Система показателей оценки уровня методической готовности учителя информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатики. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. ДатьРассмотерть определение психологическому климату и выявить сущность психологического климата;
2. Изучить факторы , влияющие на формированияея психологического климата;
3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата на уроке

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 4
1.1 Психологический климат: понятие и факторы 4
1.2 Психологический климат на уроке 6
1.3 Особенности психологического климата на уроке информатики 13
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ 17
2.1 Способы формирования благоприятного психологического климата 17
2.2 Методы формирования благоприятного психологического климата на уроках информатике во время прохождения педагогической практики в СОШ №21 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Korneeva (1).doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Формирование  и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.

Формирование  хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов  на психологический климат в детском  коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Доброжелательная  обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Одним из важных качеств учителя является педагогический стиль руководства. В наши дни выделяют много стилей педагогического руководства, но остановимся на основных.

1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная  тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов класса и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются учителем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. При авторитарном стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Либеральный.  Главной особенностью либерального  стиля руководства по сути дела является самоустранение учителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Либеральный стиль является наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации – наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При либеральном стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3.Демократический.  Что касается демократического  стиля, то здесь в первую  очередь оцениваются факты, а  не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами класса царила вражда, особенно заметная на фоне покорности учителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского в качестве директора школы и учителя дала ему возможность сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; со-здание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

Для формирования психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на следующее:

- определение  неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли  в группе;

- коррекцию  формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

- определение  уровня сплоченности класса и  его психологической атмосферы;

- применение  игр, направленных на сплочение  коллектива;

- определение  причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

- изучение индивидуальных  особенностей школьников;

- развитие коммуникативных  навыков;

- определение  влияния личности педагогов и  классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

- социально-психологическая  коррекция взаимоотношений в  коллективе (проведение социально-психологических  тренингов и психологических  консультаций). Для формирования  благоприятного климата в классе  можно рекомендовать групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.

Для создания благоприятного климата на уроке должны выполняться  три функции.

Первая  функция – «открытие ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические  операции:

1. Выбор пластической  позы.

Поза, которую  принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что  невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция  информации с помощью пластического  образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке  способствует или препятствует их «открытию» на общение.

2. Подача информации с позиции «мы»Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками32.Установление личного контакта.

Личный контакт  может устанавливаться различными способами: 
вербально, визуально, тактильно.

Вербальный  контакт осуществляется посредством  слов. Это может быть обращение  к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую педагоги называют лишь фамилию ученика).

Тактильный  контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость  в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.

Вторая  функция – «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

1. Демонстрация  расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым  влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

2. Проявление  интереса эта операция проявляется  в двух умениях – умении  слышать и умении задавать  вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи  данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья  функция – «возвышение» ребенка.

1. Просьба о  помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда  бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель  обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как  помощь оказана, следует поблагодарить  школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание  оптимистического рубежа

Оптимизм –  это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится  и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий  перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

2.2 Методы  формирования благоприятного психологического  климата на уроках информатике  во время прохождения педагогической практики в СОШ №21

Изучая вместе с учащимися  информатику и информационные технологии, моя деятельность как учителя информатики направлена  на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу  научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях, моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
  • развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

При устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический  барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Информация о работе Система показателей оценки уровня методической готовности учителя информатики