Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:48, дипломная работа
Целью данной работы является раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении, выделить основные средства его реализации. Подробное изучение и применение на практике балльно - рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть все методы контроля в обучении;
2. Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
3. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
4. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
5. Показать эффективность рейтинговой системы оценивания.
Введение
Глава 1 Методы оценки знаний, умений и навыков
1.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2.1 Программный контроль
1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
1.2.3 Тестирование
Вывод по 1 главе
Глава 2 Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса
2.1 Что такое «рейтинг» и как построить рейтинговую систему оценок?
2.2 Альтернативные рейтинговые систем, комбинированные оценочные системы
2.2.1 Игра «Лицевой счет»
2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников
Вывод по 2 главе
Заключение
Литература
Приложение
1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.
Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.
Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
1.2.3 Тестирование
По
большому счету оценить знания человека
количественно можно с таким
же успехом, как и измерить его
характер линейкой. Но современная
школа не может обойтись без оценок.
Поскольку беспристрастное
1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.
2.
Краткость. Вопрос должен
3.
Варианты ответов. Оптимальное
их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый
вариант - не более одной строки.
Выводы к главе 1
В первом параграфе главы нами была рассмотрены традиционные методы оценки, знаний, умений и навыков в общем виде. Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.
В
системе учебной работы должны находить
свое применение все рассмотренные
выше методы проверки и оценки знаний
с тем, чтобы обеспечить необходимую
систематичность и глубину контроля за
качеством успеваемости обучающихся.
Глава 2 Рейтинговая система, как наиболее эффективная оценка знаний учащихся физико – математического класса
Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Стоит отметить, что данная проблема актуальна не только для школы, но и для современных ВУЗов. Требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать эффективные нестандартные решения в непредвиденных обстоятельствах.
На современном этапе развития образования меняются основные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что проявляется в следующем:
Как
уже было сказано, это может быть
достигнуто благодаря использованию
такой системы оценивания знаний
и школьников, и студентов, как
балльно-рейтинговая в
Таким образом, мы видим, что данная тема не только интересна с точки зрения ее исследования, но и актуальна на сегодняшний день.
Так что же такое "рейтинг", и каковы общие принципы построения рейтинговых систем оценивания?
Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Рейтинговая система понимается:
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся (студентов, школьников) по некоторой дисциплине в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д. Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:
Рассмотрим
педагогические возможности рейтинговой
системы. Что дает она ученику, какие
новые возможности
Таблица 2.1
Преимущества рейтинговой системы оценивания
"+" для учащегося | "+" для учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также
рейтинговая система позволяет
администрации школы
Основные
принципы рейтинговой системы
В зависимости от педагогической цели различают виды рейтинга:
Рассмотрим
свойства рейтинговой системы
Важной проблемой, требующей внимания педагога, является проблема методически грамотного составления рейтинга. Приведем основные этапы составления рейтинга, представленные в учебно-методическом пособии для учителей Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.: