Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:48, дипломная работа
Целью данной работы является раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении, выделить основные средства его реализации. Подробное изучение и применение на практике балльно - рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть все методы контроля в обучении;
2. Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
3. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
4. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
5. Показать эффективность рейтинговой системы оценивания.
Введение
Глава 1 Методы оценки знаний, умений и навыков
1.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2.1 Программный контроль
1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
1.2.3 Тестирование
Вывод по 1 главе
Глава 2 Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса
2.1 Что такое «рейтинг» и как построить рейтинговую систему оценок?
2.2 Альтернативные рейтинговые систем, комбинированные оценочные системы
2.2.1 Игра «Лицевой счет»
2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников
Вывод по 2 главе
Заключение
Литература
Приложение
Рейтинговая технология в настоящее время широко применяется в нашей стране и странах Запада. Но в основном данная технология практикуется в вузах.
2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников
Для проверки эффективности рейтинговой системы, нами были проведены занятия с применением балльно-рейтинговой технологии оценивания среди первокурсников ИФФВТ. Цель данного эксперимента – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений старшеклассников, т.е. необходимо либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:
Эксперимент проводился в Ульяновском государственном университете на инженерно- физическом факультете высоких технологии в трех группах (радиофизика, физика металлов и физика) по предмету НОШК во время педагогической практики на 4 курсе. В качестве контрольной группы нами были выбраны радиофизики. Учащиеся этих групп находятся на разном образовательном уровне по физике, так как студенты в данной группе пришли из разных школ. Мы провели анонимный опрос по физическим величинам и закономерностям (см. приложение 4) в начале и в конце семестра в трех группах для того чтобы определить уровень подготовки первокурсников, который показал что количество правильно ответивших в конце семестра увеличилось на 20%.
Разработка эксперимента осуществлялась нами совместно с Гуриной Розой Викторовной. На его проведение было решено отвести 1 семестр по дисциплине НОШК:
На заключительном уроке нами была запланирована итоговая проверочная работа по темам, прошедшим в рамках эксперимента. Список оцениваемых действий был разработан нами и Розой Викторовной по отдельности, затем совместно проработан и скорректирован в соответствии с уровнем подготовки класса, их интересами и работой на уроках физики. В результате мы получили следующий список основных оцениваемых действий учащихся:
Как дополнительные могут учитываться баллы по пунктам 4, 5, 6, 7.
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
Нами было решено начислять баллы от 1 до 10 в зависимости от правильности, полноты ответа, решения задачи или примера, насколько творчески и глубоко проработан основной и дополнительный материал и т.д.
Соответственно были установлены следующие правила оценивания:
Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по формулам:
"3" = 0,5·Рmax,
"4" = 0,6·Рmax,
"5" = 0,75·Рmax,
где Рmax=100 – максимальное количество баллов. Таким образом: "3" – от 50 до 59 баллов, "4" – от 60 до 74 баллов, "5" – от 75 до 40 баллов. Подводить итоги рейтинга по группе с объявлением баллов, нами было решено после итоговой проверочной работы.
Для того чтобы показать прогресс в работе группы с течением времени, приведем для сравнения 2 графика рангового распределения учащихся.
Из данных графиков видно, что в ходе работы некоторые студенты проявили большую активность и поднялись выше на ступень, тем самым сократили дистанцию между собой, а те студенты которые проявили меньшую активность перешли на более низкие позиции.
Мы выяснили, что в прошлом году среди первокурсников было отчислено около 40% студентов, а в этом году, хотя и набор оказался слабым, было отчислено всего 16% . Скорее всего это связанно с тем что в прошлые года не читался курс НОШК и не была введена рейтинговая система.
Первые
занятия были адаптационные, в ходе
которых студенты знакомились с
рейтинговой системе и
Таким образом, учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты. Но, что немаловажно, полученные ими знания и умения оценены не только более высоким баллом, а являются прочными и качественными по своей природе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждается, даже в рамках небольшого числа уроков по определенным темам.
В первом параграфе главы нами была рассмотрена существующая пятибалльная система оценивания, отмечены ее основные недостатки, сформулированные в виде свойств (законов). Вследствие этого были намечены основные подходы к расширению границ и гуманизации балльной отметки, одним из которых и является рейтинговая технология оценивания, подробному рассмотрению которой посвящен второй параграф главы.
Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:
На основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.
Рейтинговая
технология в настоящее время
широко применяется в нашей стране
и странах Запада. Но в основном
данная технология практикуется в вузах.
Выводы
к главе 2
Данная глава посвящена практическому исследованию дипломной работы и более подробному описанию рейтинговой системы оценивания, как наиболее эффективной. Гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем физики на первом курсе, покажет более глубокий качественный срез знаний первокурсников. Соответственно, цель данного исследования – проверить на практике гипотезу, т.е. эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений первокурсников. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.
Результаты применения данной технологии показали, что учащиеся экспериментальной группы не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.
Прогресс в работе студентов можно, в частности, проследить на примере коллоквиумов, проведенных в начале и конце эксперимента, которые представлены в виде графиков по основным этапам занятия.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
гипотеза исследования подтверждается
– применение балльно-рейтинговой
технологии оценивания первокурсников
действительно оказалось эффективным
и показало хорошие результаты.
Заключение
Данная работа посвящена системе оценки знаний учащихся физико-математического класса и оценке эффективности. Перед ее выполнением была поставлена цель: раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении, выделить основные средства его реализации. Подробно изучить и применить на практике балльно-рейтинговую систему оценивания достижений учащихся, выявить плюсы и минусы ее использования для учителей и учащихся. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания среди первокурсников показало более глубокий качественный срез знаний.
Первая глава работы посвящена методам оценки знаний, умений и навыков. В ней описывается традиционные и современные методы оценки, знаний, умений и навыков. В результате анализа различной литературы по теме удалось показать, что пятибалльная система является не эффективной системой обучения среди всех методов контроля в современной системе образования, та как: общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.
Во второй главе как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.
Нами было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования:
Мы выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Во второй главе работы так же описывается проведенный эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания среди первокурсников. Перед его проведением была поставлена гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с преподавателем физики среди первокурсников, покажет более глубокий качественный срез знаний. В результате проведенного эксперимента в рамках восьми уроков данная гипотеза нашла свое подтверждение: примерно на 20% студенты экспериментальной группы показали лучше результаты и более качественное усвоение материала. Таким образом, была достигнута еще одна задача исследования: на примере проведенного эксперимента показать эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания достижений первокурсников.