Система оценки знаний учащихся и оценка эффективности (на примере студентов физического направления)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении, выделить основные средства его реализации. Подробное изучение и применение на практике балльно - рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть все методы контроля в обучении;
2. Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
3. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
4. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
5. Показать эффективность рейтинговой системы оценивания.

Содержание

Введение
Глава 1 Методы оценки знаний, умений и навыков
1.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2.1 Программный контроль
1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
1.2.3 Тестирование
Вывод по 1 главе
Глава 2 Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса
2.1 Что такое «рейтинг» и как построить рейтинговую систему оценок?
2.2 Альтернативные рейтинговые систем, комбинированные оценочные системы
2.2.1 Игра «Лицевой счет»
2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников
Вывод по 2 главе
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Дипломна работа готовая и распечатанная=).doc

— 478.00 Кб (Скачать документ)

     1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала

     К прогрессивным методам оценки относится  рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

     Рейтинговая система оценки учитывает всю  активную деятельность обучающихся, связанную  с приобретением знаний, умений и  других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах оценки используется четырехбалльная шкалой («отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

     Результаты  тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается высокая точность измерений учебных достижений.

     Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.

     Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод  системного подхода к изучению дисциплины.

     1.2.3 Тестирование

     По  большому счету оценить знания человека количественно можно с таким  же успехом, как и измерить его  характер линейкой. Но современная  школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение  к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.

     1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.

     2. Краткость. Вопрос должен занимать  одну строку. Вопрос должен быть   абсолютно ясным.

     3. Варианты ответов. Оптимальное  их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый  вариант - не более одной строки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  к главе 1

     В первом параграфе главы нами была рассмотрены традиционные методы оценки, знаний, умений и навыков в общем  виде. Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.

     В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные  выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую  систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Рейтинговая система, как наиболее эффективная оценка знаний учащихся физико – математического класса

     Проблема  оценивания знаний учащихся встает перед  каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

     Стоит отметить, что данная проблема актуальна  не только для школы, но и для современных  ВУЗов. Требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы  образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать эффективные нестандартные решения в непредвиденных обстоятельствах.

     На  современном этапе развития образования  меняются основные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что  проявляется в следующем:

  • приоритете письменной формы оценки знаний над устной;
  • суммировании результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке;
  • использовании многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы;
  • использовании индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении [10, с. 21].

     Как уже было сказано, это может быть достигнуто благодаря использованию  такой системы оценивания знаний и школьников, и студентов, как  балльно-рейтинговая в различных  ее вариантах и альтернативах, о  которых будет рассказано в данной работе.

Таким образом, мы видим, что данная тема не только интересна с точки зрения ее исследования, но и актуальна на сегодняшний день.

    1. Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую систему оценок?

   Так что же такое "рейтинг", и каковы общие принципы построения рейтинговых систем оценивания?

   Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Рейтинговая система понимается:

  1. как форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности, направленного на стимулирование активной и заинтересованной работы учащихся;
  2. как метод количественной характеристики качества знаний;
  3. как диагностико-деятельный контроль качества обучения [11, с. 63].

     Рейтинговая технология оценивания результатов  обучения учащихся (студентов, школьников) по некоторой дисциплине в самом  общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д. Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

    • комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;
    • стимулирование познавательной деятельности старшеклассников и повышение качества образовательных результатов в целом;
    • повышение уровня организации образовательного процесса.

     Рассмотрим  педагогические возможности рейтинговой  системы. Что дает она ученику, какие  новые возможности предоставляет  учителю? Основные преимущества данной системы оценивания и для учащихся, и для учителей представим для наглядности в виде таблицы:

     Таблица 2.1

     Преимущества рейтинговой системы оценивания

"+" для учащегося "+" для  учителя
  • возможность распоряжаться своим временем самому
  • рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся
  • проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений
  • стимулирования эффективного обучения старшеклассников
  • возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения
  • возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса
  • сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся
  • объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания
  • наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)
  • возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

 

     Также рейтинговая система позволяет  администрации школы осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.

     Основные  принципы рейтинговой системы сформулируем так:

  1. оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  2. критерии оценивания обговариваются заранее;
  3. ученик сам волен выбирать стратегию деятельности;
  4. незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания [10, с.36].

     В зависимости от педагогической цели различают виды рейтинга:

  • рейтинг по предмету или по ряду предметов;
  • рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;
  • рейтинг временной – за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год) или тематический – по отдельным разделам (темам).

     Рассмотрим  свойства рейтинговой системы оценивания: открытость, стимулирование, гибкость. Одним из обязательных свойств системы является открытость – ученики должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства "таблица стоимости", или рейтинговый регламент должны быть доступны ученикам. Можно представить их в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика. "Таблицу стоимости" можно варьировать. Так, например, если учитель считает, что ученикам стоит больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности учеников. При поуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и ученик могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.

     Важной  проблемой, требующей внимания педагога, является проблема методически грамотного составления рейтинга. Приведем основные этапы составления рейтинга, представленные в учебно-методическом пособии для  учителей Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.:

Информация о работе Система оценки знаний учащихся и оценка эффективности (на примере студентов физического направления)