Система научных исследований в ВУЗах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность системы научных исследований в ВУЗах
1.1. Основные задачи, направления и методы научных исследований в ВУЗах…………………………………………………………………..5
1.2. Классификация научно-исследовательских работ……………...11
1.3. Формирование готовности студентов ВУЗа к научно-исследовательской работе…………………………………………….17
Заключение к главе 1………………………………………………….31
Глава 2. Анализ научной работы студентов в ВУЗах
2.1. Этапы научно-исследовательской работы студентов…………..32
2.2. Аудиторная и внеаудиторная работа студентов………………...40
2.3. Технологическая организация самостоятельной работы студентов……………………………………………………………….42
2.4. Основные характеристики самостоятельной работы студентов……………………………………………………………….43
Заключение к главе 2…………………………………………………..48
Глава 3. Практическая направленность научно-исследовательской работы в ВУЗе
3.1. Системный подход к организации научной работы студентов в ВУЗах…………………………………………………………………..49
3.2. Заметки как составляющие научно-исследовательской работы студентов ………………………………………………………………56
Заключение к главе 3…………………………………………………..60 Заключение……………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………65

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

Успешное выполнение перечисленных этапов работы даёт возможность  представить образец к государственным испытаниям, в результате которых образец запускается в серийное производство. Разработчики при этом осуществляют контроль и дают консультации.

Внедрение завершается  оформлением акта экономической  эффективности результатов исследования.[11; C. 44-56]

 

2.2. Аудиторная и внеаудиторная работа студента

 

При анализе процессов  реформирования высшей школы, образовательной  ситуации в государственном университете, а также при изучении национальных и мировых направлений развития университетского образования совершенно отчетливо проявляется следующие тенденции:

а) современные социокультурные  условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется  постоянное совершенствование собственных  знаний;

б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов:

в) центр тяжести в  обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Виды и структура  самостоятельной работы студентов

В зависимости от места  и времени проведения СРС, характера  руководства ею со стороны преподавателя  и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя  в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную  работу при выполнении студентом  домашних заданий учебного и творческого  характера

Конечно же, самостоятельность  перечисленных выше видов работ  достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная  работа студентов под управлением  преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию  и представляет собой дидактическое  средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Таким образом, структурно СРС можно разделить на две  части: организуемая преподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую  студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление СРС – это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. ОргСРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на ОргСР утверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Предполагается, что ОргСРС должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Содержание ОргСРС может  быть описано в рабочей программе  каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат. [5; C. 41-42]

 

2.3. Технологическая организация самостоятельной работы студентов

 

Если говорить о технологической  стороне, то организация СРС может  включает в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора  целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2. Технология отбора  содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3. Технология конструирования  заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4. Технология организации  контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля. [10; C. 89-91]

 

2.4. Основные характеристики самостоятельной работы студентов

 

Аналитики Российского  научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики СРС:

1. Психологические  условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

– взаимоотношения между  преподавателями и студентами в  образовательном процессе;

– уровень сложности  заданий для самостоятельной  работы;

– включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения  специфических задач. Отличие учебных  задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

Рассматривая учебную  деятельность как процесс решения  задач, следует выделить следующие  ее звенья.

Во-первых, постановка учебной задачи. В психологии (педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной учителем. Поэтому обучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.

Во-вторых, применение оптимальных  способов решения задачи. Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами существует принципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются:

Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности, способы логического анализа  информационных моделей, в которых  фиксируется содержание научных  понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.

Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной  деятельности является овладение продуктивными  способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.

В-третьих, осуществление  контроля и оценки за ходом и результатом  решения задачи. Формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.

2. Профессиональная  ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.

3. Ограниченный  бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.

Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

4. Индивидуализация  СРС, которая включает:

– увеличение удельного  веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;

– деление занятия  на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными  вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т.д.)

– регулярность консультаций с обучаемыми;

– исчерпывающее и  своевременное информирование о  тематическом содержании самостоятельной  работе, сроках выполнения, потребности  во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.

Важно подчеркнуть, что  учение студента – это не самообразование  индивида по собственному произволу, а  систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования в БГУ и в системе высшего образования в целом.

В этой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызвала пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов (СРС) в целом, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику высшей школы. [8; C. 43-45]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  к главе 2

 

Можно сделать вывод, что глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

Содержание ОргСРС может  быть описано в рабочей программе  каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическая направленность научно-исследовательской  работы в ВУЗе

3.1. Системный  подход к организации научной работы студентов в ВУЗах

 

Повышение роли человеческого  фактора в различных сферах жизни  и деятельности общества обусловливает  усложнение требований, предъявляемых  к уровню профессионализма выпускников  высшей школы. Повсеместно наблюдается  спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы. Многие из разработчиков интересующей нас проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими педагогами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке педагогических кадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательской деятельности.

Рефлексивный подход к изучению состояния проблемы в  теории и практике, ее актуальность предопределяют необходимость комплексного подхода к использованию потенциала научной работы студентов в их профессиональной подготовке.

Все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации.

Информация о работе Система научных исследований в ВУЗах