Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:14, реферат
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья рассматривается как самая малая ячейка общества.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как нужно себя вести. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. В семье, закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.
Введение______________________________________________________3
1. Многодетная семья как социальная норма современного общества ___5
2. Проблемы многодетных семей __________________________________7
3. Работа социального педагога с многодетными семьями_____________11
4. Социальная поддержка многодетным семьям _____________________17
Заключение ____________________________________________________24
Список литературы______________________________________________25
Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.[5]
Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Школу не посещают не только подростки 16-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие девиации поведения.
В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.[10]
Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-15%.Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение. Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка, вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдает режим, качество питания. В структуре заболевания детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.[10]
Многообразие проблем возникающих в многодетных семьях привело к необходимости вмешательства социального педагога способного оказать любую помощь, в которой нуждается та или иная семья.
3. Работа социального педагога с многодетными семьями.
Любая деятельность, социального педагога, начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целенаправленное, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетные семьи все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье есть физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.
Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, регулятивной) и, естественно, становится несостоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.[11]
С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Но это тема отдельного разговора. Большинству же семей требуются социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа), в жизни каждого человека, — базисная основа первичной социализации личности. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более — многодетной.
Естественно, работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями.
Виды деятельности социального педагога по отношению к многодетным семьям могут быть следующими:
Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).
Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.
Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.
Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.
Правовое просвещение в многодетных семьях.
Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.
Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.
Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.
Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.
Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».
Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.
Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации...).
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья.
Медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи.
Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей.
Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье.
Постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания в службах временного пребывания детей. Связь с педагогическим коллективом (детские приемники, приюты, стационары...).
Налаживание взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьей.
Помощь в организации семейного отдыха и досуга.
Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни [11]
В настоящее время сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчиненности. В обязанности социального педагога входит, как предоставление информации о них, так и вовлечение семей для участия в их деятельности. Назовем некоторые из них:
— клубные объединения по месту жительства;
— санаторные и лесные школы для детей с патологией здоровья и физического развития;
— территориальные социально-образовательные центры для подростков и старшеклассников;
— центры помощи семье и детям (центры помощи семье, центры защиты семьи и т.п.);
— школы полного дня для социально дезорганизованных подростков;
— центры и службы профориентации и трудоустройства старшеклассников;
— коррекционно-реабилитационные центры.
— Службы и центры в регионах и городах имеют различные названия, но их направленность и содержание деятельности становятся понятными из названий:
— медико-психологическая служба семьи,
— служба педагогической анимации и социальной защиты прав ребенка,
— служба по работе с проблемными детьми и детьми со специфическими нуждами,
— служба молодежных социальных инициатив,
— служба профессиональной и социальной ориентации,
— медико-психолого-юридическая консультация по вопросам семьи и детства,
— служба психофизического здоровья и коррекции общения (медико-психологический центр «Здоровье» и т.п.),
— служба организации досугово - творческой деятельности (это может быть социально-педагогический центр «Семья», социально-развивающий центр «Досуг», Центр досуга и развития и др.).[11]
Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефоны различных центров. Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медикосоциальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия, центр помощи пережившим сексуальное насилие и т.п. Родителям следует знать о специалистах и секторах работы в школах, способных помочь семье в решении актуальных для нее вопросов.[11]
Могу конкретно сказать, что в нашем посёлке, Донском, в администрации сельского совета, социальный работник ведет работу с разными категориями семей, в том числе и с многодетными. Хотя в посёлке их всего 6. За основу была взята программа «Семья». Вот некоторый перечень мероприятий по программе:
— Диагностика семей.
— Социологическое обследование родительского контингента.
— Организация содействия родителей школе.
— Праздники микрорайона «Масленица», «Рождество», «Троица» и др.
— Конференция микрорайона «Социум и воспитание».
— Педагогический совет «Взаимодействие школы с родителями как частью социума».
— День открытых дверей в школе.
— Программа медико-социальной помощи семьям.
— Информационный стенд «О Вас и для Вас, родители».
— Семейные субботы.
— Проведение семейных праздников: «День здоровья», «Новый год — семейный праздник», «Папа, мама, я — спортивная семья».
— Школа родителей будущих первоклассников.
— Создание банка развлекательных игр «Дом и семья играют вместе».
— Помощь в организации семейных праздников, фестивалей конкурсов. Например, встречи в «Семейной гостиной»; День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры» (совместно с комитетом по культуре). [6]
Все выше перечисленные праздники проводятся в районе, при поддержки главы администрации Зерноградского района. Также у нас предусмотрена программа получения жилья «Многодетные семьи на селе». Во время каникул предлагаются бесплатные путевки в детские оздоровительные лагеря.
Так же в нашем районе существуют такие центры как: Отдел социальной защиты населения; отдел образования; реабилитационный центр «Росток» и «стол» адресной помощи – которые решают проблемы возникающие в многодетных семьях. Основным посредником между данными организациями и семьями является – социальный педагог. Для успешной работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями.[11]
Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.
Для решения этих задач социальный педагог изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело нелегкое. Прежде всего, нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации.
Информация о работе Система социальной работы с многодетными семьями