Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:40, курсовая работа
Цель работы – выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатики. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ДатьРассмотерть определение психологическому климату и выявить сущность психологического климата;
2. Изучить факторы , влияющие на формированияея психологического климата;
3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата на уроке
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 4
1.1 Психологический климат: понятие и факторы 4
1.2 Психологический климат на уроке 6
1.3 Особенности психологического климата на уроке информатики 13
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ 17
2.1 Способы формирования благоприятного психологического климата 17
2.2 Методы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатике во время прохождения педагогической практики в СОШ №21 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИЧЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» В Г. КАНСКЕ
Отделение информатики
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работу выполнил:
студентка 4 курса
Корнеева Жанна Андреевна
________________________
Научный руководитель:
Баранов Юрий Сергеевич,
Допущен к защите Защищен « » 2013г. « » 2013г. с оценкой ____________________
Канск, 2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВаОсобо
ваажнуюая
роль в жизни каждого человека играютпринадлежит
школьныем годыам,
школьный классу, эмоционально-психологическийом
климату класса. Учителям хорошо
известно, что есть классы, куда идёшь
с ощущением радости, работа в них вызывает
прилив энергии, вдохновляет на поиск
новых методических решений. Но есть и
такие ученические группы, контакты с
которыми хотелось бы сократить до минимума
или вовсе избежать. И наоборот есть учителя, к
которым дети с удовольствием идут на
урок, а есть те, к которым чтобы не идти
находят множество причин.
Оптимальное управление психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Объектом исследования в курсовой работе является психологический климат, как научная категория.
Предметом выступает процесс формирования
благоприятного
изучение психологического климата
на уроках информатики.
Цель работы – выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатики. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ДатьРассмотерть определение
психологическому климату и выявить сущность
психологического климата;
2. Изучить факторы
, влияющие на
формированияея психологического
климата;
3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата на уроке;
4. Проанализировать особенности
психологического климата на уроках информатики;.
5. Проанализировать способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе;
6. Изучить вопросы, связанные
с созданием и поддержанием благоприятного
психологического климата на уроке.
В энциклопедическом словаре [?] дано следующее определение п.к. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ (от греч. Klima - наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. ( Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.)
Наиболее важные признаки благоприятного
психологического климата: доверие
и высокая требовательность членов группы
друг к другу, доброжелательная и деловая
критика, свободное выражение собственного
мнения при обсуждении спорных вопросов,
касающихся всей группы, отсутствие давления
руководителей на подчиненных и признание
за ними права принимать значимые для
группы решения; достаточная информированность
членов группы о ее задачах и состоянии
дел при их выполнении; удовлетворенность
принадлежностью к группе; высокая степень
эмоциональной включенности и взаимопомощи
в ситуациях, которые вызывают состояние
фрустрации одного из членов группы; принятие
на себя ответственности за состояние
дел в группе каждым из ее членов и др.
Характер психологического климата,
если брать в целом, зависит от уровня
группового развития. Установлено, что
между состоянием психологического
климата и эффективностью совместной
деятельности существует положительная
связь.
Оптимальное управление деятельностью и психологическим климатом в любом (в том числе педагогическом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных групп с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, которые будут способствовать выработке у членов группы навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (социально-психологический тренинг). Психологический климат во многом зависит от стиля руководства. В своей деятельности по оптимизации психологического климата следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов группы.
Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми.
Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Таким образом, можно дать еще одно определение: психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Психологический климат реализуется на двух уровнях.
Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов организации. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в подразделениях довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, который ранее был уже сформирован.
Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата должны осуществляться эпизодически. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность сотрудников, на качество их профессиональной деятельности.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой участников в процессе взаимодействия, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием “психологическая атмосфера”. В отличие от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы оказывает влияние на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат.
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в самых разных формах, но особо важное место среди них занимает урок.
Урок, как основная форма организации обучения школьников, прошел длительный путь своего становления и совершенствования.
В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоконравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению запланированной цели.
Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается к учащимся с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель должен с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
Проанализировав различную методическую литературу, можно сказать, что особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, не только индивидуальному, но и совместному решению проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Т.С. Щуркова подчеркивает, что современный урок-это поиск, открытие и осмысление истины современной деятельности учителя и учащихся. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху.
Самым важным на всех этапах современного урока являются ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Важен психологический
климат урока, который проявляется
в эмоционально-
В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. А.С. Макаренко понимал психологический климат как «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
• Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
• Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
• Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
• Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
• Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Различные исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.
Этот аспект
обучения самый сложный и требует
от учителя трезвой самооценки. «Когда
постоянно находишься в позиции
обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего,
когда сама позиция учителя,- пишет А.В.
Мудрик,- предопределяет возможность постоянно
что-то изрекать, получать, надо обладать
немалым мужеством, чтобы сказать самому
себе: «Этому мне надо научиться, а вот
от этого надо себя отучить».
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата является важной задачей педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Необходимо помнить, что благоприятный климат на уроке зависит от очень разных значительных факторов. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.
Информация о работе Система показателей оценки уровня методической готовности учителя информатики