Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:40, курсовая работа
Цель работы – выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатики. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ДатьРассмотерть определение психологическому климату и выявить сущность психологического климата;
2. Изучить факторы , влияющие на формированияея психологического климата;
3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата на уроке
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 4
1.1 Психологический климат: понятие и факторы 4
1.2 Психологический климат на уроке 6
1.3 Особенности психологического климата на уроке информатики 13
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ 17
2.1 Способы формирования благоприятного психологического климата 17
2.2 Методы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатике во время прохождения педагогической практики в СОШ №21 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, который стремится к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:
1. Личностный:
• побуждение учащихся к самоанализу;
• применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
• применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
• использование ошибок как обучающих моментов.
2. Мотивационный:
• использование проблемных заданий;
• использование творческих заданий.
3. Психосберегающий:
• создание эмоционально-положительного фона урока;
• использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный, кинестетический).
4. Технологический
(формирующий регуляторную
• навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
• способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
• способность выбирать адекватный способ действия;
• умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
• умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
• умение давать самооценку.
При подготовке к урокам важно продумать их структуру, какими видами деятельности займутся дети. Урок информатики в этом смысле имеет свою специфику: школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности.
Важным при создании структуры является выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 15 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным. Работа с компьютером, изучение информатики не оставляют детей равнодушными. В результате появляются стихи, загадки, ребусы, кроссворды. Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Об этом говорил еще К.Д. Ушинский: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью»
Для обеспечения активной деятельности на уроках мы используем работу в группах, парах. Класс (12–15 человек) делится на группы по 4–5 человек, каждая группа получает задание, которое выполняет коллективно в течение 5–7 минут. Все учащиеся получают оценки за совместное выполнение задания, при этом учитывается не только качество выполнения, но и умение работать в коллективе.
Эффективна работа учащихся в парах, когда они составляют программу. При такой форме работы у ребят увеличивается количество шансов выполнить работу успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться.
На уроках информатики ученики могут выступать в роли консультантов. Дети, которые быстрее и успешнее других справляются с полученными заданиями, помогают одноклассникам. Это неоценимая помощь для учителя, так как он не может применить индивидуальный подход к 3–4 ученикам, которые одновременно нуждаются в его помощи, работая каждый за своим компьютером.
Пока учитель
консультирует одного ребенка, другие
ученики – консультанты – помогают
одноклассникам. Отстающие ученики
с удовольствием принимают
В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2. Учет в целевой
установке урока
3. Предусмотрение
отдельных средств психолого-
Стиль урока:
1. Определение содержания
и структуры урока в
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение
объема воспроизводящей и
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение
учителем и учащимися
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение
побуждения учащихся к
2. Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на
Знание о различных способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс реально существующий и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы – коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособления его в классном коллективе. Сформированный коллектив класса представляет собой одно из условий создания благоприятного психологического климата на уроке.
Сплоченность коллектива - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.
Оптимальное управление психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
Информация о работе Система показателей оценки уровня методической готовности учителя информатики