Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:40, курсовая работа
Цель работы – выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатики. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ДатьРассмотерть определение психологическому климату и выявить сущность психологического климата;
2. Изучить факторы , влияющие на формированияея психологического климата;
3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата на уроке
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 4
1.1 Психологический климат: понятие и факторы 4
1.2 Психологический климат на уроке 6
1.3 Особенности психологического климата на уроке информатики 13
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ 17
2.1 Способы формирования благоприятного психологического климата 17
2.2 Методы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатике во время прохождения педагогической практики в СОШ №21 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ». Именно этой позиции придерживалась я.
Моя еще небольшая педагогическая практика, сотрудничество с педагогами школы и района, постоянное самообразование по предмету позволило мне прийти к своей педагогической идеи (надеюсь со временем её более усовершенствовать). В ее основе лежат принципы как традиционной, так и не традиционной формы обучения.
Активизацию
познавательной деятельности
на уроках информатики
обеспечивалось,
постановкой и выполнением
следующие задачи:
Основными направлениями в своей работе считаю:
Личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении, который обеспечивает успешное усвоение учащимися учебного материала посредством использования на уроке:
Много внимания уделяю вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий:
Так как, психологический климат – это, во-первых, результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для укрепления этих отношений, формирования полноценного классного коллектива необходимо:
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.
Для создания благоприятного психологического климата во время урока были использованы методы групповой работы во время выполнения практических, в ходе которой ученики могли свободно обсуждать задания и помогать друг другу. Также задания были дифференцированы, что позволяло ученику выбрать тот уровень, с которым он может реально справиться.
Сложным было не видеть взгляд ребят, но помогая каждому индивидуально, это проблема была решена. Мне было важно личное общение с ребятами для того, чтобы составить психологическую картину всего класса.
Давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз. Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.
Таким образом, оценивание происходило не сразу, а на следующий урок с предварительным разбором ошибок, при желании ученик мог переделать работу.
На лекционных занятиях использовались демонстрационные материалы, которые облегчали восприятие материала. Также показывался разбор заданий по изученной теме, чтобы у ребенка впоследствии не возникало страхов перед проверочными работами.
Лекции проходили в режиме двухстороннего диалога, ученики отвечали на вопросы, рассуждали, задумывались. Для повышения интереса к предмету давались логические интересные задачи.
Дисциплина в классе поддерживалась относительно стабильная, хотя нарушения ее были, в основном лидерами класса, но при этом урок не срывался.
За пределами кабинета со всеми учениками были доброжелательные отношения, старалась проявлять интерес к значащим для них событиям.
Развивая в себе такие качества как открытость, доброжелательность и коммуникабельность получилось сохранять благоприятное отношение учеников к себе, и вследствие чего на уроке можно было говорить о наличии благоприятного климата.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собой динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «я». Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих – психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления учителей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответствен
Информация о работе Система показателей оценки уровня методической готовности учителя информатики