Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:14, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья рассматривается как самая малая ячейка общества.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как нужно себя вести. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. В семье, закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.
Введение______________________________________________________3
1. Многодетная семья как социальная норма современного общества ___5
2. Проблемы многодетных семей __________________________________7
3. Работа социального педагога с многодетными семьями_____________11
4. Социальная поддержка многодетным семьям _____________________17
Заключение ____________________________________________________24
Список литературы______________________________________________25
2
Федеральное Государственное учреждение высшего профессионального образования «Южный Федеральный университет» в г.Зернограде Ростовской области
Реферат «Система социальной работы с многодетными семьями».
Выполнила: студентка 1-го курса специальности «социальный педагог» Мыстрова Ирина Григорьевна Проверил: к.п.н. доцент Чальцева И.С.
Г.Зерноград 2009г. |
План
Введение______________________
1. Многодетная семья как социальная норма современного общества ___5
2. Проблемы многодетных семей ______________________________
3. Работа социального педагога с многодетными семьями_____________11
4. Социальная поддержка многодетным семьям _____________________17
Заключение ______________________________
Список литературы____________________
Введение
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья рассматривается как самая малая ячейка общества.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как нужно себя вести. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. В семье, закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. [2, стр.215.]
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состоянии государства. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации социальных функций репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная – социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершенно летних и престарелых;
- социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение – духовное общение каждого члена семьи;
- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая – организация рационального досуга;
- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи. [1, стр. 273.]
Для того чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать типы семей. Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья (муж, жена и дети);
Затем – молодая семья (супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет);
Неполная семья – это семья с одним родителем;
Внебрачная семья – возникающая с рождением внебрачного ребенка;
И семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. [1. стр. 279.]
Ещё существует такая категория семей как – многодетная.
«Многодетность – христианский подвиг и благо для семьи», - говорит Церковь. «Необходимо повышать рождаемость, а то демографический кризис нас погубит!» - говорит государство. [3]
Все многодетные семьи делятся на три категории:
· семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
· семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
· неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально - психической неуравновешенности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 - 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.[9]
В своей работе рассмотрим виды работы социального педагога с многодетными семьями.
1. Многодетная семья как социальная норма современного общества.
Значение семьи в жизни любого человека трудно переоценить. Семья формирует мировоззрение, нравственные устои, жизненные приоритеты и ценности. Она остается самым действенным институтом, сохраняющим и передающим последующим поколениям все то прекрасное, что накопилась в веках. От нее зависит, какое воспитание получит молодежь, какие ценности примет, какие таланту найдет и пробудит в себе.
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Одним их проявления этого кризиса является падение рождаемости, появление большого числа бездетных семей, резкое сокращение количества многодетных семей. законодательно установлено, что многодетной семьей считается, когда в ней трое детей. Согласно официальной статистике, таковых в России 6,6%, причем в центральных регионах этот процент гораздо ниже. Наверное, это мало, ведь «порог» многодетности и так был снижен: раньше государство считало многодетными семьями с пятью и более малышами. Множество факторов влияние на сокращение числа многодетных семей. [5]
Мною был проведен опрос у 30 человек, я задавала вопрос «Какая она - «многодетная семья»». И вот что мне удалось выяснить: 8 человек ответили, что это очень дружная, веселая и ладная семья; 7 человек – считают, если семья имеет 3х и более детей, то она обеспеченная; 6 человек, считают, что мать рожает от всех с кем живет; 5 человек, что это набожные люди и им нельзя делать аборты и 4 человек ответили, что это неблагополучные семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства, а нестабильность экономической жизни лишь усугубляет этот процесс.
Анализ условий жизни семей показал: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количество детей от доходов семьи: неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождаемости следующего ребенка. Интересно, что чаще мужья считают материальные условия плохими и расценивают это как препятствие к появлению ребенка.
Исследование демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей. Существует отчетливая преемственность в вопросе о реальном количестве детей: однодетность родителей, как правило, проявляется в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремиться к трехдетности. По данным анкетирование школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предлагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. Это свидетельствует о моральной удовлетворенности своим состоянием. А чем меньше детей в родительской семье (особенно если ребенок растет в семье один), тем чаще пребывание в детской среде (в детском саду или школе) и сравнение ситуации своей семьи с другими ведет к определенному дискомфорту. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.[ 10]
2. Проблемы многодетных семей.
Первая и самая большая проблема это материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная: такие семьи получают меньше фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.[4]
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Семья с тремя несовершеннолетними детьми при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности. Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков, приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.[4]
Еще одна немаловажная проблема это жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно. Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.[5]
Тем не менее, деньги не всегда главная проблема в многодетной семье. Те, кто сознательно рожает много детей или реально представляют себе, каким образом они будут этих детей содержать (как правило, успешные, состоявшиеся профессионалы, представители «среднего класса») или, если это люди глубоко верующие, полагаются на то, что Бог, давая ребенка, даст ему и пропитание. Как правило, так оно и получается. Опять же, у всех разный уровень представлений о материальном благополучии: для одних норма собственный дом с евроремонтом и две машины, другие счастливы и в небольшой, просто обставленной квартирке. Ведь, как известно, количество счастья никак не соотносится с количеством денег. Ну, а на нормальное питание и образование для своих детей сегодня можно заработать, было бы желание, да голова и руки. [5]
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.
Информация о работе Система социальной работы с многодетными семьями