой основе единой комплексной системы научно-исследовательской работы студентов позволяют полнее использовать научный потенциал вузов в подготовке современных высококвалифицированных специалистов.

Экономичность является важным критерием перспективности темы, однако при оценке крупных тем этого критерия оказывается недостаточно и требуется более общая оценка, учитывающая и другие показатели. В этом случае часто используется экспертная оценка, которая выполняется высококвалифицированными экспертами (обычно от 7 до 15 человек). С их помощью в зависимости от специфики тематики, ее направления или комплексности устанавливаются оценочные показатели тем. Тема, получившая максимальную поддержку экспертов, считается наиболее перспективной.

 Глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

Содержание ОргСРС может  быть описано в рабочей программе  каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Студенческий актив свои усилия сосредотачивает на общеуниверситетских мероприятиях, призванных убедить студентов в возможностях научной работы, в их профессиональном обогащении, повышении уровня их профессионализма конкурентоспособности.

В последнее время  стал более заметным и такой фактор научной работы как позитивное ее воздействие на качество учебной работы. К окончанию университета многие студенты имеют опыт исследовательской работы, владеют методикой научной работы. Такие студенты при защите квалификационных работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный подход к организации научной работы студентов в университете способствует качественному выполнению социального заказа, позволяет удовлетворить потребность общества в высококвалифицированных педагогических кадрах.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Коточигова Е.В. Создание педагогических ситуаций, способствующих личностному и интеллектуальному развитию ребенка // Психология педагогической ситуации / Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль, Яросл. гос. ун - т, 1996. С 86-92.
  2. . Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.
  3. Коточигова Е.В. Оценка мышления педагога образовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва - Ярославль, Издательство "Российское психологическое общество", 2000. С.85 - 88.
  4. Коточигова Е.В. Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно - практической конференции, посвященной 60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.
  5. Коточигова Е.В. Развитие фантазии и креативности детей младшего школьного возраста путем создания загадок // Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы. Карачаевск, 2001. С.41 - 42.
  6. Коточигова Е.В. Творческие аспекты профессионального педагогического мышления // Одаренные дети: теория и практика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 - 30 марта 2001 г.) Дополнительный выпуск./ Под ред. В.И. Панова. М.: - Ярославль: Психологический Институт РАО - Ярославский Институт развития образования. 2001 г.С.182 - 194.
  7. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993, - С. 43-45
  9. Пастарнак М.П. Педагогическое творчество, - С. 67-90
  10. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002, - С. 89-91
  11. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, 2007, - С. 44-56
  12. цели и содержание, творчество. - М.: Академия, 2002, - С 112-118.
  13. Яковенко И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3 – Тула : Изд-во ТулГУ, 2006. – С.310-314.
  14. Яковенко И.М. Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентов КГПУ // Материалы научн-практич. конференции – г. Петропавловск-Камчатский, Изд–во КГПУ, 2001. С.123-132.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Система научных исследований в ВУЗах