Система оценки знаний учащихся и оценка эффективности (на примере студентов физического направления)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:48, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении, выделить основные средства его реализации. Подробное изучение и применение на практике балльно - рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть все методы контроля в обучении;
2. Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
3. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
4. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
5. Показать эффективность рейтинговой системы оценивания.

Содержание

Введение
Глава 1 Методы оценки знаний, умений и навыков
1.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2 Современные методы оценки знаний, умений и навыков
1.2.1 Программный контроль
1.2.2 Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
1.2.3 Тестирование
Вывод по 1 главе
Глава 2 Рейтинговая система, как самая эффективная оценка знаний учащихся физико - математического класса
2.1 Что такое «рейтинг» и как построить рейтинговую систему оценок?
2.2 Альтернативные рейтинговые систем, комбинированные оценочные системы
2.2.1 Игра «Лицевой счет»
2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников
Вывод по 2 главе
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Дипломна работа готовая и распечатанная=).doc

— 478.00 Кб (Скачать документ)

   Рейтинговая технология в настоящее время  широко применяется в нашей стране и странах Запада. Но в основном данная технология практикуется в вузах. 

   2.3 Анализ результатов обучения по рейтинговой системе первокурсников

   Для проверки эффективности рейтинговой  системы, нами были проведены занятия с применением балльно-рейтинговой технологии оценивания среди первокурсников ИФФВТ. Цель данного эксперимента – проверить на практике эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений старшеклассников, т.е. необходимо либо принять гипотезу, поставленную в работе, либо ее опровергнуть. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи эксперимента:

  1. применить рейтинговую систему на практике в экспериментальных группах;
  2. проанализировать полученные результаты, сравнить их с результатами в контрольной группе и на основе этого сделать вывод.

     Эксперимент проводился в Ульяновском государственном университете на инженерно- физическом факультете высоких технологии в трех группах (радиофизика, физика металлов и физика) по предмету НОШК во время педагогической практики на 4 курсе. В качестве контрольной группы нами были выбраны радиофизики. Учащиеся этих групп находятся на разном образовательном уровне по физике, так как студенты в данной группе пришли из разных школ. Мы провели анонимный опрос по физическим величинам и закономерностям (см. приложение 4) в начале и в конце семестра в трех группах для того чтобы определить уровень подготовки первокурсников, который  показал что количество правильно ответивших в конце семестра увеличилось на 20%.

     Разработка  эксперимента осуществлялась нами совместно  с Гуриной Розой Викторовной. На его проведение было решено отвести 1 семестр по дисциплине НОШК:

  1. механика (4,5 часа);
  2. молекулярная физика и термодинамика (9 часа);
  3. электромагнетизм (4,5 час);
  4. заключительный урок в рамках эксперимента (2 час).

       На заключительном уроке нами была запланирована итоговая проверочная работа по темам, прошедшим в рамках эксперимента. Список оцениваемых действий был разработан нами и Розой Викторовной по отдельности, затем совместно проработан и скорректирован в соответствии с уровнем подготовки класса, их интересами и работой на уроках физики. В результате мы получили следующий список основных оцениваемых действий учащихся:

  1. коллоквиумы;
  2. присутствие на занятиях;
  3. активная работа на занятиях;
  4. помощь отстающим ученикам на уроке;
  5. самостоятельные работы;
  6. дополнительные сведения по теме (историческая справка, новые разработки или открытия);
  7. наличие аккуратно оформленных лекции;
  8.     итоговая проверочная работа.

     Как дополнительные могут учитываться баллы по пунктам 4, 5, 6, 7.

     Штрафные  баллы начисляются в следующих  случаях:

  1. прогул (минус 1 балл);
  2. отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
  3. плохое поведение (минус 1 балл);

     Нами  было решено начислять баллы от 1 до 10 в зависимости от правильности, полноты ответа, решения задачи или  примера, насколько творчески и  глубоко проработан основной и дополнительный материал и т.д.

     Соответственно  были установлены следующие правила  оценивания:

  1. минимальное количество баллов, которые необходимо набрать -50;
  2. максимальное количество баллов – 100.
  3. за особенно высокое качество работы, более быстрое выполнение заданий оценка может быть повышена до 15% от максимальной;
  4. дополнительные баллы учитываются, как и основные.

     Перевод рейтинга в баллы осуществлялся  по формулам:

     "3" = 0,5·Рmax,

     "4" = 0,6·Рmax,

     "5" = 0,75·Рmax,

где Рmax=100 – максимальное количество баллов. Таким образом: "3" – от 50 до 59 баллов, "4" – от 60 до 74 баллов, "5" – от 75 до 40 баллов. Подводить итоги рейтинга по группе с объявлением баллов, нами было решено после итоговой проверочной работы.

     Для того чтобы показать прогресс в работе группы с течением времени, приведем для сравнения 2 графика рангового распределения учащихся.

     

     

     

     Из  данных графиков видно, что в ходе работы некоторые студенты проявили большую активность и поднялись выше на ступень, тем самым сократили дистанцию между собой, а те студенты которые проявили меньшую активность перешли на более низкие позиции.

     Мы  выяснили, что в прошлом году среди  первокурсников было отчислено около 40%  студентов, а в этом году, хотя и набор оказался слабым, было отчислено  всего 16% . Скорее всего это связанно с тем что в прошлые года не читался курс НОШК и не была введена рейтинговая система.

     Первые  занятия были адаптационные, в ходе которых студенты знакомились с  рейтинговой системе и привыкали  к данной форме оценки их знаний, но дальнейшие уроки в рамках эксперимента проходили в высоком темпе, учащиеся стремились набрать как можно больше баллов и поэтому старались быстро и правильно выполнять задания. Практически все запланированные задания были ими выполнены. Задания выполнялись на высоком уровне, учащиеся ответственно подходили к их выполнению, часто обращались за помощью. После каждого коллоквиума им объявлялись набранные баллы. Окончательное подведение итогов проводилось после написания проверочной работы в рамках эксперимента. Результаты учащихся учитывались при выставлении зачета.

     Таким образом, учащиеся экспериментальной  группы показали более высокие результаты. Но, что немаловажно, полученные ими  знания и умения оценены не только более высоким баллом, а являются прочными и качественными по своей  природе.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждается, даже в рамках небольшого числа уроков по определенным темам.

     В первом параграфе главы нами была рассмотрена существующая пятибалльная система оценивания, отмечены ее основные недостатки, сформулированные в виде свойств (законов). Вследствие этого были намечены основные подходы к расширению границ и гуманизации балльной отметки, одним из которых и является рейтинговая технология оценивания, подробному рассмотрению которой посвящен второй параграф главы.

     Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

    • комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;
    • стимулирование познавательной деятельности старшеклассников и повышение качества образовательных результатов в целом;
    • повышение уровня организации образовательного процесса.

     На  основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в  отличие от традиционной, рейтинговая  оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.

     Рейтинговая технология в настоящее время  широко применяется в нашей стране и странах Запада. Но в основном данная технология практикуется в вузах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  к главе 2 

     Данная  глава посвящена практическому исследованию дипломной работы и более подробному описанию рейтинговой системы оценивания, как наиболее эффективной. Гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем физики на первом курсе, покажет более глубокий качественный срез знаний первокурсников. Соответственно, цель данного исследования – проверить на практике гипотезу, т.е. эффективность применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений первокурсников. Для этого была разработана и апробирована на практике балльно-рейтинговая система оценивания.

     Результаты  применения данной технологии показали, что учащиеся экспериментальной группы не только показали более высокие количественные результаты работы, но и на должном уровне усвоили необходимые знания, приобрели умения и навыки самостоятельной работы, работы с источниками литературы и Интернет, научились грамотно помогать своим товарищам, делать необходимые дополнения и исправления.

     Прогресс  в работе студентов можно, в частности, проследить на примере коллоквиумов, проведенных в начале и конце эксперимента, которые представлены в виде графиков по основным этапам занятия.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  гипотеза исследования подтверждается – применение балльно-рейтинговой технологии оценивания первокурсников действительно оказалось эффективным и показало хорошие результаты. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Данная  работа посвящена системе оценки знаний учащихся физико-математического класса и оценке эффективности. Перед ее выполнением была поставлена цель:  раскрыть  комплексный  подход  к  системе  контроля  в  обучении,  выделить  основные  средства  его  реализации. Подробно изучить и применить  на практике балльно-рейтинговую систему оценивания достижений учащихся, выявить плюсы и минусы ее использования для учителей и учащихся. В ходе выполнения работы поставленная цель, а также вытекающие из нее задачи были достигнуты. Также свое подтверждение нашла и гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания среди первокурсников показало более глубокий качественный срез знаний.

     Первая  глава работы посвящена методам оценки знаний, умений и навыков. В ней описывается традиционные и современные методы оценки, знаний, умений и навыков. В результате анализа различной литературы по теме удалось показать, что пятибалльная система является не эффективной системой обучения среди всех методов контроля  в современной системе образования, та как: общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагая оценки учеником собственных действий; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.

     Во  второй главе  как одно из альтернативных направлений совершенствования оценки знаний была рассмотрена рейтинговая система оценивания, которая в самом общем виде основана на учете накапливаемых оценок учащимися в баллах за выполнение текущих работ или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

     Нами  было изучено и проанализировано достаточное количество литературы по теме, в результате чего и были достигнуты следующие задачи исследования:

      1. Рассмотреть все методы контроля в обучении;
      2. Выявить недостатки пятибалльной системы оценивания;
      3. Раскрыть понятие рейтинговой системы оценки знаний;
      4. Описать построение рейтинговой системы оценивания;
      5. Показать эффективность рейтинговой системы оценивания.

     Мы  выяснили, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет  заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

     Во  второй главе работы так же описывается проведенный эксперимент по применению балльно-рейтинговой технологии оценивания среди первокурсников. Перед его проведением была поставлена гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с преподавателем физики среди первокурсников, покажет более глубокий качественный срез знаний. В результате проведенного эксперимента в рамках восьми уроков данная гипотеза нашла свое подтверждение: примерно на  20% студенты экспериментальной группы показали лучше результаты и более качественное усвоение материала. Таким образом, была достигнута еще одна задача исследования: на примере проведенного эксперимента показать эффективность балльно-рейтинговой системы оценивания достижений первокурсников.

Информация о работе Система оценки знаний учащихся и оценка эффективности (на примере студентов физического направления)