Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:14, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья рассматривается как самая малая ячейка общества.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как нужно себя вести. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. В семье, закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.
Введение______________________________________________________3
1. Многодетная семья как социальная норма современного общества ___5
2. Проблемы многодетных семей __________________________________7
3. Работа социального педагога с многодетными семьями_____________11
4. Социальная поддержка многодетным семьям _____________________17
Заключение ____________________________________________________24
Список литературы______________________________________________25
4. Социальная поддержка многодетных семей.
Многодетным семьям (их членам) в качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:
1) скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
2) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений;
4) 50-процентная скидка в оплате проезда один раз в гол на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из многодетных семей;
5) право на прием детей из многодетных семей в дошкольные учреждения в первую очередь;
6) бесплатное питание (завтраки и обеды) детей из многодетных семей ;
7) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой;
8) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности;
9) один день в месяц для бесплатного посещения детьми из многодетных семей музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
10) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
11) первоочередное предоставление многодетным семьям садовых или огородных земельных участков а размере не менее 0,15 гектара на семью;
12) одноразовое выделение многодетным родителям для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий земельных участков с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и т.д.);
[12]
На сегодняшний день у многодетных матерей существует целый перечень льгот. Многодетные матери, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 №81 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 года, получают ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет.
Пенсионные льготы для многодетных матерей впервые введены Законом СССР о государственных пенсиях от 14.07.1956 года. Они были восприняты и российским законодательством «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. Федеральный закон от 17.12.2006 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступил в силу с 1 января 2002 года, также сохранил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возроста 18 лет.
Женщины, проживающие в сельской местности, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет.
Многодетная мать имеет право обратиться к работодателю с просьбой установить ей режим неполного рабочего времени, как 2,5 дня в неделю, так и 2 дня в неделю. Данное право закреплено ст.93 трудового кодекса РФ.
Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава» и грамота о награждении орденом «Родительская слава». При награждении орденом «Родительская слава» одному из награжденных родителей (усыновителей) будет выплачиваться единовременное денежное поощрение в размере 50000 рублей в порядке, определенном Правительством РФ. [7]
Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных, приоритетных направлений государственной семейной политики. Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.
Но не все так гладко, есть и свои проблемы, недостатки, так, например:
* отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;
* недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);
* недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;
* недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;
* недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.
В РФ существует программа государственной поддержки многодетных семей, которая рассчитана на 2008-2015 годы.
Соотношение Программы с приоритетными национальными проектами. Программа по своему содержанию не дублирует действующие приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а дополняет предусмотренные ими меры и реализует самостоятельное стратегическое направление государственной социальной политики. Сроки и этапы реализации Программы Расчетный период реализации Программы – 2008–2015 гг. I этап – 2008–2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Программы); II этап – 2011–2015 гг. (продолжение осуществления предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).
Определение понятия «многодетная семья» в настоящей Программе.
В настоящей Программе под многодетной семьей понимается: для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет; для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
Актуальность Программы. Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.
Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей. Многодетная семья должна рассматриваться в общем, контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия. Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:
• почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;
• почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;
• треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;
• в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.
Особая проблема многодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80% и т.д.
Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.
Цель Программы – стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России.
Задачи Программы.
Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:
• обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
• улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;
• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
• повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
• обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;
• повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.
Основные показатели Программы.
Основные показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей Программы к 2015 году:
* повышение доли многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6-7 % до 12-15 %;
* снижение к 2010 году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума - до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.
* повышение доли лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского значения;
*снижение уровня безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных отцов - до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;
*снижение уровня безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга (супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 5 % к 2015 году.
Источники финансирования.
Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационно-правовое обеспечение реализации Программы.
Правовые основы настоящей Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация.
Исполнители Программы:
* Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
* Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации; и.т.д.
Другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация о работе Система социальной работы с многодетными семьями